Редактор Ольга Козлова
Подробности
Дмитрий Растимешин
Изменения без изменений
Закон «Об образовании» приведен в
соответствие с действительностью: раньше ничего
не имели вопреки закону, теперь не будем иметь по
закону
|
Дмитрий Владимирович
Растимешин
адвокат |
5 августа 2004 года Государственной
думой был принят в последнем чтении проект
федерального закона о внесении изменений в
законодательные акты РФ в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон “Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ и местного
самоуправления в РФ”», а 8 августа 2004 года был
утвержден Советом Федерации. 22 августа Закон был
подписан президентом. Он вступит в силу после
официального опубликования. Данным законом
утверждены многочисленные изменения в
федеральные законы РФ «Об образовании» и «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании». В статье дан анализ изменений в ФЗ
«Об образовании» (далее по тексту – Закон).
Обсуждаемые изменения являются самыми
масштабными за период с 1996 года, после того как
была дана фактически новая редакция первого в
стране образовательного закона. За истекшие 8 лет
в Закон было внесено 17 непринципиальных
изменений федеральными законодателями и
Конституционным судом РФ. Кроме того, действие
некоторых норм Закона было приостановлено в
течение последних нескольких лет федеральными
законами.
Вновь принимаемый закон предполагает
внесение сразу 35 изменений в ныне действующую
редакцию. Несмотря на то, что указанные изменения
и дополнения расцениваются властью как чисто
формальные, некоторые из них имеют практическое
значение.
Приводим наиболее важные из них.
Отмена государственной гарантии на
денежную компенсацию негосударственным школам,
на детей, получающих общее образование в них и
лицам, чьи дети получают образование дома, ранее
установленная ст. 5, п. 4; ст. 40, п. 8; ст. 41 п. 6 Закона.
Такое право было у НОУ по ст. 5, п. 4. Это новшество
коснется сектора исключительно
негосударственных образовательных учреждений, в
котором обучаются не более 0,4 % от общего числа
учащихся в России. При этом государство и сейчас
компенсирует, по разным оценкам, не более 5 % от
общих расходов на содержание частных школ. А
теперь эта компенсация полностью отменена.
Ст. 11.1 Закона существенно
преобразована. По воле законодателя возник
очередной гражданско-правовой уродец – некая
«государственная образовательная организация»
– ГОО. С момента введения в лексический оборот
этого фантома автору не удалось встретить ни
единого устного либо печатного разъяснения
значения данного словосочетания. В статье есть
оговорка, что так называемые ГОО создаются в
организационно-правовых формах, предусмотренных
гражданским законодательством для
некоммерческих организаций. Гражданским же
кодексом РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях»
предусмотрены следующие
организационно-правовые формы:
учреждения;
общественные и религиозные фонды;
государственная корпорация;
некоммерческие партнерства;
автономная некоммерческая
организация;
садоводческое, огородническое или
дачное некоммерческие объединения.
Возможно, речь идет о том, что, по
замыслу законодателя, несколько каких-либо
органов государственной власти захотят
объединиться в одну из вышеперечисленных
некоммерческих организаций с целью оказания
образовательных услуг. Оставим эти мудрые
предвидения на совести законодателей.
В ст. 13 Закона внесены дополнения, в
соответствии с которыми уставы образовательных
учреждений, помимо установленных ранее
требований, должны содержать:
д) запрет на совершение сделок,
возможными последствиями которых является
отчуждение или обременение движимого и
недвижимого имущества, закрепленного за
образовательным учреждением, или имущества,
приобретенного за счет средств, выделенных этому
учреждению собственником образовательного
учреждения;
е) порядок распоряжения движимым и
недвижимым имуществом, приобретенным
учреждением за счет доходов, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности;
ж) открытие счетов в органах
казначейства (за исключением негосударственных
образовательных учреждений).
