Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Татьяна Рудишина

Урок начинается в классе,

а продолжается – в библиотеке

Татьяна Валерьевна
Рудишина

главный библиотекарь
ЦГДБ им. А.Гайдара

Москва

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Организация школьной библиотеки» собрал 20 очень разных и по форме подачи материала, и по рассматриваемым аспектам библиотечной деятельности работ. И в каждой из них есть интересный опыт, правда, не всегда раскрытый (самое интересное, как нам показалось, осталось за скобками!). Мы предполагаем публиковать наиболее интересные работы участников фрагментарно или целиком в течение года или в летних номерах. Но для начала – общий обзор.

Условно все работы можно разделить на несколько групп: рассказ-отчет о работе в целом, анализ одного из аспектов библиотечной практики, сценарий массового мероприятия.

Работы Светланы Ивановны Печериной, зав. библиотекой гимназии № 164 города Зеленодольска Республики Татарстан, – «Организация работы библиотечного медиацентра», и Людмилы Александрорвны Чекмаревой, библиотекаря этой же гимназии, – «Организация работы в библиотечном медиацентре с информацией на нетрадиционных носителях» – схематично, и при этом очень детально, раскрывают, как создавался и в течение полутора лет работает библиотечный медиацентр гимназии. Работы интересны тем, что на твоих глазах теория создания медиацентра воплощается в практику.

Нина Ивановна Смирнова, зав. библиотекой средней школы № 6 города Лисаковска, в своей работе «Создание информационно-ресурсного центра (ИРЦ) новый этап развития школьной библиотеки» рассказала как, благодаря внедрению новых информационных технологий, она стала проводником идей и принципов «Общественно-активной школы». Это конкретный опыт (который, конечно, не может быть внедрен повсеместно, но наводит на размышления), когда в сложившихся условиях школьная библиотека оказалась единственным обладателем ИРЦ в крупном микрорайоне с населением около 6 тысяч человек. Функции ее расширились, проявились черты публичной библиотеки.

«Книга или компьютер?» – так категорично был поставлен вопрос на философском круглом столе старшеклассников, который провела Дина Сулеймановна Садриева, зав. библиотекой школы № 16 города Зеленодольска Республики Татарстан. Судя по ответам аудитории, тема заинтересовала всех. Заранее всегда трудно представить, куда потечет разговор. Здесь все больше говорили «с точки зрения полезности», а ведь на противостояние «книга – компьютер» можно посмотреть и с точки зрения искусства. Дина Сулеймановна, а по каким еще проблемам у Вас проводились такие философские круглые столы?

Большой интерес вызвала работа Елизаветы Васильевны Пушкиной, зав. библиотекой негосударственной школы «Надежда» из Москвы. Расхожая фраза «За страницами вашего учебника» в библиотеке обрела реальный смысл: на уроках создается такая учебная ситуация, которая требует от ученика библиотечно-библиографических навыков. Урок начинается в классе, а заканчивается – в библиотеке. Приведенные фрагменты уроков ОБЖ, географии, истории и музыки позволяют увидеть сущность работы хорошей школьной библиотеки.

Материал Нины Никитовны Рябининой, зав. библиотекой школы № 4 города Златоуста Челябинской области, называется «Работа школьной библиотеки по профориентации посредством правового воспитания и образования школьников». Библиотека организует свою деятельность в соответствии с общей направленностью работы школы. Присланный материал носит обзорный характер. Уважаемая Нина Никитовна, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о роли библиотеки в подготовке заседаний клуба «Фемида».

Какая школьная библиотека без читательского кружка или клуба? В работе Людмилы Ивановны Сухановой, зав. библиотекой № 3 села Безопасное Ставропольского края, «Художественное чтение – искусство исполнительское» идет речь о многолетней работе кружка «Художественное чтение».

Несколько материалов можно отнести к урокам по воспитанию культуры чтения. Это «Путешествие в страну мудрецов. Город твоих друзей» Галины Алексеевны Лякиной из города Ступино. Урок адресован первоклассникам. Галине Алексеевне очень хочется вложить в малышей как можно больше знаний. Этот замечательный текст, как нам показалось, уместно разделить на несколько занятий. Маленькие они еще.

Непростую задачу попыталась выполнить Светлана Евгеньевна Конищева, старший библиотекарь школы № 20 поселка Баранчинский, – провести турнир «Лучший читатель» для разновозрастной аудитории. Жаль, что не указан возраст читателей, в том числе тех, кто вышел в финал.

