Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 09 (18) · Вкладка в «БШ» № 20 (128) · 16–31 октября 2004 года

О чем спорим

Мария Порядина

Пропаганда терпимости среди потерпевших

Пожалуйста, дочитайте до конца эту статью. Даже если вам очень не понравится начало. А потом напишите нам не затем, чтобы возмутиться: «Как она посмела?», а для того, чтобы возразить по-существу. Или согласиться. И предложить свое видение проблемы: что же делать? Это вопрос не пустой полемики. Он важен для каждого, кому не все равно, что и как мы воспитываем в себе и детях, в школе и дома. А может быть, вы обсудите эту статью с ребятами или коллегами?

Мария Евгеньевна
Порядина

старший научный сотрудник
Российской книжной палаты, литературный критик,
журналист

Москва

Осторожно: провокационный вопрос!

Кого у нас больше любят – негров или чеченцев? То есть, извините, в принятых терминах «политкорректности» – афроамериканцев или граждан кавказской национальности?

Нет, вам не обязательно воспринимать этот вопрос как личный. Просто посмотрите тот же телевизор или включите радио, или пройдитесь по интернетным ресурсам, предоставляющим новости. И тогда вы увидите однозначный, как говорится, ответ.

Обаятельные чернокожие играют в европейских и российских футбольных клубах, и отношение к ним – самое доброжелательное, причем не только среди футбольных «фанатов». (У меня у самой на компьютерном «рабочем столе» стоит портрет Уинстона Паркса: та-акой взгляд! та-акая улыбка!..)

Colored people («цветные люди») – одна из модных составляющих современной «легкой промышленности», то есть шоу-бизнеса. Посетите ресурсы, посвященные какой-нибудь отечественной или зарубежной «Фабрике звезд» и полюбуйтесь, как мило выглядят на эстраде темнокожие исполнители популярных песенок, как сходят с ума девчонки – поклонницы «шоколадных зайцев».

Надоела я вам со своими неграми? Тогда переключим внимание на японцев или китайцев: рестораны с восточным меню, чайные церемонии, икебаны всякие… А вот шашлык непопулярен! Его предлагают разве что в дешевых кормушках на шоссе или возле рынков. Приличное заведение предпочитает соблазнять клиентов морепродуктами!

Модельеры и визажисты то и дело обращаются к этнической экзотике, только не к горцам в папахах, а к фарфоровым статуэткам в кимоно или к знойным африканским пантерам.

Даже на бытовом уровне – «кавказцы» не в моде. Они появляются разве что в выпусках новостей – преимущественно плохих новостей.

И вот результат.

Мы чрезвычайно терпимы к неграм, которые гоняют мяч, поют веселые песенки, гуляют вдоль подиумов и не представляют для нас никакой, ну совершенно никакой опасности!

И почему-то нетерпимы по отношению к чеченским женщинам…

Почему же мы проявляем интолерантность? Разве потому, что чеченская женщина не так заплетает косы, или потому, что она по-другому варит суп, или потому, что она следует заповедям Корана?

Вовсе нет! Просто мы боимся. Ведь эта женщина может оказаться террористкой. Когда мы опасаемся агрессии, мы подсознательно готовимся к обороне и не можем быть толерантными.

Самое обидное то, что наши страхи небеспочвенны! Каждый день где-то стреляют, взрывают, убивают – враждуют.

И когда меня призывают к толерантности, на языке так и вертится вопрос: против кого дружить будем?

В «толерантный» сборник ВГБИЛ «Мы разные – но мы дружим» включена повесть датского писателя Эгона Матисена «Кот с голубыми глазами». Там желтоглазые коты сначала не хотят дружить с голубоглазым собратом – ах, как скверно! Но потом голубоглазый находит дорогу в страну, где много мышей, и желтоглазые, спохватившись, проявляют толерантность, то есть начинают дружить. И все коты вместе отправляются жрать мышей в огромном количестве.

Вот и попробуйте воспитать этих мышей в духе толерантности!

А ведь многие и многие представители нашего общества чувствуют себя такими мышами, которых сейчас придут убивать дружные коты.

Среднестатистического гражданина воспитывает не только семья и школа, не только «правильные» книжки, но и та социально-культурная среда, где человек присутствует постоянно и в которой разворачиваются все события жизни этого самого гражданина. Изолировать гражданина от среды невозможно, ведь он живет в обществе и никак не может быть свободным от него.

Атмосфера социума создается стереотипами общественного сознания, а формированием их очень энергично занимаются средства массовой информации. Популярные СМИ не только рекламируют пиво и стиральный порошок. Они пропагандируют те моральные ценности и те особенности поведения, которые востребованы именно здесь и сейчас.

Какую телепередачу публика смотрит с большим интересом – интервью с правозащитником, который с умным видом рассуждает о правах человека или сводку происшествий, где журналист комментирует подробности взрыва, а оператор крупным планом снимает раненых? Вот именно.

Телевидение то и дело демонстрирует подвиги «федералов» вблизи южных рубежей, «освещает» всякого рода «боевые операции», «зачистки», «профилактические мероприятия» – то есть ситуации, в которых чеченцы и прочие усатые «лица» позиционируются как «враги».

А врагов мы боимся.

Нас учат бояться. Будем откровенны: не всякий способен фильтровать информацию, относиться к ней критически. Популярные СМИ активно навязывают нам психологию жертвы. Мы привыкаем к этому. И потом начинаем подозревать врага в каждом бородатом южанине, в каждой женщине, одетой – в отличие от нас – с мусульманской скромностью. Тому, кто психологически готов видеть себя среди жертв, очень трудно настроить себя на восприятие принципов толерантности.

Интолерантность не растет на пустом месте. Она растет там, где почва щедро удобрена слабостью, страхом, а, следовательно, ненавистью.

Как воспитать толерантность среди тех, кто боится ездить в метро, кто шарахается от бесхозных сумок на вокзале? Или среди тех, кто в один прекрасный осенний вечер повел семью смотреть спектакль и оказался в числе заложников «Норд-Оста»?

Можно ли пропагандировать терпимость среди потерпевших?

Хорошо быть богатым и здоровым. Плохо быть бедным и больным, слабым, испуганным и зависимым. Потому что бедному, больному и слабому очень трудно почувствовать в себе толерантность, эту модную ныне добродетель.

По мне, так воспитывать надо не толерантность, а чувство собственного достоинства, разумный патриотизм (который не имеет ничего общего с шовинизмом) и нравственную независимость.

У человека, который не боится жить, терпимость формируется сама собой…

А пока при слове «толерантность» мне хочется хвататься за АКМ.

Сказка Эгона Матисена «Кот с голубыми глазами» вызывает неоднозначную оценку читателей. Эту сказку и вопросы к ней вы можете прочитать в статье Диалог есть? и обсудить в классе.