Картотека опыта
Татьяна Рудишина
Урок начинается в классе,
а продолжается – в библиотеке
|
Татьяна Валерьевна
Рудишина
главный библиотекарь
ЦГДБ им. А.Гайдара
Москва |
Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» в разделе «Организация школьной
библиотеки» собрал 20 очень разных и по форме
подачи материала, и по рассматриваемым аспектам
библиотечной деятельности работ. И в каждой из
них есть интересный опыт, правда, не всегда
раскрытый (самое интересное, как нам показалось,
осталось за скобками!). Мы предполагаем
публиковать наиболее интересные работы
участников фрагментарно или целиком в течение
года или в летних номерах. Но для начала – общий
обзор.
Условно все работы можно разделить на
несколько групп: рассказ-отчет о работе в целом,
анализ одного из аспектов библиотечной практики,
сценарий массового мероприятия.
Работы Светланы Ивановны Печериной,
зав. библиотекой гимназии № 164 города
Зеленодольска Республики Татарстан, –
«Организация работы библиотечного медиацентра»,
и Людмилы Александрорвны Чекмаревой,
библиотекаря этой же гимназии, – «Организация
работы в библиотечном медиацентре с информацией
на нетрадиционных носителях» – схематично, и при
этом очень детально, раскрывают, как создавался и
в течение полутора лет работает библиотечный
медиацентр гимназии. Работы интересны тем, что на
твоих глазах теория создания медиацентра
воплощается в практику.
Нина Ивановна Смирнова, зав.
библиотекой средней школы № 6 города
Лисаковска, в своей работе «Создание
информационно-ресурсного центра (ИРЦ) новый этап
развития школьной библиотеки» рассказала как,
благодаря внедрению новых информационных
технологий, она стала проводником идей и
принципов «Общественно-активной школы». Это
конкретный опыт (который, конечно, не может быть
внедрен повсеместно, но наводит на размышления),
когда в сложившихся условиях школьная
библиотека оказалась единственным обладателем
ИРЦ в крупном микрорайоне с населением около 6
тысяч человек. Функции ее расширились,
проявились черты публичной библиотеки.
«Книга или компьютер?» – так
категорично был поставлен вопрос на философском
круглом столе старшеклассников, который провела Дина
Сулеймановна Садриева, зав. библиотекой школы
№ 16 города Зеленодольска Республики Татарстан.
Судя по ответам аудитории, тема заинтересовала
всех. Заранее всегда трудно представить, куда
потечет разговор. Здесь все больше говорили «с
точки зрения полезности», а ведь на
противостояние «книга – компьютер» можно
посмотреть и с точки зрения искусства. Дина
Сулеймановна, а по каким еще проблемам у Вас
проводились такие философские круглые столы?
Большой интерес вызвала работа Елизаветы
Васильевны Пушкиной, зав. библиотекой
негосударственной школы «Надежда» из Москвы.
Расхожая фраза «За страницами вашего учебника» в
библиотеке обрела реальный смысл: на уроках
создается такая учебная ситуация, которая
требует от ученика
библиотечно-библиографических навыков. Урок
начинается в классе, а заканчивается – в
библиотеке. Приведенные фрагменты уроков ОБЖ,
географии, истории и музыки позволяют увидеть
сущность работы хорошей школьной библиотеки.
Материал Нины Никитовны Рябининой,
зав. библиотекой школы № 4 города Златоуста
Челябинской области, называется «Работа
школьной библиотеки по профориентации
посредством правового воспитания и образования
школьников». Библиотека организует свою
деятельность в соответствии с общей
направленностью работы школы. Присланный
материал носит обзорный характер. Уважаемая
Нина Никитовна, расскажите, пожалуйста, чуть
подробнее о роли библиотеки в подготовке
заседаний клуба «Фемида».
Какая школьная библиотека без
читательского кружка или клуба? В работе Людмилы
Ивановны Сухановой, зав. библиотекой № 3 села
Безопасное Ставропольского края,
«Художественное чтение – искусство
исполнительское» идет речь о многолетней работе
кружка «Художественное чтение».
Несколько материалов можно отнести к
урокам по воспитанию культуры чтения. Это
«Путешествие в страну мудрецов. Город твоих
друзей» Галины Алексеевны Лякиной из города
Ступино. Урок адресован первоклассникам. Галине
Алексеевне очень хочется вложить в малышей как
можно больше знаний. Этот замечательный текст,
как нам показалось, уместно разделить на
несколько занятий. Маленькие они еще.
Непростую задачу попыталась выполнить
Светлана Евгеньевна Конищева, старший
библиотекарь школы № 20 поселка Баранчинский, –
провести турнир «Лучший читатель» для
разновозрастной аудитории. Жаль, что не указан
возраст читателей, в том числе тех, кто вышел в
финал.
