|
|||
Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетенции и творчества. Успех этой работы в школе возможен только при создании специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды. Именно в этом задача информационно-ресурсного центра (ИРЦ) Псковской лингвистической гимназии. На сегодняшний момент перед ИРЦ поставлены следующие цели: во-первых, создание единой образовательной информационной среды, и, во-вторых, повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса. А как следствие мы ожидаем:
Перед вами функциональная схема ИРЦ, которая отражает нашу деятельность с учетом особенностей гимназии. Схема, которая развивается и меняется вместе с ней. Рассмотрим ее в развернутом виде. Первая функциональная составляющая деятельности ИРЦ – обучение взрослых и детей работе с компьютером. А для детей с этого года в гимназии уроки знакомства с компьютером начинаются уже со 2-го класса. Существует также специальный курс – «Компьютер для начинающих», – где обучаются как ученики, так и учителя. Причем, если на начальном уровне – это работа в программе Word и простейшем графическом редакторе, то продвинутый уровень включает в себя обучение использованию мультимедиа-продуктов, интернет-технологий, различных прикладных программ. Хотелось бы особо отметить, что эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Преподаватель по-прежнему остается определяющим звеном образовательного процесса, но сегодня формируется и его новая роль. Прежде всего он – организатор познавательной деятельности. В высокотехнологической среде учитель перестает быть только источником информации, а выступает в роли советника-консультанта, помогая учащимся понять сам процесс обучения:
Для успешного выполнения этой роли необходимо, чтобы педагоги сами овладели следующими базовыми технологиями:
Результатами обучения педагогов будут:
Ключевым словом второй функциональной составляющей по нашему мнению является сопровождение, которое осуществляется в работе Пресс-Центра, реализации интернет-технологий, организации и проведении видео- и мультимедиа-уроков. Говоря о сопровождении при реализации интернет-технологий мы говорим о создании и обновлении страниц школьного сайта, участии в телеконференциях, дистанционном обучении. Впоследствии можно говорить и о сетевых проектах, и о виртуальных методических объединениях учителей-предметников. Ключевое слово следующей функции ИРЦ – коллектор (накопитель). То богатство видео-, аудио-, мультимедиа-материалов и интернет-ресурсов, которое существует вокруг нас, необходимо постоянно собирать, систематизировать и заставить работать на себя для реализации поставленных целей. Центральное и самое значительное место в этой схеме занимает библиотека, которая в силу своей значимости становится школообразующим фактором, гибко и чутко откликается на все новое, что возникает в жизни гимназии. Ключевым словом четвертой части схемы является понятие рабочие материалы. Это особая функция ИРЦ – хранилище материала, наработанного педагогическим и ученическим коллективами. Здесь – коллекция ученических и учительских портфолио (портфолиотека), диагностические материалы, кейсотека, кейс-каталоги службы сопровождения, проектные папки, банк данных «модельных площадок», продукты исследовательской деятельности. Здесь все понятно, кроме слова «кейсотека». Что же это такое? Кейсотека – собрание кейсов по различным направлениям деятельности школы. Кейс – это описание конкретной ситуации, взятой из реальной жизни, с предложенными вариантами действий. Кейс содержит:
В качестве дополнительной или альтернативной документации могут быть использованы материалы, опубликованные в печати (книги, газеты, журналы). Чтобы ИРЦ мог осуществлять свои функции, необходима вся совокупность данных, составляющих блок информационной поддержки и хранящихся в фондах на четырех видах носителей:
Причем, в блок информационной поддержки включен не только коллектор, но и рабочие материалы. Следующий блок – технического обеспечения – комплекс технических средств, предназначенных для работы с информацией, а также соответствующая документация на них. Программное обеспечение представляет собой набор пакетов прикладных программ. Организационное обеспечение помогает организовать работу, регулирует отношения внутри коллектива, а также правила обращения персонала с техническими средствами. И наконец, нормативно-правовое – законы, указы, постановления, приказы, инструкции государственных и местных органов власти, внутришкольные локальные акты, регламентирующие деятельность ИРЦ. Мы можем по-разному укладывать эти кирпичики фундамента ИРЦ, но, на наш взгляд, все они являются обязательными составляющими. Таким образом, информационно-ресурсный центр – целостная структура поддержки информационного образовательного пространства гимназии, основанная на деятельном подходе и охватывающая всех участников образовательного процесса, где бы они ни работали – в учебных классах, в школьной или районной детской библиотеке, любых других помещениях гимназии или дома за компьютером. У каждого из участников образовательного процесса свои роли, свои права, обязанности и возможности, которые мы попытались отразить в наших схемах. Сразу оговоримся, что они не претендуют на глубину и полноту, и постоянно, по мере развития ИРЦ, претерпевают изменения. Казалось бы, зачем расписывать всем известные вещи? Такая работа помогает нам лучше осознать и скоординировать деятельность Центра. Так администрация гимназии:
Учителя-предметники:
Расширение роли библиотекаря на сегодняшний момент мы видим в создании и поддержке электронного библиотечного каталога; информации о новых поступлениях. Учащиеся:
Родители:
Мы находимся только в начале намеченного пути, но четко осознаем перспективы своего развития:
Бенджамин Дизраэли сказал: «В жизни, как правило, преуспевает тот, кто располагает лучшей информацией». Информационно-ресурсный центр гимназии призван обеспечить и научить работать с информацией, поэтому мы рассматриваем его как наиважнейшее средство развития образовательного процесса. |