Кроме того, во избежание имевших место
ранее разногласий и споров, в том числе судебных,
между коллективами ОУ и учредителем по поводу
принятого коллективом, но не утверждаемого
учредителем устава, введен пункт, устраняющий
этот существовавший ранее законодательный
пробел, для чего внесены соответствующие
изменения в п. 2 ст. 13 Закона, который гласит,
что порядок утверждения устава федерального
государственного образовательного учреждения
устанавливается Правительством Российской
Федерации, а государственного образовательного
учреждения, находящегося в ведении субъекта
Российской Федерации, – органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
муниципального образовательного учреждения –
органом местного самоуправления.
В ст. 16 введено положение,
упраздняющее существовавшие ранее льготы для
некоторых категорий граждан на внеконкурсное
поступление в муниципальные ссузы и вузы. Таким
образом федеральный законодатель вполне логично
предоставил муниципалитетам самостоятельно
планировать расходы на высшее и среднее
образование, исходя из собственных
представлений о приоритетах.
Одним из деструктивных, по мнению
автора, нововведений является аннулирование
гарантии государственной финансовой и
материальной поддержки в воспитании детей
раннего детского возраста, обеспечение
доступности образовательных услуг ДОУ для всех
слоев населения, ранее установленных ст. 18 п. 2
Закона. Хотя фактически эти гарантии давно не
действовали, существовали слабые надежды, что в
связи с ежегодным увеличением профицита бюджета
государство, возможно, повернется когда-либо
лицом к детям. Не повернулось.
Значительно изменена (в связи с
начатой реорганизацией властной вертикали) ст.
28 Закона, определяющая компетенцию
федеральных органов власти и управления
образованием в отрасли. В компетенцию РФ теперь
не входит установление обязательных ставок
МРОТ и должностных окладов работников ОУ, льгот
различным категориям обучающихся и работникам
всех ОУ, кроме находящихся в ведении госорганов
федерального уровня. Таким образом, реализуется
порочная тенденция «кто раздает льготы – тот их
и финансирует», в результате чего в скором
времени будут практически ликвидированы все
льготы, так как большая часть бюджетов субъектов
РФ дефицитная.
Законом (ст. 28) также определено,
что отныне органы федерального уровня снимают с
себя ответственность за издание учебной
литературы и изготовление учебных пособий. На
этом фоне и в логической взаимосвязи норм закона
выглядит абсурдным недавнее присвоение
Министерством науки и образования самому себе
права утверждать перечни школьных учебников и
издательств.
Теперь жестко разграничены
компетенция и полномочия органов
государственной власти и управления
образованием между уровнем региона и
муниципалитета в русле введенного в 2003 году
разграничения между ними статей финансирования
школы.
Компетенция и ответственность
образовательного учреждения, регулируемые ст.
32 Закона, не претерпели существенных
изменений.
Довольно позитивным видится
нововведение в ст. 33 Закона, в соответствии с
которым каждый орган исполнительной –
государственной или муниципальной – власти
будет теперь самостоятельно определять порядок
создания подведомственных ему образовательных
учреждений.
Аннулировано положение, запрещающее
отказывать в регистрации вновь создаваемого ОУ
по мотиву нецелесообразности.
Формулировки закона, где ранее
перечислялись органы, имеющие право
осуществлять контроль и лицензирование ОУ,
обобщены, и теперь это «уполномоченные органы
исполнительной власти». Конкретизироваться это
понятие будет, очевидно, в подзаконных актах.
Симптоматично, что в соответствии с
изменениями, внесенными в ст. 34 Закона
(дословно: «…ОУ может быть реорганизовано в иную
образовательную организацию в соответствии с
законодательством…»), «образовательное
учреждение», исходя из смысла этой нормы,
является одной из разновидностей сугубо
виртуального пока понятия «образовательная
организация». Это пока единственное, что
определенно известно сообществу об указанном
фантоме, введенном в законодательный оборот.
Аналогично изменениям, внесенным ст.
33 Закона, в соответствии с дополнениями к ст.
34 порядок ликвидации образовательных
учреждений каждый орган исполнительной власти
на своей территории будет определять сам.
В соответствии с новой редакцией ст.
