Редактор Ольга Козлова
Глубин[к]а
Любовь Тимофеева
Надежное средство нашего развития
Информационно-ресурсный центр Псковской
лингвистической гимназии
Информационно-ресурсный центр – целостная
структура поддержки информационного
образовательного пространства гимназии. Он
охватывает всех участников образовательного
процесса, где бы они ни работали – в учебных
классах, в школьной или районной библиотеке.
Схема ИРЦ и комментарий к ней возможно наведут
вас на размышления о месте и функциях школьной
библиотеки в современном учебном процессе.
Обсудим?
|
Любовь Николаевна
Тимофеева
заместитель директора по
информационно-коммуникационным технологиям,
руководитель информационно-ресурсного центра
(ИРЦ) Псковской лингвистической гимназии |
Требования современной жизни
делают актуальной проблему развития у
школьников исследовательской компетенции и
творчества. Успех этой работы в школе возможен
только при создании специальной
технико-технологической, учебно-методической и
педагогической среды. Именно в этом задача
информационно-ресурсного центра (ИРЦ) Псковской
лингвистической гимназии.
На сегодняшний момент перед ИРЦ
поставлены следующие цели: во-первых,
создание единой образовательной информационной
среды, и, во-вторых, повышение информационной
культуры всех участников учебно-воспитательного
процесса.
А как следствие мы ожидаем:
повышение профессиональной
компетенции учителя;
возрастание уровня методологической
грамотности ученика;
и, соответственно, удовлетворенность
родителей качеством образовательного процесса.
Как этого достичь?
Перед вами функциональная схема ИРЦ,
которая отражает нашу деятельность с учетом
особенностей гимназии. Схема, которая
развивается и меняется вместе с ней. Рассмотрим
ее в развернутом виде.
Первая функциональная составляющая
деятельности ИРЦ – обучение взрослых и детей
работе с компьютером. А для детей с этого года в
гимназии уроки знакомства с компьютером
начинаются уже со 2-го класса. Существует также
специальный курс – «Компьютер для начинающих»,
– где обучаются как ученики, так и учителя.
Причем, если на начальном уровне – это
работа в программе Word и простейшем графическом
редакторе, то продвинутый уровень включает в
себя обучение использованию
мультимедиа-продуктов, интернет-технологий,
различных прикладных программ.
Хотелось бы особо отметить, что
эффективность образования всегда зависела от
уровня подготовки преподавателей. Преподаватель
по-прежнему остается определяющим звеном
образовательного процесса, но сегодня
формируется и его новая роль. Прежде всего он –
организатор познавательной деятельности. В
высокотехнологической среде учитель перестает
быть только источником информации, а выступает в
роли советника-консультанта, помогая учащимся
понять сам процесс обучения:
найти необходимую им информацию;
выяснить, соответствует ли она
заданным требованиям;
понять, как использовать эту
информацию для ответа на поставленные вопросы и
решения сложных проблем.
Для успешного выполнения этой роли
необходимо, чтобы педагоги сами овладели
следующими базовыми технологиями:
поиска информации в Интернете;
работы с электронной почтой;
общения в Интернете в реальном
времени;
представления собственной
информации в виде веб-документов и размещения их
в сети.
Результатами обучения педагогов
будут:
самостоятельное проведение учебных
занятий по своим предметам с использованием
мультимедийной техники;
повышение собственного
профессионального уровня и качества
используемого учебного материала, благодаря
доступу к всемирному информационному
пространству и знакомству с последними
открытиями и новинками в своей предметной
области;
активный обмен опытом с коллегами;
коллективная разработка новых
информационных образовательных ресурсов.
Ключевым словом второй функциональной
составляющей по нашему мнению является сопровождение,
которое осуществляется в работе Пресс-Центра,
реализации интернет-технологий, организации и
проведении видео- и мультимедиа-уроков.
Говоря о сопровождении при реализации
интернет-технологий мы говорим о создании и
обновлении страниц школьного сайта, участии в
телеконференциях, дистанционном обучении.
Впоследствии можно говорить и о сетевых
проектах, и о виртуальных методических
объединениях учителей-предметников.
Ключевое слово следующей функции ИРЦ
– коллектор (накопитель).
То богатство видео-, аудио-,
мультимедиа-материалов и интернет-ресурсов,
которое существует вокруг нас, необходимо
постоянно собирать, систематизировать и
заставить работать на себя для реализации
поставленных целей.
Центральное и самое значительное
место в этой схеме занимает библиотека, которая в
силу своей значимости становится
школообразующим фактором, гибко и чутко
откликается на все новое, что возникает в жизни
гимназии.
Ключевым словом четвертой части схемы
является понятие рабочие материалы. Это
особая функция ИРЦ – хранилище материала,
наработанного педагогическим и ученическим
коллективами. Здесь – коллекция ученических и
учительских портфолио (портфолиотека),
диагностические материалы, кейсотека,
кейс-каталоги службы сопровождения, проектные
папки, банк данных «модельных площадок»,
продукты исследовательской деятельности.
Здесь все понятно, кроме слова
«кейсотека». Что же это такое?
