Час тихого чтения
Мария Порядина
«Доверять времени,
в котором живешь»
Серия ОГИ*
«…А как вы думаете,
мертвые продолжают жить?»
«Навозный жук летает в сумерках» Марии
Грипе – повесть о непостижимом.
Арендаторы старинного поместья,
уезжая на некоторое время, попросили соседских
детей позаботиться о цветах, которых много в
старом доме. Дети соглашаются – и тем более
охотно потому, что они знают: с поместьем связана
какая-то тайна. Они сами видели странного
посетителя, в сумерках навещавшего дом и
забравшего некий предмет, они слышали
таинственный голос, неожиданно проявившийся на
магнитофонной пленке с любительской
звукозаписью; а самое главное – старинный этот
дом приснился одному из мальчиков как раз
накануне того дня, когда дети случайно оказались
в поместье.
Вся повесть – это невероятные
совпадения, удивительные переклички, странные
поступки и предчувствия… И жук, с помощью
которого дети находят шкатулку со старинными
письмами, – не просто навозный жук, а священный
скарабей. И злоключения тех, чьи голоса звучат в
письмах, как-то связаны с египетской статуей,
тайно привезенной когда-то в этот дом.
Все люди, чья жизнь была связана с
поместьем: и ученый-природовед, и его страдающая
возлюбленная, и ее злосчастный отец, и их потомки
– все они давно умерли. Но два мальчика и девочка
постоянно чувствуют и находят свидетельства
того, что бытие умерших продолжается, – и
давность событий не играет роли.
Правда, мне кажется, что Мария Грипе
слишком увлекается «загадочными явлениями»,
иногда с непонятной целью. Когда мальчик слышит
во сне песню, еще не сочиненную наяву, – это куда
ни шло. Но вот когда он ведет телефонные беседы с
умершей дамой – это уже чересчур. Такая ситуация
не то чтобы «неправдоподобна» (хотя, конечно,
неправдоподобна, но это не главное), а просто
неубедительна с точки зрения логики сюжета. Ведь
если покойница с такой легкостью устанавливает
потусторонний контакт с мальчиком, то для чего
она затевает таинственную шахматную партию, ради
чего летают жуки, разговаривают цветы и
тревожатся люди? Вместо того чтобы выстраивать
сложнейшую систему загадок и намеков, можно было
позвонить и сказать: отправляйся туда-то и сделай
то-то.
Но в целом, хоть некоторые
«мистические» мотивы показались мне лишними,
повесть оставила хорошее впечатление. Мария
Грипе говорит о вещах серьезных, сложных, трудных
для мгновенного понимания, но читать ее ничуть не
скучно. Увлекательность ведь не только в том,
чтобы следить за перипетиями сюжета, но и в том,
чтобы задуматься о себе, о своем месте в жизни и о
тех, кто оказался рядом с тобой или вокруг тебя.
«Никто не имеет права судить свое
собственное время. Это называется тщеславием.
<…> Надо доверять времени, в котором живешь,
даже если это не всегда просто, а иначе ты его
предаешь…»
Наверное, прав персонаж Марии Грипе.
Тот, кто не доверяет настоящему времени, теряет
будущее. А будущее принадлежит тому, кто
воспитывает себя в настоящем, в том числе и
чтением хороших книг.
«Объединенное гуманитарное
издательство» – как ему и положено, если судить
по названию, – объединяет гуманитариев и неплохо
держит планку «Книжек на вырост». То, что уже
издано, украсит любое книжное собрание и
порадует любого читателя. А дальнейшие проекты
ОГИ… Нет, пожалуй, я не стану раскрывать
секретов. Скажу только, что в плане издательства
– книги, очень нужные в настоящем и в будущем.
_______________
* Окончание. Начало читайте,
пожалуйста, в № 18–200, 19-2004 |