Календарь круглых дат
Мария Порядина
Призванный в собеседники
Это уже так самим богом устроено, и
волтерианцы напрасно против этого говорят.
Антон Сквозник-Дмухановский
Народ наш, как правило, с удовольствием
слушает духовных лидеров и легко поддается на
интеллектуальные провокации. В умственном
смысле мы вообще легки на подъем: хлебом нас не
корми, зрелищ не устраивай, а только дай
поразмышлять обо всем на свете, и желательно
вслух. Таковы особенности национального, тьфу,
менталитета, и ничего тут не поделаешь. Но время
от времени возникали в истории люди, чье влияние
на русские умы даже на фоне «всемирной
отзывчивости» представляется фантастическим по
интенсивности и долговременности.
Один из них – Франсуа Мари Аруэ де
Вольтер (1694–1778), сын парижского нотариуса,
воспитанник иезуитов, сочинитель-вольнодумец,
лирик-сатирик, историк-публицист, борец за
общественную нравственность, великий собеседник
великих людей, в представлении многих из нас –
просветитель всех времен и народов.
Сближение Вольтера с Россией началось
еще при Елисавете Петровне. С 1745 года он
добивался, чтобы его приняли в почетные члены
российской Академии наук, и Петербург пошел
французскому мыслителю навстречу. Позже
императрица (при посредничестве Шувалова)
официально «заказала» ему историю Петра I
(Ломоносов, и без того загруженный, был вынужден
поставлять Вольтеру материалы). Сам факт работы
знаменитого француза над книгой, фактически
прославляющей русского царя, произвел
впечатление на Европу. Так, Фридрих II
наигранно удивлялся, с какой стати Вольтер
«вздумал писать историю волков и медведей
сибирских». И хоть вольтеровская «История Петра
Великого» (первая часть вышла в 1759) показалась
русским заказчикам чересчур краткой и несколько
тенденциозной, все-таки приятные отношения
продолжались до кончины Елисаветы, о которой
Вольтер жалобно сообщал: «Моя императрица
русская умерла… выходит, что я потерпел
чрезвычайно большую потерю».
Но не прошло и года, как Екатерина II
возобновила российско-вольтерьянскую любовь.
Новая императрица увлекалась просветительскими
идеями вполне искренне, что очень понятно, если
иметь в виду годы ее первого замужества и
личностные особенности венценосного супруга. От
многих житейских невзгод она спасалась чтением,
трепетное отношение к книгам пронесла через всю
жизнь. Именно этим объясняется, кстати, известный
ее благотворительный акт – выкуп библиотеки
Дидро. На восторженные письма по этому поводу
Екатерина смущенно отвечала: «Я не предвидела,
что покупкою библиотеки Дидро приобрету себе
столько похвал. Было бы жестоко разлучить
ученого с его книгами; мне часто случалось
бояться, чтоб меня не разлучили с моими
книгами...»
У российского Просвещения оказалось
женское лицо. Елисавету желали видеть «Минервой
на троне», Екатерину – как бы непосредственно
видели; Вольтер это сразу понял и охотно
поддерживал игру. А Екатерина всегда ценила тех,
кто умел играть всерьез.
Она стала рассказывать ему обо всем: о
дождях и собаках, об обязанностях дворян,
священников и хлебопашцев, о пейзажных парках, о
своих любовниках, о врагах и завоеваниях, о том,
как ее понимают или не понимают… Письма
царственной корреспондентки, которую мыслители
называли между собой ласково-торжественным
именем Като, обсуждались в кружке
единомышленников, о которых Вольтер пишет: «Мы
трое – Дидро, д’Аламбер и я, – мы воздвигаем вам
алтари», – и вместо подписи ставит:
«Священнослужитель Вашего храма».
Имея дело с российской правительницей
и ее друзьями, он отчасти играл роль того
гражданина, призванного всеблагими в
собеседники, о котором лет через семьдесят
напишет Тютчев:
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был…
Вольтер идеально подошел на роль
«допущенного в совет» и не чувствовал неловкости
в дружбе с немецкими, датскими, шведскими,
польскими правителями. Фридрих Великий («философ
из Сан-Суси») долгие годы находился под его
влиянием; да и сама Екатерина говорила: «Вольтер
– мой учитель… Его произведения развили мой ум и
мою голову; я его ученица».
Не стоит угадывать в этих словах
кокетство, политический расчет или желание
хорошо выглядеть в глазах Европы; впрочем, даже и
за такие намерения никто из нас не вправе
упрекать российскую императрицу. Было нечто
гораздо более человеческое, без чего Екатерина
не мыслила себя, не умела существовать: ей нужен
был собеседник, отзывчивый и понимающий. И –
правильно понимающий. Такого она и нашла в лице
Вольтера.
Надо сказать, что и у Вольтера были
основания восторженно относиться к России.
Особенно импонировала ему религиозная
терпимость, которую проповедовала Екатерина.
