Уголок земли
Людмила Соборова
Наша маленькая Тесь
Историческое краеведение в школьной
библиотеке
|
Людмила Вениаминовна
Соборова
библиотекарь и зав. музеем
истории Тесинской средней школы
с.Тесь, Минусинский р-он,
Красноярский край |
Наше село славится не только своей
природной красотой, но и богатой историей,
уходящей своими корнями в глубь веков.
Доказательством этому служат древние курганы –
памятники неолита, энеолита, бронзового и
железного веков, во множестве раскиданные по
бескрайним степям. Прибрежные скалы на
протяжении многих километров изобилуют
петроглифами, возраст которых насчитывает более
4 тысяч лет. На скалах есть надписи более позднего
периода, например, «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!», связанные с именем В.И.Ленина и
его соратников по революционной борьбе,
отбывавших ссылку в нашем селе. Еще раньше сюда
были сосланы декабристы Тютчев и Мозгалевский,
позднее – польские повстанцы. Великий русский
художник В.И.Суриков дважды побывал в Теси в
гостях у своей сестры Екатерины Виноградовой,
которая, прожив здесь около трех лет, умерла в
очень молодом возрасте и была похоронена на
церковном кладбище. Впоследствии оно было
сравнено с землей, но в назидание потомкам
осталась надгробная плита, совсем недавно
найденная нашими краеведами.
В школе открыт музей истории
образования в селе, в котором собран богатый
исторический материал со дня открытия
Тесинского Приходского училища в 1861 году.
Владея таким богатством, возникает
естественное желание поделиться им с другими. И
не просто поделиться, а начать обстоятельно
изучать историю своей малой родины, ибо «Не знал
бы Родины своей без маленькой Теси моей!». И
начинать нужно с учащихся начальных классов. И
тут уже не обойтись одной экскурсией в музей,
необходима целая программа. Нам пришла в голову
идея включить краеведение в программу
библиотечных уроков, тем самым преобразовав их в
интегрированные. Возможно, что мы нарушили
какие-то уже существующие правила проведения
библиотечных уроков, но цели и задачи остались
неизменными, просто мы к ним еще добавили один
пункт: «Через изучение краеведческого материала
привить школьникам любовь к своей родной земле, к
своей истории». И на практике это оказалось
совсем несложно. К примеру, если мы говорим о
структуре книги, то обязательно используем
местную литературу: «Земля минусинская»,
«Гордость земли минусинской», акцентируя на этом
внимание. Если мы говорим о художниках, то
обязательно упоминаем имя В.И.Сурикова, как оно
связано с Тесью, показываем фотографии церкви,
наброски которой делал художник, рассказываем о
его сестре, о ее могиле. При первом посещении
библиотеки первоклассники знакомятся с
фотостендом с видами села, узнают знакомые места
и знакомых людей. При ознакомлении с
периодической печатью мы неизменно используем и
местные издания. При изучении темы «Каталоги и
картотеки» мы делаем обязательный упор на
краеведческую литературу.
Юные краеведы –тесинцы готовятся к
тестированию
по истории Минусинского уезда
Я не буду описывать всю программу,
просто назову темы, которые мы включаем при
проведении библиотечных уроков:
– история села Тесь;
– топонимика Теси;
– древние курганы и наскальные
рисунки;
– В.И.Суриков в Теси;
– празднование в селе Дня Св.Егория в
XIX веке;
– декабристы в Минусинском крае;
– В.И.Ленин и его соратники в сибирской
ссылке;
– из истории нашей школы.
У нас достаточно материала для
освещения любой из этих тем: справочники,
научно-популярная литература, фотографии,
сведения из Интернета, копии документов из
архива г. Минусинска и т.д. Я думаю, что мы
делаем очень большое и нужное дело, используя
краеведческое направление в работе школьной
библиотеки. А как думаете вы, коллеги? |