Редактор Ольга Козлова
Подробности
Любовь Титова
Реализуем проектно-программный подход
Все школьные библиотеки района Шушенское
работают по индивидуальным образовательным
программам
Представляем статью еще одного методиста
Красноярского края, которая вместе с материалами
заведующих школьными библиотеками, публикуемыми
в виде приложений, возможно подскажет вам новые
методы и формы работы.
|
Любовь Валентиновна
Титова
методист по библиотечным фондам
Шушенский район
Красноярский край |
Информатизация нашего общества
изменила требования, предъявляемые к системе
библиотечного обслуживания и профессиональным
качествам библиотекарей. Функции библиотек
значительно расширяются. Меняется миссия и
школьной библиотеки. Она должна стать
структурным центром школы, определяющим
библиотечно-информационное обеспечение
учебно-воспитательного процесса.
Деятельность методиста по
библиотечным фондам осуществляется по двум
ведущим направлениям:
· обеспечение учебниками,
учебно-методической и художественной
литературой;
· методическая и консультационная
работа по библиотечно-информационному
обслуживанию учащихся, педагогов и родителей в
школьных библиотеках.
Для пополнения учебных фондов новыми
изданиями и частичной замены ветхих экземпляров
во всех школах района организованы родительские
фонды поддержки школьных библиотек. За счет
родителей приобретается 56% от общего количества
новых учебников. Средний процент обеспеченности
учебниками составляет 98,4 % (в том числе
учебниками, изданными за последние 4 года, – 57,8 %).
Однако в школьных библиотечных фондах
присутствует и морально устаревшая учебная
литература. В некоторых школах ее средний
возраст превышает 6 и более лет.
Пополнение фондов художественной
литературой остается главной проблемой
библиотек. В связи с отсутствием в течение многих
лет централизованного комплектования, наши
фонды в качественном отношении не соответствуют
требованиям современных учебных программ. На
начальном этапе решения этой проблемы
планируется проведение мониторинга их состава и
использования в целях управления развитием.
В 2004 году мы начали работать в
программе «Информационная система учебного
книгоиздания» по анализу фондов и
дистанционному заказу учебников. На сайте
«Шушенское образование» в разделе «Учебное
книгоиздание» размещена вся необходимая
информация по этому вопросу.
Одна из ведущих задач методической
работы – обеспечение информационной и
научно-методической поддержки школьных
библиотекарей. Методистом планово проводятся
консультации по различным направлениям
библиотечно-информационной работы с
привлечением специалистов центральной
библиотеки, организуются тематические проверки,
которые отчасти носят консультационный
характер.
В 2004 году все школьные библиотекари
района повысили квалификацию на выездных курсах
Института повышения квалификации «Организация
справочно-поискового аппарата библиотеки», о чем
получили соответствующий документ. Библиотекари
одновременно были ознакомлены с новыми
информационными технологиями и работой с
программой по анализу фонда и дистанционному
заказу учебников на базе муниципального
ресурсного центра.
Функцию повышения квалификации
выполняют также районный методический центр
библиотекарей и творческие группы (см.
приложения), работающие на базе образовательных
учреждений. Результатом их деятельности
являются сборники методических и аналитических
материалов.
В 2004/2005 учебном году произойдут
изменения в организации методических форм и
содержании работы библиотекарей. Одной из
тактических задач Шушенской системы образования
на этот год является формирование
информационной культуры сотрудников школ и
обучающихся. В ходе такой работы были выявлены
проблемы, которые не позволяют сегодня в полной
мере реализовать решение задач на базе школьной
библиотеки. В связи с этим в 2004/2005 учебном году
запланирована организация работы районной
проблемной группы «Информационная культура
учащихся» (см. приложение 3).
В 2004/2005 учебном году
проектно-программный подход будет являться
ключевым в содержании деятельности школьных
библиотек. Реализацию проекта по проблемам
детского чтения начнет библиотека школы № 1.
Профилизация общего образования
обязывает библиотеки участвовать в организации
информационной работы для учащихся и родителей в
рамках предпрофильной подготовки. Ильичевская
средняя школа планирует работать по проекту
«Школьная библиотека как центр
профессионального самоопределения учащихся»
(см. приложение 2).
Все библиотекари района в течение
учебного года работают по индивидуальным
образовательным программам, что, несомненно,
способствует их профессиональному росту. Они
составляются по такому алгоритму:
1. Выделение проблемы, обоснование
актуальности темы.
2. Объект исследования.
3. Предмет исследования.
4. Цели.
5. Задачи.
6. Сроки.
7. Этапы.
8. База деятельности.
9. Ограничения.
(см. таблицу 1.)
Для осуществления
информационно-библиографического сопровождения
учебно-воспитательного процесса в библиотеках
района ведется работа по совершенствованию
справочно-библиографического аппарата, который
включает в себя систему каталогов и картотек для
учащихся, педагогов и родителей. В управлении
образования методистом организована работа по
комплектованию фонда педагогической литературы
и информации, поступает 88 наименований
периодических изданий для педагогов и
управленцев. Ведется
справочно-библиографический аппарат по основным
направлениям учебно-воспитательной работы,
выполняются различные виды тематических
справок, проводится индивидуальное
информирование педагогов района. Для
информирования о содержании изданий ведется
систематическая картотека статей.
Фото из архива автора
Таблица 1
Сроки |
Конкретные задачи |
Действия |
Ожидаемый результат |
|