Редактор Ольга Козлова
Подробности
Галина Топоева
Приложение 1
Программа
работы районного методического центра школьных
библиотекарей
|
Галина Васильевна Топоева
зав. библиотекой Ильичевской средней школы,
финалист Всероссийского конкурса «БиблиОбраз»
в номинации «Навигатор»
Шушенский район,
Красноярский край |
Цель: повышение
профессиональной и общекультурной
компетентности библиотекарей образовательных
учреждений.
Задачи:
1. изучить и обобщить эффективный опыт
библиотечной работы в районе;
2. содействовать повышению
профессионального мастерства библиотечных
работников посредством различных форм, методик и
технологий.
Сроки реализации:
2004/2005 учебный год.
База деятельности:
Ильичевская средняя школа, библиотека.
План деятельности (см. на с. 45).
Предполагаемый результат:
· Аналитические и методические
материалы.
· Профессиограмма школьного
библиотекаря.
· Осознание библиотекарями
необходимости и значимости повышения
профессиональной компетентности.
План деятельности
Тематические модули1 |
Направления работы |
Формы работы |
Соорганизация работы
методического центра, творческих и предметных
групп. Инновационные аспекты библиотечной
профессии |
1. Презентация творческих и
предметных групп.
2. Соорганизация деятельности методического
центра и библиотекарей с учетом тематики
индивидуальных образовательных программ.
3. Определение профессиональных качеств
библиотекаря |
Семинар, деловая игра |
Систематическое чтение |
1. Работа с понятием
«систематическое чтение».
2. Рамки включенности читателя в информационное
пространство школы.
3. Обмен опытом |
Мастер-класс |
Моделирование |
1. Понятие модели и
моделирования.
2. Моделирование библиотечных процессов.
3. Разработка модели школьной библиотеки |
Семинар, практические занятия |
Планирование |
1. Анализ работы методического
центра.
2. Технология планирования деятельности
библиотек и методика анализа работы за
предыдущий год |
Kруглый стол, групповой
практикум |
__________________
1 В целях экономии места
сняты графы «Сроки» и «Ответственные».
Приложение 2
Проект
Школьная библиотека как информационный центр
профессионального самоопределения учащихся
Деятельность библиотеки включает
следующие направления:
· Комплектование фонда литературой и
другими источниками информации по
профессиональному самоопределению учащихся.
· Проведение встреч с родителями как с
профессионалами в тех или иных сферах труда.
· Вовлечение учащихся в
научно-исследовательскую деятельность.
· Информационно-библиографическая
деятельность.
· Проведение мероприятий по
профориентации: книжные выставки, ролевые игры,
вечера вопросов и ответов, викторины, обзоры,
игры-путешествия.
· Профориентационная диагностика и
консультирование с участием психолога,
медработника, специалиста Центра занятости
населения.
Анализ ситуации. В современном
понимании профориентация – это система
психологических, медицинских, педагогических и
других мероприятий, помогающих человеку избрать
свою профессию с учетом, как интересов общества,
так и своих интересов, склонностей и
способностей. Итогом профориентации является
осознанное профессиональное самоопределение
молодежи. В современных условиях оно
предполагает выбор карьеры, сферы приложения и
саморазвития личностных возможностей, а также
формирование вдумчивого отношения личности к
социокультурным и
профессионально-производственным условиям.
Проблема. Многие учащиеся не имеют
представления о существующих профессиях и
востребованности их на рынке труда. Как правило,
выпускники при выборе профессии не учитывают
свои психологические и физические особенности,
наклонности, способности. В связи с этим
появилась идея создания в школе центра,
способствующего функционированию единой
системы профессионального самоопределения
учащихся.
Объект преобразования: информационное
сопровождение профессионального
самоопределения учащихся.
Предмет преобразования: совместная
деятельность библиотеки, педагогического
коллектива, родителей и других специалистов и
организаций, направленная на создание условий
для профессионального самоопределения учащихся.
Цели:
Глобальная: преобразовать
библиотеку в информационный центр
профессионального самоопределения учащихся.
Локальная: первоначальное
информирование учащихся о профессиональной
деятельности людей и основах выбора профессии.
Дальнейшая информационная поддержка выбранной
профессии.
Задачи:
· формирование продуктивного опыта в
подготовке к выбору профессии;
· актуализация и развитие интересов,
склонностей и способностей учащихся.
Сроки: 2004–2008 годы.
Этапы:
1. Пропедевтический этап
профессионального самоопределения (учащиеся
1–4-х классов).
2. Активно-поисковый этап (учащиеся
5–8-х классов).
3. Этап профессионального
самоопределения (учащиеся 9–11-х классов).
Предполагаемые результаты:
· Расширение знаний учащихся о
профессиях.
· Создание единой системы
профессионального самоопределения учащихся на
базе образовательного учреждения.
· Содействие развитию личностных
качеств учеников, способностей к
профессиональной самореализации. |