Именно в этом отношении тогдашняя Франция
существенно нам уступала; достаточно сказать,
что «преступления против веры» преследовались
там особенно жестоко, практиковались публичные
казни через сожжение, разрывание шестью
лошадьми, четвертование…
Вольтер не только «ввел в моду»
Екатерину, но и оправдывал ее перед европейскими
недоброжелателями: «Я ее рыцарь и готов защищать
ее против целого света… Я уверен, что ее муж не
сделал бы ни одного из тех великих дел, которые
ежедневно совершает моя Екатерина».
А популярность Вольтера и
просветителей с подачи Екатерины оказалась в
России ошеломляющей. Издавались запрещенные во
Франции сочинения, государственные деятели
лично оказывали философам всяческие милости;
газета «Московские ведомости» писала о Вольтере
столь часто, что российская публика была
прекрасно осведомлена о том, как ведет хозяйство
его племянница. Кто не читал Вольтера, тот
отсталый и непросвещенный варвар...
Европейские монархи уже смотрели на
российский придворный круг как на «гнездо самых
революционных идей», а эпидемия
распространялась. Вот митрополит Евгений
сокрушается о том, что «письменный Вольтер
становится у нас известен столько же, как и
печатной», что «сокровенными путями повсюду
разливается вся его зараза». Не только во
дворянстве, но и в «низших состояниях» у Вольтера
находятся признательные читатели; Григорий
Теплов, статс-секретарь императрицы, отмечает,
что и мещане «вменяют себе в стыд не быть с
Вольтером одного мнения»; В.А.Левшин сообщает,
что «разнасаждение французского православия
пустило свои корни еще далее: начали французить
купцы и холопы».
Но переписка Екатерины с Вольтером (а
также Дидро, д’Аламбером, Гриммом и другими) –
это не просто взаимная реклама России и Европы.
Это и обмен идеями, и формирование
«общественного мнения», роль которого
значительно усилилась в XVIII веке, и проверка
собственных планов на прочность…
Так, например, Вольтер удостоился
чести обсуждать «византийский проект» Екатерины
времен русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Кстати, он
оказался самым горячим сторонником победоносной
войны русских против турок: «Если они начнут с
Вами войну, мадам, их постигнет участь, которую
предначертал им Петр Великий, имевший в виду
сделать Константинополь столицей Русской
империи. Эти варвары заслуживают быть
наказанными героиней за тот недостаток почтения,
который они до сих пор проявляли по отношению к
дамам. Ясно, что люди, которые презирают изящные
искусства и запирают женщин, заслуживают того,
чтобы их уничтожали. <...> Я прошу у Вашего
императорского Величества дозволения приехать,
чтобы припасть к Вашим стопам и провести
несколько дней при Вашем дворе, когда он будет
находиться в Константинополе, поскольку я
глубоко убежден, что именно русским суждено
изгнать турков из Европы».
Энтузиазм новоявленного эллина
позволил Екатерине еще раз убедиться в
несостоятельности проекта; она приложила немало
усилий, чтобы охладить пыл Вольтера. И вообще, чем
дальше, тем чаще она досадовала на его наивные
рассуждения. В конце концов, сидеть на троне и
обладать всемогуществом – это не одно и то же.
А Вольтер, казалось, не понимал, что не
все чудеса совершаются по мановению руки
коронованной особы. В 1778 году пожилой
«фернейский пустынник» даже засобирался было в
Петербург, но Екатерина сделала все, чтобы
поездка не состоялась: «Като лучше видеть
издали».
Впрочем, после смерти Вольтера она
выкупила его собрание книг, часть рукописей и
писем. «Чувствительные души при виде этой
библиотеки всегда будут вспоминать, что этот
великий человек сумел внушить человечеству то
всеобщее доброжелательство, которым дышат все
его произведения…»
Екатерина считала, что Вольтера
следует читать и затверживать наизусть:
«изучение его образует граждан, гениев, героев и
писателей, разовьет сто тысяч талантов». По
инерции ли мышления, или же по своим собственным
заслугам Вольтер и впрямь оказался мыслителем на
все времена. Для читающих людей авторитет его был
непоколебим; у нечитающих не было ругательства
удобней, чем «окаянный вольтерьянец». Даже и в
советские годы Вольтер – как атеист – был почти
в фаворе.
«Философы… имеют свои недостатки, как
и другие люди, они не всегда пишут отличные
сочинения; но, если б они могли соединиться все
против общего врага, это было бы доброе дело для
рода человеческого».
Статья подготовлена при поддержке нотариальной конторы Юлдашевой Татьяны Васильевны. Работа с документами – сложный процесс, имеющий свои трудности и проблемы. На сайте, расположенном по адресу www.yuldasheva.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к нотариусу в удобное время. В нотариальной конторе Юлдашевой Татьяны Васильевны работают только высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы с клиентами.
Эхо вольтерьянства тревожит Россию до сих пор. В
год 310-летия со дня рождения великого вольнодумца
Василий Аксенов опубликовал роман, посвященный
воображаемой встрече Вольтера и Екатерины.
Поставьте эту книгу на выставку, оформленную к 21 ноября!
|