Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (21) · Вкладка в «БШ» № 23 (131) · 1–15 декабря 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Подробности

Галина Топоева

Приложение 1

Программа
работы районного методического центра школьных библиотекарей

Галина Васильевна Топоева
зав. библиотекой Ильичевской средней школы, финалист Всероссийского конкурса «БиблиОбраз»
в номинации «Навигатор»

Шушенский район,
Красноярский край

Цель: повышение профессиональной и общекультурной компетентности библиотекарей образовательных учреждений.

Задачи:

1. изучить и обобщить эффективный опыт библиотечной работы в районе;

2. содействовать повышению профессионального мастерства библиотечных работников посредством различных форм, методик и технологий.

Сроки реализации:

2004/2005 учебный год.

База деятельности:

Ильичевская средняя школа, библиотека.

План деятельности (см. на с. 45).

Предполагаемый результат:

· Аналитические и методические материалы.

· Профессиограмма школьного библиотекаря.

· Осознание библиотекарями необходимости и значимости повышения профессиональной компетентности.

План деятельности

Тематические модули1

Направления работы

Формы работы

Соорганизация работы методического центра, творческих и предметных групп. Инновационные аспекты библиотечной профессии

1. Презентация творческих и предметных групп.
2. Соорганизация деятельности методического центра и библиотекарей с учетом тематики индивидуальных образовательных программ.
3. Определение профессиональных качеств библиотекаря

Семинар, деловая игра

Систематическое чтение

1. Работа с понятием «систематическое чтение».
2. Рамки включенности читателя в информационное пространство школы.
3. Обмен опытом

Мастер-класс

Моделирование

1. Понятие модели и моделирования.
2. Моделирование библиотечных процессов.
3. Разработка модели школьной библиотеки

Семинар, практические занятия

Планирование

1. Анализ работы методического центра.
2. Технология планирования деятельности библиотек и методика анализа работы за предыдущий год

Kруглый стол, групповой практикум

__________________

1 В целях экономии места сняты графы «Сроки» и «Ответственные».

 

Приложение 2

Проект
Школьная библиотека как информационный центр профессионального самоопределения учащихся

Деятельность библиотеки включает следующие направления:

· Комплектование фонда литературой и другими источниками информации по профессиональному самоопределению учащихся.

· Проведение встреч с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

· Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

· Информационно-библиографическая деятельность.

· Проведение мероприятий по профориентации: книжные выставки, ролевые игры, вечера вопросов и ответов, викторины, обзоры, игры-путешествия.

· Профориентационная диагностика и консультирование с участием психолога, медработника, специалиста Центра занятости населения.

Анализ ситуации. В современном понимании профориентация – это система психологических, медицинских, педагогических и других мероприятий, помогающих человеку избрать свою профессию с учетом, как интересов общества, так и своих интересов, склонностей и способностей. Итогом профориентации является осознанное профессиональное самоопределение молодежи. В современных условиях оно предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование вдумчивого отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Проблема. Многие учащиеся не имеют представления о существующих профессиях и востребованности их на рынке труда. Как правило, выпускники при выборе профессии не учитывают свои психологические и физические особенности, наклонности, способности. В связи с этим появилась идея создания в школе центра, способствующего функционированию единой системы профессионального самоопределения учащихся.

Объект преобразования: информационное сопровождение профессионального самоопределения учащихся.

Предмет преобразования: совместная деятельность библиотеки, педагогического коллектива, родителей и других специалистов и организаций, направленная на создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

Цели:

Глобальная: преобразовать библиотеку в информационный центр профессионального самоопределения учащихся.

Локальная: первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии. Дальнейшая информационная поддержка выбранной профессии.

Задачи:

· формирование продуктивного опыта в подготовке к выбору профессии;

· актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

Сроки: 2004–2008 годы.

Этапы:

1. Пропедевтический этап профессионального самоопределения (учащиеся 1–4-х классов).

2. Активно-поисковый этап (учащиеся 5–8-х классов).

3. Этап профессионального самоопределения (учащиеся 9–11-х классов).

Предполагаемые результаты:

· Расширение знаний учащихся о профессиях.

· Создание единой системы профессионального самоопределения учащихся на базе образовательного учреждения.

· Содействие развитию личностных качеств учеников, способностей к профессиональной самореализации.