В одном переплете
Аркадий Кузнецов
Откуда они – такие?
Отечественные традиции воспитания мальчиков*
В начале жизни школу помню я…
XIX век для России открыл «дней
Александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин).
Империя сделала еще одно движение в направлении
реформ. Современные потребности развития страны
диктовали и совершенствование образования. У
трона оказались дальновидные, свободномыслящие
люди – Новосильцев, Сперанский, воспитатель
Александра I Лагарп, подошедшие весьма к этому
радикально. «Воспитание приготовляет души
будущих граждан к исполнению законов», –
утверждал попечитель Московского университета
М.Н.Муравьев, отец декабристов.
Школьный устав 1804 г. стал самым
демократичным по сравнению с предшествующими
педагогическими документами. Гимназий стало 32,
появились новые университеты, ширилось число
государственных, общественных, частных училищ и
пансионов, доступ к настоящему образованию
получали дети «нижних чинов» и даже крестьян. Уже
и от приходских училищ требовали «доставлять
детям земледельческого и других сословий
сведения им приличные, сделать их в физическом и
нравственном состоянии лучшими, дать им точные
понятия о явлениях природы и истребить в них
суеверия и предрассудки». Чин теперь может
получить только образованный (причем,
определенным образом) человек.
Наиболее удивительным для этого
времени было появление особого типа
образовательных учреждений – лицеев. Точнее, то,
как подошли к этому нововведению. Лицеи
задумывались как учебные заведения для детей,
которых готовили к элитной государственной
службе. Не пожалели усилий для привлечения туда
лучших педагогов, составления наиболее
передовых учебных планов и демократичных по сути
уставов. Самый известный – Царскосельский лицей
– стал явлением, нравственная величина которого
ощущается в нашей стране до сих пор, и не только
потому, что из первого же выпуска лицеистов вышел
Пушкин.
«Единственное из закрытых учебных
заведений того времени, которого устав гласил:
“Телесные наказания запрещаются”», –
подчеркивал в своих воспоминаниях лицейский
товарищ Пушкина, декабрист И.И.Пущин. Поколение
дворян, непоротых на службе, научилось свободно
мыслить. Те же, кто был впервые непорот и в школе,
очевидно, почувствовали эту внутреннюю свободу
вдвойне. «Цари на каждом бранном поле – и на
балу!» – это о них написала через сто лет
Цветаева (а не «государевы рабы», как это было до
конца XVIII в.).
Удивительно разностороннее и
гармоничное образование лицеистов: от
знакомства с основами физики, математики,
философии до упражнений в выразительном чтении и
стихосложении и до занятий гимнастикой,
плаванием, фехтованием и верховой ездой. При этом
– никакой зубрежки: основная форма общения
наставников с воспитанниками – беседы и
прогулки (как в древнем афинском Ликее).
Наказания – не унижающие достоинство лицеистов
и лишь за дело (и только одна запись в «черной
книге» о серьезном проступке – известной
пирушке с «гогелем-могелем»).
Конечно, так воспитывалось в те годы
лишь несколько десятков человек. Подавляющее
большинство дворянских мальчиков посещало
гимназии и пансионы, отправлялось в различные
училища или, чаще всего, обучалось дома, в усадьбе
или городском особняке. Но с начала XIX в. духовное
развитие детей, имевших для этого условия,
происходило уже иначе при любых формах
воспитания. Прежде всего становится все больше
книг, доступных для детей – в домашних
библиотеках, в книжных лавках, у офеней –
«кочующих купцов». Если еще при Екатерине II дети
и подростки, как правило, читали лишь часослов,
псалтырь и какое-нибудь «Зеркало добродетели»
вперемежку с «Бовой-королевичем», то теперь в их
руки все чаще попадали «Робинзон Крузо», романы
Филдинга, Смоллета и Ричардсона, труды Вольтера и
поэмы Ломоносова, Хераскова, исторические
сочинения от Геродота до Карамзина.
Появлялось все больше журналов и
альманахов, в том числе и для детского чтения.
Правда, С.Т.Аксаков, например, вспоминает, что за
чтением какого-нибудь веселого рассказа в
«Детском чтении» он предавался самым тоскливым
мыслям. Но переводная «Детская библиотека»
Шишкова ему весьма нравилась. Впрочем, еще более
нравился «Анабасис» Ксенофонта, зачитанный до
дыр, а в нем, конечно, то, что волновало любого
нормального мальчика – сцены сражений и
описания войска.
Такие предпочтения, между прочим, были
у поколения, на юность которого пришелся 1812 год.
