Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Урок

Лидия Булкина

Мир Виктора Астафьева

Урок в библиотеке для учащихся 8-х классов

Лидия Алексеевна Булкина
зав. библиотекой школы № 1

г. Лесосибирск, Красноярский край

Музыка. Патефон. Звучит русская народная песня.

Учитель литературы. 1 мая 2004 года Виктору Петровичу Астафьеву исполнилось бы 80 лет. Наш земляк, писатель, равного которому в русской литературе второй половины ХХ в. вряд ли можно найти. Этот человек прожил сложную, суровую жизнь, сохранил в себе свое прекрасное, природное Я, свою личность, которая так благотворно влияет на всех нас, его благодарных читателей. Мы пришли с вами в школьную библиотеку, чтобы вспомнить уже прочитанное, прикоснуться к творчеству великого мастера русского слова, войти в мир удивительной астафьевской прозы.

Зажигается свеча. Демонстрация отрывка из видеофильма о В.Астафьеве. (Писатель плывет по Енисею в Игарку, делится воспоминаниями.)

Далее следует слово библиотекаря о роли книги в становлении писателя.

Учитель литературы. Книга о детстве «Последний поклон» рассчитана как на читателей вашего возраста, так и на взрослых людей. Она автобиографичная, хотя главному герою писатель дает фамилию своей матери – Витя Потылицын.

Задумался В.Астафьев о будущей книге в 1957 году, после встречи с какой-то разбитной девицей из строительниц Красноярской ГЭС. Она срамила перед ним его земляков так, будто жизнь в этих местах началась только с ее приезда, а раньше тут тележного скрипа боялись. Писателю стало обидно за отчий дом, за родную Сибирь, за земляков своих. И он стал понемногу писать рассказ за рассказом о себе и о родных, о всей той полной и глубокой жизни, которой он был свидетелем. В результате и родился «Последний поклон». Автор писал это произведение 20 лет. «Страницы детства» не были книгой, не писались разом. Литературе первых послевоенных лет было ещё не до детства, и Астафьев писал свои «страницы» в перерывах «главной» работы. «Последний поклон» – своего рода летопись жизни сибирской деревни. Бабушка Катерина Петровна, примирявшая мальчика с жестокостью жизни – будто символ жизнестойкости народа, терпения и доброты.

Инсценировка – отрывок из главы «Монах в новых штанах».

Учитель литературы. В любом возрасте у человека есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явления природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове. Так появились «Мгновения» у Ю.Бондарева, «Камешки на ладони» у В.Солоухина, «Лад» у В.Белова, «Зерна» у В.Крупина и др. Писатели начинают общаться с читателем посредством коротких записей-миниатюр – таким образом можно скорее «настичь» бегущего, занятого работой, затурканного бытом современного читателя. Миниатюры создавал и В.П.Астафьев. И.С.Тургенев называл свои эccе «стихотворениями в прозе», а В.П.Астафьев – «затесями».

Откуда такое название? Писатель объясняет так: «А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стес, сделанный топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город». Получается, что затесь – это как бы зарубка на память! Иногда просто штрих, картинка, а вчитаешься – автор поднимает непростые нравственные проблемы.

Чтение «Затесей»: «Записка», «Хвостик», «Хрустальный звон».

Библиотекарь.

– Как вы считаете, прочитанное произведение – веселое, грустное, страшное или какое-то другое? Подберите свое слово.

– Что в этом произведении вас взволновало? Испугало? Удивило? Или вызвало какое-то другое чувство?

– Ваши чувства в процессе чтения были одинаковыми или они менялись: сначала было одно, а потом другое? Если менялись, то как?

– Если перевести ваше общее впечатление на язык музыки, какой тон преобладает: минорный (грустный) или мажорный (бодрый, жизнеутверждающий), форте (сильный звук, громкий) или пиано (тихий)? А если ваше впечатление обозначить цветом, то какой он?

Учитель литературы. Предлагаем вам викторину по произведениям В.П.Астафьева.

1. Кто из героев В.П.Астафьева

а) «весело насвистывая, шел по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей» (Васютка. «Васюткино озеро»)

б) поздно вечером либо совсем уж ночью задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?» (дядя Левонтий. «Конь с розовой гривой»).

2. Кому из героев произведений Астафьева принадлежат слова:

а) «Знаешь че? Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело». (Санька. «Конь с розовой гривой»)

б) «Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». (Мать Васютки. «Васюткино озеро»)

в) «Не цепляй парня. Раз у него душа к цветку лежит, значит, такая его душа. Значит, ему в этом свой смысл есть, значенье свое, нам непонятное». (Дедушка. «Монах в новых штанах»)

3. Из какого произведения эти строки?

а) «Полынья сделалась совсем маленькой. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубом и кипела так, словно её подогревали снизу громадным костром, ещё оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металось по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. («Гуси в полынье»)

б) «Уважение к нашему Учителю и учительнице всеобщее и молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни поселенцев, ни самоходов… Очень мне жаль, что многое нынче утратилось из уважения к сельскому учителю, хотя и школы в деревне лучше и учителя грамотней, а нет уже того прежнего почтения к ним, нет!» («Фотография, на которой меня нет»)

4. Какое из этих произведений написал В.Астафьев?

а) «Белый клык»

б) «Белый гусь»

в) «Пролетный гусь»

5. Объясните значение слов, используя в случае затруднения словари.

Аспид (коварный, хитрый, злой человек).

Бочажина (глубокая лужа, яма с водой).

Вилок (кочан капусты).

Дурнина (негодная для корма скота трава, сорная трава).

Жалица (крапива).

Каменка (печь из камня, без трубы, в деревенской бане).

Паренка (пареная в печи репа).

Комель (толстый конец бревна).

Определение победителя.

Заключение. Звучит музыка песни на слова Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Библиотекарь: читает стихотворение А.Мамоновой «Родина»

Бабушка, Овсянка, земляника,
Да мечта о розовом коне,
Жизнь как ненаписанная книга,
Как цветок герани на окне.

Мчится время, пролетают годы,
Но опять к Шалунину быку
Возвращает память, плещут воды,
Здесь вся жизнь на этом берегу.

Нет роднее родины на свете,
Чем дурман черемух по весне,
Чем простые заповеди эти,
Что шептала бабушка тебе.

Подведение итогов. Рефлексия.

Фото с урока из архива автора

 

Этот подробный сценарий, как нам кажется, пригодится многим. Вот только жаль, не узнали мы, как проходило подведение итогов и какие формы рефлексии и для кого использовались?