Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Уголок земли

Людмила Соборова

Наша маленькая Тесь

Историческое краеведение в школьной библиотеке

wpe35D.jpg (3350 bytes)

Людмила Вениаминовна Соборова
библиотекарь и зав. музеем
истории Тесинской средней школы

с.Тесь, Минусинский р-он,
Красноярский край

Наше село славится не только своей природной красотой, но и богатой историей, уходящей своими корнями в глубь веков. Доказательством этому служат древние курганы – памятники неолита, энеолита, бронзового и железного веков, во множестве раскиданные по бескрайним степям. Прибрежные скалы на протяжении многих километров изобилуют петроглифами, возраст которых насчитывает более 4 тысяч лет. На скалах есть надписи более позднего периода, например, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», связанные с именем В.И.Ленина и его соратников по революционной борьбе, отбывавших ссылку в нашем селе. Еще раньше сюда были сосланы декабристы Тютчев и Мозгалевский, позднее – польские повстанцы. Великий русский художник В.И.Суриков дважды побывал в Теси в гостях у своей сестры Екатерины Виноградовой, которая, прожив здесь около трех лет, умерла в очень молодом возрасте и была похоронена на церковном кладбище. Впоследствии оно было сравнено с землей, но в назидание потомкам осталась надгробная плита, совсем недавно найденная нашими краеведами.

В школе открыт музей истории образования в селе, в котором собран богатый исторический материал со дня открытия Тесинского Приходского училища в 1861 году.

Владея таким богатством, возникает естественное желание поделиться им с другими. И не просто поделиться, а начать обстоятельно изучать историю своей малой родины, ибо «Не знал бы Родины своей без маленькой Теси моей!». И начинать нужно с учащихся начальных классов. И тут уже не обойтись одной экскурсией в музей, необходима целая программа. Нам пришла в голову идея включить краеведение в программу библиотечных уроков, тем самым преобразовав их в интегрированные. Возможно, что мы нарушили какие-то уже существующие правила проведения библиотечных уроков, но цели и задачи остались неизменными, просто мы к ним еще добавили один пункт: «Через изучение краеведческого материала привить школьникам любовь к своей родной земле, к своей истории». И на практике это оказалось совсем несложно. К примеру, если мы говорим о структуре книги, то обязательно используем местную литературу: «Земля минусинская», «Гордость земли минусинской», акцентируя на этом внимание. Если мы говорим о художниках, то обязательно упоминаем имя В.И.Сурикова, как оно связано с Тесью, показываем фотографии церкви, наброски которой делал художник, рассказываем о его сестре, о ее могиле. При первом посещении библиотеки первоклассники знакомятся с фотостендом с видами села, узнают знакомые места и знакомых людей. При ознакомлении с периодической печатью мы неизменно используем и местные издания. При изучении темы «Каталоги и картотеки» мы делаем обязательный упор на краеведческую литературу.

Юные краеведы –тесинцы готовятся к тестированию
по истории Минусинского уезда

Я не буду описывать всю программу, просто назову темы, которые мы включаем при проведении библиотечных уроков:

– история села Тесь;

– топонимика Теси;

– древние курганы и наскальные рисунки;

– В.И.Суриков в Теси;

– празднование в селе Дня Св.Егория в XIX веке;

– декабристы в Минусинском крае;

– В.И.Ленин и его соратники в сибирской ссылке;

– из истории нашей школы.

У нас достаточно материала для освещения любой из этих тем: справочники, научно-популярная литература, фотографии, сведения из Интернета, копии документов из архива г. Минусинска и т.д. Я думаю, что мы делаем очень большое и нужное дело, используя краеведческое направление в работе школьной библиотеки. А как думаете вы, коллеги?