Здравствуйте!
«Моей матери, которая говорила мне что
делать, и моему отцу, который показывал как». Это
посвящение прочла я в одной книге. И как ни
странно, сразу вспомнила школьную жизнь. Что
делать – это мы, школьные взрослые, знаем. И
каждый день это говорим (а порой –
провозглашаем). И все правильно – учить, так
учить. Но не успеваем мы в ритме четвертей и
полугодий оглянуться. Оглянуться на себя. И хотя
бы попытаться посмотреть на себя со стороны, а
еще лучше – глазами ребят.
Что выучить, что сделать, что
повторить, каждый день, на каждом уроке и даже на
каждой перемене. Но на ней (этой самой перемене)
мы не успеваем ничего в себе переменить. И
почему тогда эту паузу между уроками называют
переменой?
Что делать, мы говорим. И даже как
– говорим. Вот только всегда ли показываем как
(особенно на перемене, когда у каждого пусть
всего 10 минут, но своя жизнь). Закройте на минутку
глаза и представьте свой класс или несколько
первоклашек, которые что-то громко обсуждают и
никак после звонка не могут успокоиться. Что мы
делаем? Призываем к тишине! Но как? Конечно,
громко! «В библиотеке разговаривают тихо!» Но мы
иногда произносим эту библиотечную формулу
голосом главнокомандующего. «Смирно! Равнение
на…» А на кого, спрашивается, равняться? Можно на
осень: она принесла (или унесла?) листья
необыкновенной красоты и грязь на ботинках. А
потому и без сменной обуви дежурная учительница
в школу не пускает. Все правильно: чистота –
залог здоровья, да и вредно в ботинках-кроссовках
полдня на уроках находиться. Все правильно. Ну а
что сама эта дежурная учительница в сапогах
стоит, так холодно ведь в школе: отопительный
сезон еще не наступил. А ведь 5–6 уроков – не
шутка. Но на весь вестибюль 1-го этажа раздается:
«Без сменной обуви в школу не…» Ох уж сколько
этих «не», произнесенных громким, хорошо
поставленным командным голосом слышит отдельно
взятый ребенок.
Учителя в школе, конечно, тоже все
отдельно взятые. И вот про кого-то отдельно
взятого, моя знакомая, бабушка второклассника
после посещения школы сказала: «Верх
бестактности – учительский крик». Потом, правда,
и Шекспира вспомнила: «Тихий голос – прекрасная
вещь в женщинах».
На уроках учим, на переменах учим, то
бишь всегда говорим, что делать. Но почему же
забываем (не успеваем – это ведь только
оправдание) показывать как.
И поговорить в школе тоже некогда, так
просто ни о чем, о пустяках. А вот в
Великобритании, кажется, продаются палочки для
игры в пустяки. Их потом можно бросать с моста в
речку…
Вот бы выбросить все школьные что,
которые не показывают как, в осеннюю речку.
Людмила Сухова,
зам. главного редактора
Публикация статьи произведена при поддержке компании производителя отопительного оборудования «Русские котлы». В ассортименте представлены электродные котлы «Уют», «Луч» и Beril, а также ионные «Энергия» – однофазные и трехфазные модели, предназначенные для обогрева, как помещений небольшой площади, так и больших – до 950 куб.м. Отопительные котлы купить можно в интернет-магазине компании с доставкой как по Москве и области, так и в регионы России транспортной компанией. Специалисты компании всегда готовы проконсультировать по вопросу приобретения электрокотла и помочь вам выбрать оптимальный вариант.
|