Эти юноши еще вдохновлялись героическими
«Россиадами» XVIII в. и патриотической поэзией
«века Екатерины», когда «Державин и Петров
героям песнь бряцали». Многие произведения при
обязательном изучении мертвых и иностранных
языков становятся доступны и в подлинниках, чаще
всего – на латинском и французском языках.
Круг детского чтения следующего
дворянского поколения очертил А.И.Герцен в
«Былом и думах»: «Что ж я читал? Само собою
разумеется, романы и комедии… Я сам был Керубино.
Над “Вертером” плакал, как сумасшедший».
Попадались и книги более новые – Шатобриан,
мадам де Сталь, и, конечно, Байрон. Но в целом дети
как бы «донашивали» то, что читали их родители в
молодости. «Петры Великие» и «Россиады» уже
исчезают из читательского обихода, как подметили
современные литературоведы, подсчитывавшие
упоминания тех или иных авторов в литературе.
Достигнув юношеского возраста, это поколение
«бросается» в романтическую литературу. И
становится, не застав уже декабристов, «лишними
людьми». (Онегин – их предшественник, это –
поколение Печорина.)
Царскосельский лицей. Рис. А.Пушкина
«Мы все учились понемногу чему-нибудь
и как-нибудь» – оценивал Пушкин образование
молодых людей начала XIX в. Обычно домашнее или
пансионное образование осуществляли пестро
подобранные учителя, в том числе иностранного
происхождения. К детям наряду с родными нянями и
дядьками стало престижно приставлять «медам» и
«мосье» (вариант – англичане, немцы). Роль же
родителей в дворянской семье стала в это время,
как правило, невелика. В раннем детстве важнее
была, скорее, бабушка (как для Пушкина и
Лермонтова). К родителям у детей часто – чисто
житейская, чувственная привязанность, но
воспитанию и развитию они обязаны гувернерам и
учителям.
Новый, образный строй мышления
начинает сказываться и на свободном
времяпрепровождении, и на играх. «Чижика», бабки
и «орехи» рано сменяют состязательное чтение
стихов, буриме, «фанты» с выполнением
творческого шутливого задания, причем вместе
играют подростки и молодежь обоего пола.
Одновременно усваиваются и правила светского
обхождения с дамами. Такое «умное щебетание»
совсем молодых людей в канун вторжения Наполеона
описывает Данилевский в романе «Сожженная
Москва». И через двадцать лет о том же – на даче
Зинаиды в «Первой любви» Тургенева. (Глазами
современного человека – почти «знатоки» из «Что?
Где? Когда?», да еще на том же месте – в Нескучном
саду!). А еще – детские балы у Йогеля…
И, между прочим, из всего этого
получались люди с полным ощущением жизни,
готовностью к любым физическим и нравственным
испытаниям, жаждой самообразования и
самосовершенствования (ведь и Онегин даже в
состоянии депрессии начинает «читать без
разбора» – да и без разбора ли? – Бейля, Руссо,
Гиббона…). А Вяземский, прыгнувший с лодки в воду
спасать тонущую будущую свою невесту? А сам
Пушкин, запросто ходивший пешком с тростью в руке
из Петербурга в Царское Село? А декабристы,
большая часть которых выдержала рудники и жизнь
в Сибири? Огромное чувство собственного
достоинства и самолюбия – поэтому, между прочим,
наибольшее количество дуэлей именно в первой
половине XIX в. «Служить бы рад, прислуживаться
тошно» – неподдельная позиция значительной
части этого поколения.
Б. Пискунов. Благородный пансион при
Царскосельском Императорском лицее
Для выходящих в жизнь до 1825 г. дендизм и
хандра – преходящие явления молодости (хотя тут
уже было разочарование определенным застоем в
жизни страны после 1815 г.), а преобладает жажда
деятельности, в том числе и государственной (к
этому поколению относится и дипломат Тютчев, и
будущий канцлер Горчаков – тоже лицейский
товарищ Пушкина). Многое поправляли, смягчали в
будущем в России именно дети времен «прекрасного
начала» и Отечественной войны. Позднее жажда
деятельности частично перейдет в пору
безвременья, желание приключений и «охоту к
перемене мест».
Однако, государство, однажды
сформировавшее целое поколение, что подняло
Россию на видное место в мире, вдруг
спохватилось, увидев в зарождавшемся
вольнодумии и мятежности духа угрозу привычным
самодержавным и крепостным устоям.