37 Закона упраздняются ведомственные органы
управления образованием. Это повлечет, таким
образом, массовое переподчинение
образовательных учреждений, ранее находившихся,
например, в ведении органов управления
культурой, медициной и др., региональным и
федеральным органам управления образованием.
Во избежание возникающих повсеместно
противоречий в судебной и иной
правоприменительной практике в соответствии с
новой редакцией ст. 39, п. 7 обобщено понятие
«средств, полученных за счет внебюджетных
источников».
Исключена необходимость согласия
совета ОУ для сдачи в аренду помещений и
имущества ОУ.
Ст. 40 Закона «Государственные
гарантии приоритетности образования» исключена
законодателем. То есть теперь полностью отменены
налоговые льготы, кроме установленных Налоговым
кодексом.
В соответствии с новой редакцией ст.
41 Закона исключена возможность финансирования
по договору с учредителем. Теперь законодатель
остановился на понятии «финансовый норматив».
Увы, но повсеместная практика в отрасли
свидетельствует о том, что ни прежнего договора,
ни нового норматива власть исполнять не будет.
В соответствии с изменениями к ст. 43
Закона исключена возможность для
государственных и муниципальных ОУ иметь
расчетный счет в банке, им разрешено лишь иметь
лицевой счет в казначействе. Фактически такое
положение дел уже давно сложилось в связи с
принятием Бюджетного кодекса и лишь теперь
зафиксировано в отраслевом Законе.
Полностью исключенные из закона
пункты 3, 4, 5 ст. 43 лишили ОУ финансовой
самостоятельности.
В названии ст. 50 Закона понятие
«социальная защита обучающихся» заменено на
словосочетание «социальная поддержка».
Соответственно из п. 6 данной статьи исключена
фраза об обязанности учредителя обеспечивать
обучающимся питание и льготный проезд. Кроме
того, полностью упразднены льготы для
обучающихся в негосударственных ОУ. Также
государство освободило себя теперь от
существующей ранее (впрочем, лишь на бумаге)
обязанности по трудоустройству выпускников.
В ст. 51 п. 6 государство освободило
себя также от не выполняемой им обязанности
компенсировать инфляционный рост на охрану
здоровья и питание учеников.
Ст. 54 Закона, не выполняемая до 2000
года, после чего приостанавливаемая в ежегодном
Законе о госбюджете на будущий год, определяющая
зарплату педагога не ниже средней по
промышленности, также благополучно отменена.
В соответствии с измененным названием ст.
55 Закона у педагогов теперь нет ни гарантий, ни
льгот, а есть их «социальная поддержка». Все
льготы сельским и молодым учителям отменены. А
компенсация за методлитературу педработникам
нефедеральных ОУ будет теперь выплачиваться по
решению соответствующего органа исполнительной
власти и подвергаться налогообложению.
Представляется, что причина столь
скоропостижного и единогласного принятия
данного закона – его абсолютная бесполезность и
традиционная неисполняемость. Он попросту не
решает ни единой проблемы отрасли, а точнее, он
абсолютно бесполезен и к тому же не затрагивает
ничьих финансовых интересов – ни Федерации в
целом, ни субъектов Федерации.
Принятый закон малоэффективен как для
образования в целом, так и для каждой конкретной
школы, педагога и семьи. Теперь у людей отняли и
надежду. А у Закона – статус самого
демократичного, по оценкам экспертов, в мире.
С точки зрения правового
регулирования данный нормативный акт продолжает
оставаться сугубо декларативным и никого ни к
какому конкретному действию не обязывает. За
нарушение приведенных в законодательном
документе норм никто ответственности не несет с
1992 года.
Фактически изменения лишь узаконили
реально существующее более 12 лет положение дел в
школьном образовании.
По отношению к данному акту невольно
хочется вложить в уста вновь избранных
законодателей оптимистичное булгаковское:
«Душили мы их, душили!» Оптимистичное – потому
что российская школа обречена пережить и эту, и
все очередные реформы бюджетной системы и
властной вертикали, и все остальные
незначительные неприятности. |