Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 08 (20) · Вкладка в «БШ» № 20 (129) · 1–15 ноября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Глубин[к]а

Любовь Тимофеева

Надежное средство нашего развития

Информационно-ресурсный центр Псковской лингвистической гимназии

Информационно-ресурсный центр – целостная структура поддержки информационного образовательного пространства гимназии. Он охватывает всех участников образовательного процесса, где бы они ни работали – в учебных классах, в школьной или районной библиотеке. Схема ИРЦ и комментарий к ней возможно наведут вас на размышления о месте и функциях школьной библиотеки в современном учебном процессе. Обсудим?

Любовь Николаевна Тимофеева
заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям, руководитель информационно-ресурсного центра (ИРЦ) Псковской лингвистической гимназии

Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетенции и творчества. Успех этой работы в школе возможен только при создании специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды. Именно в этом задача информационно-ресурсного центра (ИРЦ) Псковской лингвистической гимназии.

На сегодняшний момент перед ИРЦ поставлены следующие цели: во-первых, создание единой образовательной информационной среды, и, во-вторых, повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

А как следствие мы ожидаем:

  • повышение профессиональной компетенции учителя;

  • возрастание уровня методологической грамотности ученика;

  • и, соответственно, удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса. Как этого достичь?

Перед вами функциональная схема ИРЦ, которая отражает нашу деятельность с учетом особенностей гимназии. Схема, которая развивается и меняется вместе с ней. Рассмотрим ее в развернутом виде.

Первая функциональная составляющая деятельности ИРЦ – обучение взрослых и детей работе с компьютером. А для детей с этого года в гимназии уроки знакомства с компьютером начинаются уже со 2-го класса. Существует также специальный курс – «Компьютер для начинающих», – где обучаются как ученики, так и учителя.

Причем, если на начальном уровне – это работа в программе Word и простейшем графическом редакторе, то продвинутый уровень включает в себя обучение использованию мультимедиа-продуктов, интернет-технологий, различных прикладных программ.

Хотелось бы особо отметить, что эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Преподаватель по-прежнему остается определяющим звеном образовательного процесса, но сегодня формируется и его новая роль. Прежде всего он – организатор познавательной деятельности. В высокотехнологической среде учитель перестает быть только источником информации, а выступает в роли советника-консультанта, помогая учащимся понять сам процесс обучения:

  • найти необходимую им информацию;

  • выяснить, соответствует ли она заданным требованиям;

  • понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Для успешного выполнения этой роли необходимо, чтобы педагоги сами овладели следующими базовыми технологиями:

  • поиска информации в Интернете;

  • работы с электронной почтой;

  • общения в Интернете в реальном времени;

  • представления собственной информации в виде веб-документов и размещения их в сети.

Результатами обучения педагогов будут:

  • самостоятельное проведение учебных занятий по своим предметам с использованием мультимедийной техники;

  • повышение собственного профессионального уровня и качества используемого учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области;

  • активный обмен опытом с коллегами;

  • коллективная разработка новых информационных образовательных ресурсов.

Ключевым словом второй функциональной составляющей по нашему мнению является сопровождение, которое осуществляется в работе Пресс-Центра, реализации интернет-технологий, организации и проведении видео- и мультимедиа-уроков.

Говоря о сопровождении при реализации интернет-технологий мы говорим о создании и обновлении страниц школьного сайта, участии в телеконференциях, дистанционном обучении. Впоследствии можно говорить и о сетевых проектах, и о виртуальных методических объединениях учителей-предметников.

Ключевое слово следующей функции ИРЦ – коллектор (накопитель).

То богатство видео-, аудио-, мультимедиа-материалов и интернет-ресурсов, которое существует вокруг нас, необходимо постоянно собирать, систематизировать и заставить работать на себя для реализации поставленных целей.

Центральное и самое значительное место в этой схеме занимает библиотека, которая в силу своей значимости становится школообразующим фактором, гибко и чутко откликается на все новое, что возникает в жизни гимназии.

Ключевым словом четвертой части схемы является понятие рабочие материалы. Это особая функция ИРЦ – хранилище материала, наработанного педагогическим и ученическим коллективами. Здесь – коллекция ученических и учительских портфолио (портфолиотека), диагностические материалы, кейсотека, кейс-каталоги службы сопровождения, проектные папки, банк данных «модельных площадок», продукты исследовательской деятельности.

Здесь все понятно, кроме слова «кейсотека». Что же это такое?

Кейсотека – собрание кейсов по различным направлениям деятельности школы. Кейс – это описание конкретной ситуации, взятой из реальной жизни, с предложенными вариантами действий.

Кейс содержит:

  • события, имена и должности главных героев;

  • даты и место, где происходит действие;

  • описание конкретной деловой проблемы;

  • информацию о школе, окружающем контексте, диагностических данных, статистических данных;

  • интервью с участниками события;

  • вопросы по данной ситуации.