Уже в годы деятельности тайных обществ
следуют ограничения в выборе учебных программ
университетов и лицеев, насаждается
обязательное изучение богословия. А после
восстания декабристов принципом официальной
российской педагогики становятся слова ставшего
министром просвещения С.С.Уварова: «Россия еще
юна… Надобно продлить ее юность и тем временем
воспитать ее».
«Продление юности» означало отход от
демократичных и вариативных форм обучения в
сторону подконтрольности государству и
подчинения всего и вся ранжиру. Новый школьный
устав 1828 г. предписывал «каждому сословию свой
уровень образования». Гимназии и пансионы должны
были превратиться в закрытые дворянские учебные
заведения. Разночинцам оставались городские
училища и семинарии, крестьянам – приходские
школы. Из высшего образования изгонялась
философия и везде культивировалось религиозное
образование в соответствии с появившейся вскоре
уваровской триадой «самодержавие, православие,
народность», определившей государственную
идеологию.
Показательны такие нововведения при
Николае I: появление формы в большинстве учебных
заведений (до этого ее носили только в военных
училищах или при параде) и преобразование высших
классов воспитательных домов в обер-офицерские
институты.
Такие нововведения не замедлили
сказаться на отношении учащихся к школе и
психологической обстановке внутри учебных
заведений. Яркие воспоминания о перерождении
царскосельского лицея оставил критик
Н.В.Шелгунов, учившийся там в 1830-е годы.
Закрытые дворянские учебные заведения
начисто утрачивали вольный дух и превращались в
цитадели казенщины. С большей или меньшей
степенью успеха это же внедрялось и в
университеты, и в специальные училища. В то же
время расширялась сеть школ для недворян –
потребности времени учитывались и в период
царствования Николая I. Именно в эти годы в
духовных училищах, семинариях, классах для
разночинцев учились и воспитывались будущие
виднейшие общественные деятели и писатели
«времени великих реформ». Оттуда они в основном
вынесли возмущение атмосферой произвола и
принуждения. Известнейший и яркий пример –
«Очерки бурсы» Н.Г.Помяловского.
«В общество, – замечал Помяловский о
времени своего детства, – мало-помалу проникло
сознание – не пользы науки, а неизбежности ее…
Отцы сами везли детей в школу, парты замещались
быстро…» Но что это было за учение? Зубрежка
учебных книг и уроков дополнялась бесконечными
придирками преподавателей, системой доносов
среди самих бурсаков, верховодством так
называемых «второкурсных» – великовозрастных
неуспевающих учеников, оставленных на повторное
обучение и составлявших «аристократию» бурсы. В
порядке вещей оказались не просто телесные
наказания, а истязание и издевательство: стояние
на коленях в грязи во дворе или на парте,
зуботычины, пинки. Той же монетой –
издевательством и насмешками – своим учителям
отплачивали ученики, тупо долбившим уроки и даже
являвшимся на занятия в пьяном виде. Такая
атмосфера отбивала саму охоту учиться. И это
происходило не в каком-то захолустье, а в
закрытом училище при Александро-Невской лавре в
Петербурге.
Мало чем отличался и, например, пансион
Кистнера в Москве, в который поступил учиться
будущий историк Т.Н.Грановский. Профессор
университета (!) развлекался на занятиях тем, что
ставил отвечавших учеников на колени и стукал их
указкой… При этом «хохоча, приговаривал:
“Полудурье, дурак, скотина”. Вместе с ним
хохотал весь класс… Никакого толкования,
никакого изустного объяснения… мы не слыхали в
классе», – вспоминал соученик Грановского –
В.Селиванов.
Кажется, такое образование могло бы
очень пагубно сказаться на самом
образовательном уровне и развитии молодых людей.
Но не одно это, к счастью, определяло уже
формирование юношей в образованной среде.
Начиналось оно с детской комнаты, становившейся
уже обязательной для приличной квартиры и тем
более особняка. Там хранилось все самое дорогое
для мальчика – игрушки, снаряжение для прогулок
или рыбной ловли, любимые книги, его детские
рисунки, лубочные картинки, на смену которым в
середине века пришли различные вырезки,
аппликации, афишки и печатные билеты, наконец,
альбомы с виньетками, посвятительными стихами и
понравившимися строчками из книг. Альбом, а часто
уже и дневник становятся самовыражением,
исповедью.
