Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Лидия Булкина

Издательский дом

Занятие для смешанной группы учащихся 5–7-х классов

Лидия Алексеевна Булкина
зав. библиотекой школы № 1

г. Лесосибирск, Красноярский край

Последний учебный день перед каникулами – всегда особенный. В этот день в школе проводят «творческую интеллектуальную сессию», на которой дети могут выбрать секцию, в которой будут работать. Библиотека, например, превращается в Издательский дом.

Цель: познакомить учащихся со структурой книги, ее элементами, оформлением, справочным аппаратом для того, чтобы учащиеся могли сами создать книгу, максимально отвечающую всем требованиям; развивать аналитические способности; воспитывать чувство коллективизма.

Сообщение цели занятия. Сегодня мы с вами будем сами создавать книгу. А для этого нам надо кое-что вспомнить.

Мозговой штурм.

– Что такое папирус?

– Какие материалы люди использовали для письма?

– Что такое клинопись?

– Назовите самую большую библиотеку Древнего Египта?

– Когда и кем был создан печатный станок?

– Кто является основателем книгопечатания на Руси?

– Как звучит сегодня пословица «Прочитать книгу от доски до доски»?

Работа в группах. Вспомним историю книги. Задания на карточках.

1.Первая попытка создания книги:

а) узелковое письмо,

б) каменная книга,

в) глиняная книга.

2.Библиотека царя Ассирии Ашурбанипала состояла...

а) из глиняных книг,

б) из папирусных свитков.

3.Сохранились с древнейших времен до нашего времени...

а) глиняные книги,

б) папирусные свитки,

в) берестяные грамоты.

4. Какие книги были прикованы к полкам цепями?

а) из пергамента,

б) из глины.

5. В Древнем Египте для письма использовали...

а) бамбук,

б) папирус,

Читатели школьной библиотекив) шелк.

6. В Древнем Китае для письма использовали...

а) бересту,

б) восковые дощечки,

в) бамбук,

г) шелк.

Слово библиотекаря об оформлении книг в древности на Руси, о сохранении традиций в современном книгоиздании. Просмотр видеофильма – 3 мин.

Беседа о структуре современной книги (используются плакаты с терминами, которые прикрепляются на стенд в ходе беседы).

а) Элементы книги: обложка, переплет, суперобложка, форзац.

б) Оформление книги: формат издания, иллюстрация, заставка, концовка, буквица, шифр, колонцифра, титульный лист, фронтиспис.

в) Справочный аппарат книги: оглавление, содержание, предисловие, послесловие, аннотация, примечания, указатели, комментарий.

Закрепление полученных знаний. Игра «Найди себя в структуре книги».

Дети получают карточки, на которых написаны по одному перечисленные выше термины. На столах таблички «Элементы книги», «Оформление книги», «Справочный аппарат книги». Нужно собрать на каждом столе термины, составляющие данное понятие.

Создание проекта собственной книги.

а) Подготовительный этап.

Определение детей в группы.

б) Распределение ролей:

· каллиграф (пишет текст),

· миниатюрист (рисует миниатюры),

· мастера книжного дела (создают макет книги) и др.

Подведение итогов, рефлексия.

 

Нам интересно было бы узнать, как работали дети, какие тексты использовали и что у них получилось? А вам?