В качестве дополнительной или альтернативной документации могут быть использованы материалы, опубликованные в печати (книги, газеты, журналы).

Чтобы ИРЦ мог осуществлять свои функции, необходима вся совокупность данных, составляющих блок информационной поддержки и хранящихся в фондах на четырех видах носителей:

  • бумажном (и библиотека органическая ее часть);

  • магнитном (фонд аудио- и видеокассет);

  • цифровом (компакт-диски);

  • коммуникативном (компьютерные сети).

Причем, в блок информационной поддержки включен не только коллектор, но и рабочие материалы.

Следующий блок технического обеспечения – комплекс технических средств, предназначенных для работы с информацией, а также соответствующая документация на них.

Программное обеспечение представляет собой набор пакетов прикладных программ.

Организационное обеспечение помогает организовать работу, регулирует отношения внутри коллектива, а также правила обращения персонала с техническими средствами.

И наконец, нормативно-правовое – законы, указы, постановления, приказы, инструкции государственных и местных органов власти, внутришкольные локальные акты, регламентирующие деятельность ИРЦ.

Мы можем по-разному укладывать эти кирпичики фундамента ИРЦ, но, на наш взгляд, все они являются обязательными составляющими.

Таким образом, информационно-ресурсный центр – целостная структура поддержки информационного образовательного пространства гимназии, основанная на деятельном подходе и охватывающая всех участников образовательного процесса, где бы они ни работали – в учебных классах, в школьной или районной детской библиотеке, любых других помещениях гимназии или дома за компьютером.

У каждого из участников образовательного процесса свои роли, свои права, обязанности и возможности, которые мы попытались отразить в наших схемах. Сразу оговоримся, что они не претендуют на глубину и полноту, и постоянно, по мере развития ИРЦ, претерпевают изменения.

Казалось бы, зачем расписывать всем известные вещи? Такая работа помогает нам лучше осознать и скоординировать деятельность Центра.

Так администрация гимназии:

  • организует совместную деятельность сотрудников школы, разработку согласованных планов работы и их исполнение;

  • оперативно связывается с руководителями различных организаций;

  • использует данные по различным образовательным вопросам для повышения качества образовательного процесса;

  • организует публикацию результатов работы на сайте гимназии;

  • проводит на сайте консультации для педагогов, родителей, представителей общественности по вопросам образования;

  • заказывает школьное оборудование, учебные пособия, образовательные материалы.

Учителя-предметники:

  • получают оперативную информацию о новых ресурсах учебного назначения;

  • отбирают и используют объекты для учебно-воспитательной работы;

  • рекомендуют учащимся мультимедийные тренажеры для самостоятельной работы во внеурочное время;

  • организуют работу школьников в образовательных проектах, конкурсах, викторинах и телеконференциях;

  • обмениваются информацией в рамках виртуальных методических объединений;

  • проводят консультации на сайте школы;

  • общаются по электронной почте с родителями учащихся.

Расширение роли библиотекаря на сегодняшний момент мы видим в создании и поддержке электронного библиотечного каталога; информации о новых поступлениях.

Учащиеся:

  • ведут поиск информации для решения учебных задач;

  • участвуют в образовательных отечественных и международных сетевых инициативах;

  • переписываются со сверстниками на родном и иностранных языках;

  • публикуют свои творческие работы на сайте гимназии, в школьном журнале «Забияка», телестудии;

  • участвуют в тестировании, проводимом в Интернете;

  • консультируются по правовым, юридическим, экономическим и другим вопросам с консультантами, в том числе и с учителями гимназии.

Родители:

  • узнают об обучении и поведении своих детей;

  • знакомятся с их учебными проектами;

  • знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией;

  • общаются с педагогами гимназии по электронной почте.

Мы находимся только в начале намеченного пути, но четко осознаем перспективы своего развития:

  • работа в Интернете над сетевыми проектами;

  • подсоединение библиотечного компьютера в единую сеть с выходом в Интернет;

  • разработка дистанционных курсов по предметам для учащихся, которые в силу определенных причин (болезнь, экстернат) вынуждены обучаться на дому;

  • поиск и создание базы данных возможных «сетевых» партнеров (библиотеки, музеи, фонды, дистанционные обучающие центры и др.);

  • создание целевых информационно-ресурсных пакетов (полноценной и всеобъемлющей базы данных административного и учебно-методического характера).

Бенджамин Дизраэли сказал: «В жизни, как правило, преуспевает тот, кто располагает лучшей информацией».

Информационно-ресурсный центр гимназии призван обеспечить и научить работать с информацией, поэтому мы рассматриваем его как наиважнейшее средство развития образовательного процесса.