Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Кладезь

Галина Болдашева

Чтобы полюбить себя, надо себя обнаружить

Перед вами отчет организаторов любопытного праздника и «ахи» заинтересованного читателя. Не так часто встречается в редакционной почте материал, который очень хочется прокомментировать. Не соблюдая строгость и чинность, а так… от души. Потому и позволим себе влезать в текст автора по ходу изложения событий.

Галина Николаевна Болдашева
методист по библиотечным фондам Информационно-
методического центра
г. Шарыпово, Красноярский край

Отрадно отметить, что школьным библиотекарям стали уделять все больше и больше внимания – осознали их «огромную роль в деле обучения и воспитания подрастающего поколения», и публикации о них стали появляться не только в профессиональных изданиях, но и в таких, как «Учительская газета», «Лидеры образования», «Директор школы». И праздников профессиональных теперь целых два. Но по-прежнему во многих школах смотрят на библиотекарей как на простых «выдавальщиков книг». захотелось показать себя администрации несколько с другой стороны, и в мае 2004 года мы провели вечер-презентацию «И это все о нас!». Назвали гостей – начальника Управления образованием, методистов, директоров школ и их заместителей, коллег из библиотек других ведомств. Привожу сценарий этого вечера, но со своими комментариями (и с нашими – Ред.), т.к. впечатлений после него было очень много, организаторы вечера досконально провели «разбор полетов» и проявилось множество неучтенных в сценарии моментов.

Начать хочу с идеи мероприятия. Задумали мы его именно как презентацию в стиле устной книги, чтобы показать наших школьных библиотекарей всесторонне: какие они не только на работе, но и дома, чем увлекаются, о чем мечтают.

Определили главы, которые будут в книге, назначили ответственных, с каждым проговорили идею его главы, попросили сохранить ее содержание в тайне от других. Что может получиться в целом, знали только организаторы презентации. Сразу хочу отметить, что библиотекари, хотя и жутко загруженные (начали принимать учебники), к делу отнеслись творчески. «Сюрпризность» была соблюдена, что повысило интерес к нашей презентации. К сожалению, в этом сценарии я представлю содержание лишь той главы, которую готовила сама.

Весь праздник сопровождается музыкой.

Ведут вечер два человека. Начали с поздравления с профессиональным праздником.

– Книги и читатель – наши неизменные символы. Но сегодня, мы поговорим… о себе – подарим себе праздник! Оказывается, что некоторые читатели считают, что библиотекарь похож… на писателя. И у нас родилась идея создать книгу о нас, школьных библиотекарях города Шарыпово, не только, как о профессионалах, но и как о личностях.

– А книгу мы будем писать здесь и сейчас, всем коллективом. И поэтому ни мы, ни вы не знаем, что у нас получится.

– Я только придумала начало, название глав, но что именно будет на ее страницах, я и сама не знаю. Однако все библиотекари – люди творческие, и книга должна получиться интересной.

– Хорошего всем настроения, улыбнитесь: нас снимает видеокамера – оператор Валентина Владимировна библиотекарь школы № 1. Итак, начинаем писать нашу книгу!

Обложка книги – «И это все о нас!»

(На экране проецировали страницу презентации с данными статистики о работе школьных библиотек района)

Глава первая – «Библиотечные дела за 2003/2004 учебный год» (Галина Николаевна, методист).

Содержание я определила так:

· проведены курсы повышения квалификации;

· аттестованы Наталья Петровна Киорогло (школа № 12) и Галина Ивановна Герилович (школа № 2);

· проведен городской брейн-ринг, посвященный 100-летию А.П.Гайдара;

· отремонтированы библиотеки школ № 3, 7, 8, 11 (всего у нас 12 библиотек);

· выделено специальное помещение для учебников в школе № 5;

· большое поступление справочной литературы в школу № 12.

Курсы повышения квалификации впервые за 5 лет прошло 5 библиотекарей (всего их 15).

Во всех библиотеках провели анкету среди читателей разного возраста с двумя вопросами:

«На кого похож школьный библиотекарь?» и «Что для них значит школьная библиотека?»

(Галина Николаевна проводит анализ анкет.)

Интересно, а как ответили бы на эти вопросы юные читатели в других уголках страны, например, в Самарской области? А в Ростовской?

Глава вторая – «Библиомания».

Однажды каждая из нас выбрала свою судьбу — служение читателю.

Презентацию «Как я стала библиотекарем» проводят библиотекари школы № 3 Елена Михайловна и Наталья Сергеевна.

– Библиотеки как люди: у каждой есть – свое лицо. Каждая из нас старается внести в ее облик частицу своей души, вдохновение и умение. Нет смысла сейчас перечислять все виды библиотечной работы, которой мы занимаемся в течение года.