Затем – рассказы воспитателей и
родственников о жизни, необыкновенных событиях,
о 1812 годе («Да, были люди в наше время!»), семейные
предания. Наконец, дети и подростки просто
набрасываются на чтение. Самые пытливые, такие,
как Грановский или Добролюбов, рыщут по всем
доступным библиотекам, для них приносят и
старинные тома, и книжные новинки. Основу чтения
составляет романтическая литература, а в более
старшем возрасте – новые философские и
социологические сочинения.
Школа по-прежнему стоит на методике XVIII
в. – в лучшем случае опытное, практическое
знакомство с миром. Читать же «лишние» книжки
считается вредным (сам Николай в 1848 г. сделал
замечание по поводу того, что его внуки читают
«Фауста»: «Эта книга наделала революции»). Но
мироощущение XIX в. – уже безусловно образное и
книжное.
Первое отображение в русской
литературе фантазийного мира, основанного на
знакомстве с романами, можно увидеть в «Черной
курице» – детском произведении А.Погорельского.
Мальчик Алеша (его реальный прототип и адресат
повести – юный А.К.Толстой) противопоставляет
обыденному житью в пансионе свои сны с рыцарями и
подвигами и сокровенное подземное царство, но
его еще не понимают товарищи. Спустя семь-восемь
лет Николенька в повести Л.Н.Толстого «Детство»
уже играет со сверстниками в «Швейцарских
Робинзонов», а сам маленький Лёва посвящает
сверстников в тайну «зелёной палочки». Ещё через
десяток лет Добролюбов придумывает с товарищами
сложные ролевые игры «Китоврас» или «Наполеон».
В более старшем возрасте кумиры –
герои Шиллера, Вальтера Скотта. Позднее
воспитываются уже на Жорж Санд и Диккенсе и
впитывают Пушкина, пока ещё – не «официального»
классика, ни в коем случае не изучаемого в школе.
Будоражат ум Гегель, Шеллинг, Тьерри, Милль…
Появляются страстные детские и
подростковые увлечения – катание на лодке,
коньки, прогулки верхом (вспомним Тургенева,
переезжавшего верхом Крымский брод в Москве).
Собираются жетоны, статуэтки, насекомые, а
13–15-летний Добролюбов коллекционирует записи
пословиц и поговорок.
…Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно… – так
оценивал своих сверстников М.Ю.Лермонтов.
Действительно, во второй четверти века молодые
люди считали себя «потерянным поколением», не
заставшим времена «богатырей» XII в. и опоздавшим
во времена других «каких-то богатырей» –
декабристов. Государственная служба, военное
дело не могли прельщать никого, кроме записных
карьеристов и сформировавшихся бюрократов (тех
«господ Молчалиных», эволюцию которых позднее
показал Салтыков-Щедрин). Те, кто ощущал в себе
внутреннюю независимость, шли в науку, в
литературу, в журналистику, в педагогическую
деятельность – туда, где всё же возможна была
отдушина, проявление самостоятельного мышления,
тогда как в официальных сферах преследовалось
всякое мнение, отличное от официального. К детям
дворян объективно приближались по степени
участия к общественной жизни разночинцы, сами
преодолевавшие образовательное и культурное
отставание.
Наряду с ученической средой к середине
XIX в. сложилась детская и подростковая
субкультура, представлявшая собой как бы мир,
живущий параллельно взрослому. Это уже поощряли
такие педагоги, как В.Ф.Одоевский, ратовавший за
самодеятельность ребенка, Н.И.Пирогов. И все это
часто не благодаря, а вопреки государственному
устройству, но означая приток в общество свежих,
по-своему сформировавшихся сил, а значит – его
поступательное развитие.
Литература
Аксаков С.Т. Детские годы
Багрова-внука. (Любое издание).
Герцен А.И. Былое и думы. Ч. I, II. (Любое
издание).
Джуринский А.Н. Педагогика: история
педагогических идей. М. : Педагогическое общество
России, 2000.
Егоров Б.Ф. Н.А.Добролюбов (Биография
писателя). М. : Просвещение, 1986.
Левандовский А.А. Время Грановского. М.
: Молодая гвардия, 1990.
Муравьева О.С. Как воспитывали
русского дворянина. СПб. : Журнал «Нева», «Летний
сад», 1998.
Погорельский А.И. Черная курица. (Любое
издание).
Помяловский Н.Г. Избранное. М. :
Советская Россия, 1980.
Пущин И.И. Записки о Пушкине. (Любое
издание).
Толстой Л.Н. Детство. (Любое издание).
Продолжение читайте, пожалуйста в
следующих номерах
___________________
* Продолжение. Начало читайте,
пожалуйста, в № 12–2004, № 18–2004 |