Чувствуется, какая эмоционально и
интеллектуально насыщенная жизнь кипит в
библиотеках. Вы попытались это рассказать, но
жанр урока не позволяет поведать обо всем,
происходящем в школьной библиотеке. Так
получилось в работе Ларисы Валентиновны
Поминовой, зав. библиотекой гимназии № 3 города
Мурманска. Уважаемая Лариса Валентиновна,
расскажите, пожалуйста, поподробнее о работе с
родителями и с Советом библиотеки.
В Мурманске интересно работает
школьная библиотека прогимназии № 60, о чем нам
рассказала Ольга Викторовна Коковина («Роль
школьного библиотекаря в формировании культуры
чтения младших классов»). Уважаемая Ольга
Викторовна, не могли бы Вы рассказать о занятиях
«Основы книжной культуры»: как часто проходят,
какую программу Вы используете?
И еще один рассказ о жизни школьной
библиотеки школы № 8 города Златоуста. Работу
«Развитие творческих и познавательных
способностей учащихся посредством формирования
их информационной культуры» написала зав.
библиотекой этой школы – Елена Валерьевна
Качева. Уважаемая Елена Валерьевна! Как
продвигается проект «Читательский дневник для
младшего подростка»? А еще ждем Ваших идей к
Андерсеновскому фейерверку. Вам есть чем
поделиться с коллегами!
Немало интересных находок в работе Татьяны
Владимировны Рязанцевой, зав. библиотекой
гимназии № 111 города Анжеро-Судженска
Кемеровской области («Независимый библиотечный
пользователь – это реально»). Уважаемая
Татьяна Владимировна! Если можно, пришлите нам,
пожалуйста, Ваши закладки с мордашками, очень
хочется дать коллегам «Маленький совет».
Несколько материалов можно отнести к
разряду сценариев. Литературно-музыкальную
композицию «Не хороните меня живой…»,
посвященную творчеству М.Цветаевой, прислала Екатерина
Михайловна Маркова, зав. библиотекой лицея № 7
города Минусинска. От зав. библиотекой школы № 22 Резеды
Рафаиловны Шайдуллиной из города Нижнекамска
пришла музыкально-литературная композиция «Без
леса нет жизни». И совершенно неожиданную тему
«История возникновения шоколада» превратила в
веселый и познавательный, вкусный (в прямом и
переносном смысле) праздник библиотекарь лицея
из города Междуреченска – Василина Алексеевна
Моисеева. Уважаемая Василина Алексеевна, а
Вам довелось читать детскую книжку Роалда Даля
«Чарли на шоколадной фабрике»?
Марина Анатольевна Балякина, зав.
библиотекой школы № 1 города Зеленодольска из
Республики Татарстан, направила на Фестиваль
разработку классного часа по статьям и письмам
Д.С.Лихачева «Творить ауру добра». Это сильный
урок-монолог о взаимопроникновении культур и
ценности человеческой жизни. Его ведет умный
библиотекарь на фоне музыки Антонио Вивальди, и в
его монолог органично вливаются стихи Алена
Боске и песни «Битлз», размышления Джозефа
Конрада и письма Дмитрия Сергеевича Лихачева.
(Кстати, один из немногих материалов, снабженный
библиографией!) Уважаемая Марина Анатольевна,
напишите нам, пожалуйста, какие еще классные часы
Вы проводили в школе.
Абсолютно отдельное место среди
присланных работ по поставленной проблеме
занимает работа Людмилы Вениаминовны
Соборовой, зав. библиотекой средней школы села
Тесь, – «Школьная библиотека – инициатор новых
форм работы по улучшению психологического
климата в педколлективе». «Наш загруженный до
предела, уставший учитель все чаще уходит в себя
или в мир своих проблем. Самое время школьной
библиотеке вспомнить, что библиотека – это
открытое, доступное, уютное, гостеприимное место,
и организовать что-нибудь этакое
“разгрузочное”, например, веселый капустник». В
материале приводится сценарий подобного
капустника, он интересен и понятен педагогам из
села Тесь. У вас будет свой капустник, со своими
шутками-прибаутками. Тут главное – идея.
Уважаемые читатели! Со всеми работами
фестиваля «Открытый урок» можно познакомиться
на сайте издательского дома «Первое сентября».
Диски и сборники работ участников предыдущего
фестиваля имеются в продаже. Мы надеемся, что в
новом, уже объявленном, фестивале примут участие
большее число наших читателей. Согласитесь,
двадцать работ на всю страну – все-таки,
маловато! |