Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Конкурс

Самое ценное – обсуждение и споры

Семь вопросов Ольге Мяэотс

Итак, объявлен новый конкурс «Мы разные – но мы дружим» с не очень обычными условиями. Нас он так заинтересовал, что мы решили поговорить поподробнее с одним из его организаторов, – с человеком, который его придумал. И это не кто-нибудь, а наш давний друг Ольга Николаевна Мяэотс, заведующая сектором Детского зала ВГБИЛ

Как возникла идея конкурса?

Наверное, она возникла как отклик на вопрос наших коллег – библиотекарей и педагогов: как объяснить детям, что такое толерантность?

Что греха таить, и само это слово до сих пор никак не приживется в нашем сознании и невольно воспринимается «нетолерантно», то есть с предубеждением, а уж подобный образ мыслей и жизни прививается с большим трудом.

В то же время известно, что «чужие ошибки» как и «чужой пример» не такое уж эффективное воспитательное средство: почему-то на них никто не желает учиться. Так возникла идея обратиться к нашему собственному опыту. И предложить детям и взрослым, покопавшись в собственной памяти, вспомнить, как и когда они проявили эту самую «толерантность».

Если не понятно, что такое «толерантность», как дети догадаются, что они ее проявили?

В название конкурса вынесена фраза, которую придумали сами дети, когда им предложили объяснить своими словами, что такое толерантность. В этом году в издательстве «Рудомино» вышла детская книжка с таким же названием. В ней собраны пять рассказов разных авторов, в сюжетах которых непохожие люди или звери вдруг понимают, что нужны друг другу, и тогда рождается дружба. А цену дружбе дети знают, может, даже лучше, чем взрослые. Все рассказы на первый взгляд очень простые, и в то же время они поражают своей мудростью. Эту книгу мы, кстати, приготовили в подарок нашим финалистам.

Такой сюжет об очень непохожих друзьях довольно распространен в детской литературе.

Верно. Возьмите, хотя бы великодушного Малыша и жадину и бахвала Карлсона, Маленького Принца и капризную Розу, Петю и Гаврика из книги «Белеет парус одинокий», или пример для тех, кто постарше – Арсеньев и Дерсу Узала. Вот пусть для начала и взрослые, и дети вспомнят и обсудят такие книги. Постараются понять, что притягивает людей друг к другу, и как это сближение непохожих характеров и жизней, вдруг рождает удивительно красивые и достойные отношения, и человек, который вас столько времени раздражал, вдруг открывается с неожиданной стороны и становится бесконечно ценен.

Нам бы хотелось, чтобы участники вспомнили трудности и радости, плохое и хорошее, признали ошибки и гордились достижениями. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что особенно важны именно хорошие воспоминания потому, что радостное и светлое легче усваивается. И делает великодушными и терпимыми…

Вы говорите об обсуждении, выходит, это не индивидуальный конкурс, а коллективный?

Самое ценное в конкурсе – обсуждение, взаимная откровенность, радость общения, и даже споры. Мы очень надеемся, что конкурс объединит детей и взрослых. Пусть в общей работе примут участие ученики и учителя, библиотекари и родители.

Чего вы ждете от таких обсуждений?

Работы, которые будут присланы на конкурс, не обязательно должны быть документальными рассказами из жизни какого-то мальчика или девочки, хотя это, конечно, «главный жанр», и в первую очередь рассчитываем мы на него. Очень хорошо, если у кого-то получится вспомнить и рассказать о своем личном опыте, но если у вас такого нет, или вы не можете ничего вспомнить, – да просто стесняетесь! – можно рассказать о своем друге, или о родителях, родственниках, поделиться впечатлением от прочитанной книги или увиденного фильма. Самое главное, чтобы вы сумели выразить ваши собственные чувства, свое личное отношение пусть даже они будут не стопроцентно корректными или нескладно изложенными. Дерзайте!

И, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, мы специально отметили, что можно представлять на конкурс и коллективные работы, созданные именно в результате таких совместных обсуждений.

А как должны выглядеть эти работы?

Для индивидуальных сочинений мы определили объем – две тетрадные страницы. А что касается коллективных – тут мы готовы к сюрпризам и даже ждем их!.. У кого-то получится газета, у кого-то альманах, у кого-то мемуары (конечно, не очень длинные), фотомонтаж, хроника, дневник, описание проделанной работы. Да, вот этот последний опыт тоже очень важен! Ведь подобные дискуссии – тоже школа толерантности и попытка разрешения противоречий. Вот и напишите, как шло дело у вас в семье, в классе, в библиотеке. Это ценнейший опыт!

Мы очень надеемся, что местом этих встреч станет школьная библиотека, а главным вдохновителем и советчиком – школьный библиотекарь, сумевший объединить вокруг себя самых разных участников.

Для таких библиотекарей и педагогов мы учредили специальный приз – «За сотрудничество», который предполагаем присудить за лучшее описание совместной работы и за свои комментарии к ней.

А лучшие работы мы напечатаем в нашей газете…

И поместим на сайте Института толерантности.

И, конечно, будут призы и дипломы… Но главное – победит дружба.

И еще один, личный, вопрос. Какие из Ваших любимых детских книг – о толерантности?

Все истории о Муми – Троллях и, представьте себе, «Курочка-ряба».

Беседовала Людмила Сухова