Кейсотека – собрание кейсов по
различным направлениям деятельности школы. Кейс
– это описание конкретной ситуации, взятой из
реальной жизни, с предложенными вариантами
действий.
Кейс содержит:
события, имена и должности главных
героев;
даты и место, где происходит действие;
описание конкретной деловой
проблемы;
информацию о школе, окружающем
контексте, диагностических данных,
статистических данных;
интервью с участниками события;
вопросы по данной ситуации.
В качестве дополнительной или
альтернативной документации могут быть
использованы материалы, опубликованные в печати
(книги, газеты, журналы).
Чтобы ИРЦ мог осуществлять свои
функции, необходима вся совокупность данных,
составляющих блок информационной
поддержки и хранящихся в фондах на четырех
видах носителей:
бумажном (и библиотека органическая
ее часть);
магнитном (фонд аудио- и видеокассет);
цифровом (компакт-диски);
коммуникативном (компьютерные сети).
Причем, в блок информационной
поддержки включен не только коллектор, но и
рабочие материалы.
Следующий блок – технического
обеспечения – комплекс технических средств,
предназначенных для работы с информацией, а
также соответствующая документация на них.
Программное обеспечение
представляет собой набор пакетов прикладных
программ.
Организационное обеспечение
помогает организовать работу, регулирует
отношения внутри коллектива, а также правила
обращения персонала с техническими средствами.
И наконец, нормативно-правовое –
законы, указы, постановления, приказы, инструкции
государственных и местных органов власти,
внутришкольные локальные акты, регламентирующие
деятельность ИРЦ.
Мы можем по-разному укладывать эти
кирпичики фундамента ИРЦ, но, на наш взгляд, все
они являются обязательными составляющими.
Таким образом,
информационно-ресурсный центр – целостная
структура поддержки информационного
образовательного пространства гимназии,
основанная на деятельном подходе и охватывающая
всех участников образовательного процесса, где
бы они ни работали – в учебных классах, в
школьной или районной детской библиотеке, любых
других помещениях гимназии или дома за
компьютером.
У каждого из участников
образовательного процесса свои роли, свои права,
обязанности и возможности, которые мы попытались
отразить в наших схемах. Сразу оговоримся, что
они не претендуют на глубину и полноту, и
постоянно, по мере развития ИРЦ, претерпевают
изменения.
Казалось бы, зачем расписывать всем
известные вещи? Такая работа помогает нам лучше
осознать и скоординировать деятельность Центра.
Так администрация гимназии:
организует совместную деятельность
сотрудников школы, разработку согласованных
планов работы и их исполнение;
оперативно связывается с
руководителями различных организаций;
использует данные по различным
образовательным вопросам для повышения качества
образовательного процесса;
организует публикацию результатов
работы на сайте гимназии;
проводит на сайте консультации для
педагогов, родителей, представителей
общественности по вопросам образования;
заказывает школьное оборудование,
учебные пособия, образовательные материалы.
Учителя-предметники:
получают оперативную информацию о
новых ресурсах учебного назначения;
отбирают и используют объекты для
учебно-воспитательной работы;
рекомендуют учащимся мультимедийные
тренажеры для самостоятельной работы во
внеурочное время;
организуют работу школьников в
образовательных проектах, конкурсах, викторинах
и телеконференциях;
обмениваются информацией в рамках
виртуальных методических объединений;
проводят консультации на сайте школы;
общаются по электронной почте с
родителями учащихся.
Расширение роли библиотекаря на
сегодняшний момент мы видим в создании и
поддержке электронного библиотечного каталога;
информации о новых поступлениях.
Учащиеся:
ведут поиск информации для решения
учебных задач;
участвуют в образовательных
отечественных и международных сетевых
инициативах;
переписываются со сверстниками на
родном и иностранных языках;
публикуют свои творческие работы на
сайте гимназии, в школьном журнале «Забияка»,
телестудии;
участвуют в тестировании, проводимом
в Интернете;
консультируются по правовым,
юридическим, экономическим и другим вопросам с
консультантами, в том числе и с учителями
гимназии.
Родители:
узнают об обучении и поведении своих
детей;
знакомятся с их учебными проектами;
знакомятся с нормативной,
медицинской, педагогической информацией;
общаются с педагогами гимназии по
электронной почте.
Мы находимся только в начале
намеченного пути, но четко осознаем перспективы
своего развития:
работа в Интернете над сетевыми
проектами;
подсоединение библиотечного
компьютера в единую сеть с выходом в Интернет;
разработка дистанционных курсов по
предметам для учащихся, которые в силу
определенных причин (болезнь, экстернат)
вынуждены обучаться на дому;
поиск и создание базы данных
возможных «сетевых» партнеров (библиотеки,
музеи, фонды, дистанционные обучающие центры и
др.);
создание целевых
информационно-ресурсных пакетов (полноценной и
всеобъемлющей базы данных административного и
учебно-методического характера).
Бенджамин Дизраэли сказал: «В жизни,
как правило, преуспевает тот, кто располагает
лучшей информацией».
Информационно-ресурсный центр
гимназии призван обеспечить и научить работать с
информацией, поэтому мы рассматриваем его как
наиважнейшее средство развития
образовательного процесса. |