– Но у каждой из нас есть то, чем мы занимаемся с большим удовольствием. Кому какая библиотечная работа больше по душе красноречиво говорит выставка, на которой мы представили ваши материалы: сценарии, плакаты, разработки уроков…

(Обзор у выставки.)

…подготовленные с любовью и фантазией… Все это пополнит нашу копилку библиотечных находок, которой может воспользоваться любой желающий.

Какая ценная копилка!!! А мы сможем воспользоваться?

– Спасибо всем за ваши творческие работы, которые нас поразили. Желаем, чтобы огонек вашей фантазии, энтузиазма никогда не потух.

– «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Всем известно это изречение Дидро. А что вы, уважаемые библиотекари, читаете в свободное время, для души? Наверняка, у каждой есть любимые книги или книги, особенно дорогие сердцу, книги, которые вы с удовольствием перечитываете, покупаете для своей домашней библиотеки.

Презентация главы третьей «Суперкнига» пройдет в читальном зале библиотеки, где Людмила Александровна и Татьяна Николаевна сделают также обзор Читательского формуляра библиотекаря (все переходят в читальный зал).

Глава четвертая – «Библиотечный эрудит», ведущие – библиотекари школы № 7 Елена Николаевна и Ирина Александровна (идет викторина).

Участвуют все, в том числе и гости.

Лихо, однако, им пришлось.

Награждение победителей.

– А сейчас приглашаем вас на абонемент.

Глава пятая – «Я все умею, все могу». На просмотр выставки с таким названием нас приглашает Евгения Иосифовна, библиотекарь вечерней школы.

– Мы продолжаем писать книгу. А что мы всё о читателях, о книгах, о работе! Ведь есть у нас и выходные дни, и каникулы, и отпуск.

И тогда мы отводим душу, забывая о проблемах, занимаемся своим хобби: вяжем, шьем, фантазируем, выращиваем на даче всякие вкусности.

Какие все-таки умелые ручки оказывается у наших библиотечных мастериц, талант и фантазия ваши достойны всеобщего восхищения и похвалы.

– А скажите, в ваших школах знают о ваших талантах? Как говорится, не зарывайте талант в землю!

Интересно, а сколько в России школьных библиотекарей, которые увлекаются выращиванием кактусов? Или изготовлением мягких игрушек? Или имеют какое-то другое хобби? Вот бы собрать такую статистику! А дать возможность пообщаться между собой людям, увлеченным одним делом? Как вам такая идея? Что вы об этом думаете, библиотекари Тульской или Самарской области?

Глава шестая – «Банка идей». Читаем ее вместе с библиотекарями школы № 12.

Наталья Петровна проведет инвентаризацию ваших идей по улучшению работы библиотечной (проводят показ, зачитывают идеи).

Глава седьмая – «Диванчик желаний» (беседуют о планах на летний отдых под приятные мелодии).

Глава восьмая и последняя – «Библиотечное меню». Его составили из ваших блюд библиотекари из школы № 2 Галина Алексеевна, Галина Ивановна и Любовь Юрьевна.

– Всем спасибо за участие в издании нашей книги «И это все о нас!»

Я тоже хочу прочитать эту книгу в полном объеме. Посылаю официальную заявку на один экземпляр. Прошу выслать его наложенным платежем.

Все желающие могут ее перечитать через несколько дней, купив себе видеоэкземпляр в издательстве ИМЦ.

А замечательные хозяюшки ждут нас с нетерпением на банкет! Идем! Приятного аппетита!

Заключительный комментарий
заинтересованного читателя и по совместительству ответственного (а иногда безответного, т.к. к нам сложно дозвониться) секретаря Тамары

Хочется сказать: «И я там был, мед, пиво пил…», – но увы! А представьте себе «Поваренную книгу» (так модную в нынешние времена!), но только не от Андрея Макаревича, а от школьных библиотекарей России. Не слабо, коллеги? Что там самое интересное в меню в Самарской области? А в Челябинской? Вкус-но-о-о-то как!

Вот и закончился необычный праздник. Чем необычный? А тем, что наши коллеги смогли взглянуть на себя с любовью. И смело предоставили возможность другим людям (помните, в начале, там и начальство среди приглашенных, и коллеги по школе, по жизни) увидеть себя во всей красе и выразить себе почитание и ту самую любовь, которая у многих есть, но только где-то очень далеко запрятана в круговерти будней.

Мы предлагаем всем библиотекарям России провести для себя праздник по этому (или своему) сценарию и рассказать о нем редакции. В разных районах и городах. Например, в Самаре. (И что это я так привязалась к Самаре? Все время она мелькает в голове когда читаю интересные материалы. Может быть это потому, что читать я училась в самарской школе № 112. И помню чудесную библиотеку там. Как много в ней было фантастики! И Иван Ефремов, и Генрих Альтов. До сих про не могу равнодушно пройти мимо книг этого жанра. Интересно, а какова теперь эта библиотека?)