Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастер-класс

Татьяна Рудишина

Это надо живым

Некоторые размышления о военной тематике
в работе библиотеки

Нынешний учебный год для всех – и школьных, и публичных – библиотек проходит под знаком 60-летия Победы. Сидим, размышляем с коллегами из Пресненского района, как лучше построить свою работу, а моя соседка – один из старейших, опытнейших библиотекарей ЦБС, сама девчонкой пережившая войну, тихонько шепчет: только бы не переборщить, не заболтать… мы это умеем.

У пресненцев замечательная книжно-иллюстративная выставка: на левом стеллаже «Оборона Брестской крепости», на правом – «Штурм Берлина», а посередине, на горизонтальной плоскости (витрина со стеклом) – письма с фронта, в том числе, настоящие. Это для читателей постарше, а тем, кто младше – «1418 шагов к Победе».

Каждый день на радиостанции «Эхо Москвы» идет передача-зарисовка: «Великая Отечественная в сводках совинформбюро и семейных воспоминаниях гостей студии». В начале – краткие сведения, что происходило в этот день 60 лет назад на фронтах Великой Отечественной, а затем небольшой рассказ одного из гостей радиостанции. И оказывается, каждому есть, что сказать. Неважно, был ли он участником событий, свидетелем, или же рассказчик родился много позже, соотечественник или иностранец. У каждого находится что-то свое, пережитое, прочувствованное.

А пережить и прочувствовать можно не только реальную военную историю, ставшую семейным преданием, но и художественные произведения. Наши коллеги – школьные библиотекари Центрального округа Москвы предложили своим читателям конкурс творческих работ на тему «Память о войне». Среди рекомендованных жанров упомянуты рецензии и отзывы на книги, спектакли, фильмы о войне. Нынешние школьники их практически не знают. Павел Семенович Лернер, наш постоянный автор, рассказывал, как он дал посмотреть десятиклассникам видеокассету с фильмом «Летят журавли». Это не был массовый просмотр, кассета передавалась из рук в руки. Смотрел каждый дома сам, один на один. И обсуждения никакого потом не было. Обменивались мнениями неформально, между собой.

А фильмы о Великой Отечественной продолжают снимать. Последний, который хочется назвать – телевизионный многосерийный «Штрафбат». О штрафных батальонах многие из нас, взрослых, впервые из военных песен Высоцкого узнавали. Тема была под негласным запретом.

В фильме немало отступлений от фронтовой реальности, но благодаря таланту режиссера и актеров, особенно Дмитрия Назарова – исполнителя роли отца Михаила – полотно оказалось эпическим. Этот Илья Муромец в черной рясе с крестом и автоматом на груди не мог быть в строю солдат Великой войны, – но он там БЫЛ. Невидимо, – размышляет журналист, прошедший через штрафбат, Семен Ария на страницах «Новой газеты» (2004. – № 76. – С. 22). И оттого, что авторы наделили этот явный символ участия Веры и Церкви в народной войне свойством реального присутствия, фильм, на мой взгляд, поднялся на уровень, недоступный большинству вполне достоверных лент военной темы.

Вам, наверняка, знакомо полотно Константина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». Шеренги солдат, уходящие в бессмертие. Мы, зрители, смотрим им вслед. (Мне почему-то и не верьте пехоте, и в затылки наши круглые глядят вспоминаются. Быть может, потому что отец – он очень ценил Окуджаву – был участником того парада). Общий фон – сталь, подернутая инеем. Год создания работы 1949. Но есть еще один, первоначальный вариант, написанный в 1942 году (в альбомах мы нашли оба). Иной ракурс, иной колорит, иное настроение. Попробуйте предложить своим читателям два варианта картины, не называя годы создания полотен. Пусть поразмышляют, почему две картины, какая создана раньше, какая позже.