Чувствуется, какая эмоционально и интеллектуально насыщенная жизнь кипит в библиотеках. Вы попытались это рассказать, но жанр урока не позволяет поведать обо всем, происходящем в школьной библиотеке. Так получилось в работе Ларисы Валентиновны Поминовой, зав. библиотекой гимназии № 3 города Мурманска. Уважаемая Лариса Валентиновна, расскажите, пожалуйста, поподробнее о работе с родителями и с Советом библиотеки.

В Мурманске интересно работает школьная библиотека прогимназии № 60, о чем нам рассказала Ольга Викторовна Коковина («Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения младших классов»). Уважаемая Ольга Викторовна, не могли бы Вы рассказать о занятиях «Основы книжной культуры»: как часто проходят, какую программу Вы используете?

И еще один рассказ о жизни школьной библиотеки школы № 8 города Златоуста. Работу «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся посредством формирования их информационной культуры» написала зав. библиотекой этой школы – Елена Валерьевна Качева. Уважаемая Елена Валерьевна! Как продвигается проект «Читательский дневник для младшего подростка»? А еще ждем Ваших идей к Андерсеновскому фейерверку. Вам есть чем поделиться с коллегами!

Немало интересных находок в работе Татьяны Владимировны Рязанцевой, зав. библиотекой гимназии № 111 города Анжеро-Судженска Кемеровской области («Независимый библиотечный пользователь – это реально»). Уважаемая Татьяна Владимировна! Если можно, пришлите нам, пожалуйста, Ваши закладки с мордашками, очень хочется дать коллегам «Маленький совет».

Несколько материалов можно отнести к разряду сценариев. Литературно-музыкальную композицию «Не хороните меня живой…», посвященную творчеству М.Цветаевой, прислала Екатерина Михайловна Маркова, зав. библиотекой лицея № 7 города Минусинска. От зав. библиотекой школы № 22 Резеды Рафаиловны Шайдуллиной из города Нижнекамска пришла музыкально-литературная композиция «Без леса нет жизни». И совершенно неожиданную тему «История возникновения шоколада» превратила в веселый и познавательный, вкусный (в прямом и переносном смысле) праздник библиотекарь лицея из города Междуреченска – Василина Алексеевна Моисеева. Уважаемая Василина Алексеевна, а Вам довелось читать детскую книжку Роалда Даля «Чарли на шоколадной фабрике»?

Марина Анатольевна Балякина, зав. библиотекой школы № 1 города Зеленодольска из Республики Татарстан, направила на Фестиваль разработку классного часа по статьям и письмам Д.С.Лихачева «Творить ауру добра». Это сильный урок-монолог о взаимопроникновении культур и ценности человеческой жизни. Его ведет умный библиотекарь на фоне музыки Антонио Вивальди, и в его монолог органично вливаются стихи Алена Боске и песни «Битлз», размышления Джозефа Конрада и письма Дмитрия Сергеевича Лихачева. (Кстати, один из немногих материалов, снабженный библиографией!) Уважаемая Марина Анатольевна, напишите нам, пожалуйста, какие еще классные часы Вы проводили в школе.

Абсолютно отдельное место среди присланных работ по поставленной проблеме занимает работа Людмилы Вениаминовны Соборовой, зав. библиотекой средней школы села Тесь, – «Школьная библиотека – инициатор новых форм работы по улучшению психологического климата в педколлективе». «Наш загруженный до предела, уставший учитель все чаще уходит в себя или в мир своих проблем. Самое время школьной библиотеке вспомнить, что библиотека – это открытое, доступное, уютное, гостеприимное место, и организовать что-нибудь этакое “разгрузочное”, например, веселый капустник». В материале приводится сценарий подобного капустника, он интересен и понятен педагогам из села Тесь. У вас будет свой капустник, со своими шутками-прибаутками. Тут главное – идея.

Уважаемые читатели! Со всеми работами фестиваля «Открытый урок» можно познакомиться на сайте издательского дома «Первое сентября». Диски и сборники работ участников предыдущего фестиваля имеются в продаже. Мы надеемся, что в новом, уже объявленном, фестивале примут участие большее число наших читателей. Согласитесь, двадцать работ на всю страну – все-таки, маловато!