Слово
Александр Панфилов
Поговорим о любви
Человек не все бегает, добывая себе
хлеб насущный. Иногда он останавливается и, если
декорации тому способствуют, размышляет о
главном. Когда бредешь, очарованный, по осеннему
лесу, и желтые, красные, зеленые листья шуршат под
ногами… Или когда сидишь у затухающего костра,
вороша случайной палочкой вспыхивающие
фиолетовым угольки… Вот тогда как-то не до хлеба
насущного. Наступает момент ясности.
...Все время хочется докопаться до
каких-то первичных, уже неразложимых основ,
годящихся для крепкого жизненного фундамента. В
сущности, набор предлагаемых для этого вещей
давно неизменен. Религия, семья, благополучная
страна, занятия по душе, любовь... Вот такие
замечательные кирпичики. Чудесные слова
расплываются в непонятное, потому что, будучи
написанными на бумаге и внедренными в некие
схемы-планы построения жизни, они как бы
неотменимы, а в реальности оборачиваются
какой-то фатальной невозможностью.
Все мы знаем, что любить лучше, чем не
любить.
Я говорю про любовь с большой буквы, а
не про частные, что ли, ее проявления. Хотя и с
ними не все слава Богу.
Люди веками воспевают любовь между
мужчиной и женщиной. Когда два человека смотрят
друг на друга трепетно. С тайным страхом. Оттого
что все это можно в мгновение ока потерять. Более
того, с тайным знанием, что рано или поздно это
будет неизбежно потеряно, и снова возникнет
необходимость чем-то заполнять наступившую
пустоту. До следующей пустоты. Но разве это можно
назвать любовью? Каждый в деталях, радостных и
печальных,
в сумасшедших деталях знает, что такое
влюбленность. Но это не совсем то. Влюбленный
человек становится абсолютно наивным, будь у
него хоть горы опыта за плечами. И тогда он
начинает строить воздушные замки, над которыми
сам же, пребывая в равнодушном «опытном»
состоянии, зло бы (или весело) посмеялся.
Влюбленность нелюбопытна, ей вполне хватает
радостного света, в котором она пребывает.
Хватает частностей, деталей (в другом человеке),
эту влюбленность вызвавших.
Любовь отличается от влюбленности тем,
что она видит всего человека — с его
достоинствами и недостатками, но и от трезвого
понимания последних любовью быть не перестает.
Ибо она относится к полному реальному человеку, а
не к каким-то его избранным частям. Ибо она,
любовь, которая бывает ли вообще на свете?
Спокойная, мудрая и глубокая. Она наполняет
человека ощущением благости. И она протяженна, не
зная категории времени, не страшась его, потому
что время для любви безразлично — оно ничего ни
убавить, ни прибавить не в состоянии, оно беззубо.
Все это опять же хорошо описывается и
формулируется, да не всегда хорошо получается в
жизни.
Что уж говорить о той любви человека к
человеку, которая заповедана нам и до которой мы
не умеем вырасти.
Еще Лев Толстой заметил, что любить
дальнего легче, чем любить ближнего, ибо любовь к
дальнему не требует от человека постоянных
внутренних усилий; она, в общем-то,
безответственна. Но сам при этом именно любовь к
дальнему (вполне безответственно) и
манифестировал, не предложив никаких реальных
рецептов сделать ее нормой жизни. Реальной
нормой реальной жизни. И в своей собственной
семье доэкспериментировался до того, что
пришлось бежать из нее. Как предполагалось, в
освобождение. А оказалось — в смерть. Хотя смерть
тоже бывает освобождением.
Вот тоже пришло в голову. Я пишу сейчас
эти строки и искренне люблю всех, кто их
прочитает. Это просто, очень просто. Представить
себе замечательного человека, увлекающегося тем
же, что и я (скажем так, книгами), знающего не
понаслышке, как уютно окружить себя со всех
сторон литературой, занимающегося хорошим делом
(воспитанием детей),
и заочно полюбить его. «Заочно» тут ключевое
слово. Но, окажись мы рядом, бок о бок, на
длительное время, и от этой любви ведь может не
остаться и следа. Как там получится, бабушка
надвое сказала.
Сколько раз в жизни наблюдал — вот
соберутся вместе умные, тонкие, красивые люди
делать что-нибудь хорошее (книги ли издавать,
журнал ли начать, детей ли учить), и все
складывается в первые дни замечательно: глаза
горят, работа горит, идеи сыплются фейерверком, и
атмосфера вполне любовна. А проходит месяц,
другой, третий, и от этой атмосферы остается лишь
пепел — сплошь взаимные претензии, воплощенный
сюжет «рака, лебедя, и щуки», косые взгляды,
бросаемые друг на друга, и «кулуарные» сплетни.
В чем тут дело? Проблема, как мне
кажется, заключается в завышенных ожиданиях и
нашей неспособности или неумении разговаривать
с другим человеком на равных, воспринимать его
таким, каков он есть, а не каков должен быть по
нашим представлениям. Я давно для себя назвал эту
проблему «проблемой пьедестала». Того
внутреннего пьедестала, на который многие себя
торжественно ставят.
Но оставлю эту тему для следующего
разговора. |