К.Ф.Юон. 1949Вернемся к книгам. Наша библиотека складывалась десятилетиями. В ней хранятся книги, изданные в годы Великой Отечественной войны. Что писали в это время? Что читали? Чем не тема для проектной работы. Существует библиографический указатель И.И.Старцева «Детская литература за годы Великой Отечественной войны (1941–1945)» (М.-Л. : Детгиз, 1947). В него включены детские книги, а также литературные пособия по детскому чтению и художественному воспитанию детей (идет война!), вышедшие в СССР на русском языке за годы Великой Отечественной войны – всего 1303 наименования. Читать указатель чрезвычайно интересно: сквозь строгие библиографические записи и сухие цифры проступает дух времени! Чего стоят одни тиражи: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» – 100 000 (1942); Гаршин В.М. Рассказы – 275 000 (1941); Ершов П.П.
«Конек-горбунок» – 225 000 – (1944). Классики выходило много: пусть все будет как в нормальной, довоенной жизни. Или такая книжка: Буду художником. (Книжка для раскрашивания со стихами). – Куйбышев : Ульяновская правда, 1943. Тираж 75 000.

Репертуар изданий очень широк: от мифов древней Греции до пособия «Сделай сам электровинтовку». Меня, как краеведа, потряс факт: в 1944 году вышло пособие по москвоведению – «Кому и за что Москва поставила памятники: Занимательное путешествие московских школьников по улицам столицы».

Начинаю общаться со знакомыми, чье детство пало на военные годы. Ответ очень часто один – детских книг не было. Читали то, что оказывалось в доме. Как правило, классику. «Анну Каренину», к примеру, через мамино плечо.

«Детство, опаленное войной» – пронзительная тема и в художественной, и в документальной литературе. В ней найдется место и сыну полка Ване Солнцеву, и богомоловскому Ивану. Я жду выхода книги, анонсированной «Книжным обозрением» (2004. – № 17–18) – «Сто недетских колыбельных»: Светлана Алексиевич собирала эту книгу двадцать лет. Книга о детях, едва не сгоревших в пожаре войны. Это, наверное, последние свидетельства о Великой Отечественной. Последние свидетельства. Последние – потому что собеседникам писателя тогда было не более 10–12 лет. Они живут с этой памятью всю жизнь. Не хотят вспоминать, а помнят. Не хотят рассказывать, но знают: «Мы – последние свидетели. Наше время кончается. Мы должны говорить… Наши слова – последние…» Книга выходит в издательстве «Пальмира».

К.Ф.Юон. 1942Потребность рассказать о пережитом, видимо, есть у каждого. Наши коллеги из ЦДБ № 94 ЦБС № 2 Южного округа Москвы с гордостью показали мне медаль «60 лет снятия блокады Ленинграда». А причем тут библиотека? Оказывается, некоторое время тому назад в детскую библиотеку обратилась группа блокадников Ленинграда, чья дальнейшая судьба связана была уже с Москвой, с просьбой разрешить им собираться в детской библиотеке. Шестьдесят пять человек, проживающих на территории управы «Нагорная». Возникла идея написать свою блокадную книгу. Писали все, а библиотекари перепечатывали, делали макет будущей книги. И сейчас местные власти выделили средства на ее издание типографским способом. А с рукописным вариантом библиотекари и авторы книги идут к своим читателям. Рассказывают, читают, общаются.

Как точно было сказано в «Реквиеме» Роберта Рождественского – это нужно не мертвым, это надо живым. Еще одна маленькая библиотечная военная история. Весной этого года к нам на гайдаровский слет приехала Майя Ростиславовна Богданова из Калининграда. Наш библиотекарь Виктория Валентиновна, разговорившись за чашкой чая, сказала, что у нее в боях под Кёнигсбергом погиб дядя. Но сведения не точны, на запрос военкомат толком не ответил. Где похоронен – точно не знают, мама уж точно туда не выберется. И вот в августе получаем письмо из Калининградской областной библиотеки, что рядовой такой-то погиб при взятии Кёнигсберга. Его фамилия внесена в Книгу памяти – ксерокопию страницы высылаем. Фамилия не была внесена в список на братской могиле. К 9 мая обещали выгравировать на обелиске и ответить библиотеке. Спасибо, друзья, спасибо, калининградцы! Такая маленькая история, вроде бы к библиотеке и отношения не имеет. Но она нам очень дорога. Не все определяется в нашей библиотечной жизни числом проведенных мероприятий.