Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Для осуществления группового и фронтального (всеохватного) обслуживания читателей используется совокупность форм и методов, которые принято делить (на основании способа восприятия) на наглядные, устные и комплексные (т.е. сочетающие в себе то и другое).

Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению физиологов, психологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой информации.

В наглядных формах реализуется непосредственный показ самих произведений печати (книг, брошюр, альбомов и др.) или ярко, с использованием иллюстраций и других изобразительных средств, раскрывается их содержание.

Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать:

– книжную выставку;

– книжный плакат;

– монтаж и др.

Книжная выставка является самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. Книжные выставки вошли в библиотечную практику еще в середине XIX в. в европейских странах, прежде всего – в Германии. В России выставки начали применяться в Императорской Публичной библиотеке (теперь РНБ), но носили, преимущественно, музейный характер и были немногочисленны. Сегодня трудно представить себе библиотеку, в которой не было бы книжной выставки. Для демонстрации книжных выставок в библиотеках используются специальное оборудование и мебель (выставочные стеллажи, витрины и т.п.), особые площади, а иногда и специальные залы.

Основная цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя. Для этого она должна быть хорошо оформленной, яркой, заметной.

Как правило книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Однако существуют так называемые «постоянные книжные выставки». Они, как правило, расположены в «именных» библиотеках (например, имени Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и др.) и посвящены творчеству писателя, чье имя носит библиотека.

Эффективность книжной выставки определяется ее востребованностью. Обращаемость экспонируемой литературы, данные о посещаемости, скажем, выставочного зала, позволяют судить об эффективности выставки, дать сравнительный анализ эффективности различных тематических выставок.

К основным видам выставок относятся выставки новых поступлений и тематические.

Выставки новых поступлений направлены на постоянную информацию пользователей библиотеки о вновь поступивших книгах. Они могут быть: универсального характера (показывать все книги, поступившие в библиотеку); по отраслям знаний (например, новые поступления по медицине); по типам и видам изданий (например, поступившие в библиотеку учебники).

Следует различать выставку новых поступлений и выставку новинок. Ведь среди вновь поступивших в библиотеку книг могут быть и переиздания, и новые экземпляры книг, уже имеющихся в библиотеке.

В зависимости от масштабности новых поступлений, выставка организуется по разному: в небольшой библиотеке – это несколько полок, обновляемых через определенное время; в крупной библиотеке, например, в РГБ – это целый зал, экспозиция которого меняется еженедельно, по понедельникам. На такой – универсальной – выставке литература группируется по отраслям. На каждую книгу, представленную на выставке, заводится каталожная карточка, которая должна оставаться на своем месте, если саму книгу взяли для просмотра. Книги просматриваются непосредственно в зале новых поступлений и за пределы зала не выносятся.

Через определенное время информация о книге заносится в каталог, а сама книга в зависимости от своего шифра занимает место в книгохранилище.

Выставки новых поступлений оформляются, как правило, весьма просто. Оформление состоит из заголовка, например, «Новые поступления» и, если выставка большая, из подзаголовков, выделяющих основные отрасли знания.

Своеобразным явлением является выставка одной книги. Как, правило, она посвящена книге с необычной судьбой, например, забытой, ранее запрещенной и т.п.

Тематические книжные (книжно-иллюстративные) выставки имеют цель познакомить читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме. В этом выставки такого рода близки библиографическому пособию, но, конечно, как правило, проигрывают ему в полноте отражения материала.

Тематические книжные выставки могут быть посвящены:

– актуальным темам;

– персоналиям;

– знаменательным датам и т.д.

В зависимости от читательского назначения (широкому кругу читателей или специалистам) тема раскрывается более или менее глубоко, в ней затрагиваются те или иные аспекты. Например, тематическая выставка, посвященная юбилею Главного конструктора Королева, предназначенная для специалистов, будет включать в себя не те разделы и не ту литературу, нежели выставка на ту же тему для школьников.

Методика подготовки тематической книжной выставки довольно сложна. Она включает в себя такие этапы, как: выбор темы; определение ее читательского назначения; определение временных и пространственных границ темы; выявление и широкий подбор литературы по теме; отбор литературы для выставки, исходя из значимости каждого издания и его «выставочной» сохранности; выделение разделов выставки; подбор цитат и иллюстраций; установка и оформление выставки1.

Конечно, выставка должна быть доступной читателю, стоять в открытой витрине. К книгам прикрепляются, как правило, аннотированные карточки, дающие представление о содержании книги.

Тематическая выставка не должна иметь «законсервированный» характер: если какую-то книгу взяли с выставки на ее место ставится другой экземпляр, или другая, близкая по характеру, книга.

Близкими к книжным выставкам по своим целям являются открытые просмотры литературы. Они имеют сложную структуры, как правило, большое количество разделов. Открытые просмотры могут быть организованы как самостоятельные мероприятия или как часть комплексного большого мероприятия (например, «Дня Информации»). На таком просмотре организуется дежурство библиотекаря-консультанта.

К традиционным формам информации о книгах и их рекомендации относят и библиотечный плакат – т.е композицию из текста и иллюстраций. Сегодня библиотечный плакат сильно изменился. Во-первых, нет никакой необходимости изготавливать его самолично, как это раньше делалось библиотекарем. Кроме того сейчас плакат используется прежде всего не как средство рекомендации какой-либо книги, но как средство привлечения к самой библиотеке, к чтению. Так, например, американская подземка (метро) в Нью-Йорке была заклеена плакатами, где был изображен известный миллионам пассажиров человек – актер или спортсмен – читающий книгу: таким образом пропагандировалось чтение как социально одобряемая деятельность. В Московском метро одно время были расклеены плакаты со строчками известных поэтов.

Устные формы информации о книгах и их рекомендация основаны на живом слове.

Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающей скорректировать усилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информирование не только передает некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие, которое для некоторых читательских групп (например, детей) представляется очень важным.

При организации устных форм информирования следует учитывать некоторые условия эффективности:

– тема разговора должна быть действительно интересной пользователям;

– аудитория должна быть, по возможности, однородной (по интеллектуальному уровню, по возрасту и т.п.);

– организатор должен знать социально-психологические особенности тех групп читателей, с которыми он работает, и уметь использовать такие психологические механизмы, как механизм подражания, механизм эмоционального заражения и т.п.

Очень важно установить контакт с аудиторией, увлечь ее новой информацией, новой темой и т.д.

Формы устного информирования и рекомендации весьма разнообразны.

Каждая из них несет определенную направленность: критико-аналитическую (обсуждения, презентации книг, читательские конференции и т.п.); развлекательно-познавательную (литературно-музыкальные вечера); информационную (библиографические обзоры). Часть этих форм используется только в библиотеке, другая – пришла из клубной работы, но в библиотеке заметно модифицировалась.

Наиболее сложной формой устного информирования является читательская конференция.

Она предполагает обсуждение книги (литературного произведения) в широкой читательской аудитории. Чаще всего читательские конференции проводятся по художественному произведению. Но не только. Предметом обсуждения может быть и творчество писателя, и научная или производственная книга. Нужно лишь, чтобы было нечто, что стоит обсуждать. На читательской конференции сталкиваются и формируются читательские мнения о книге.

Читательской конференции предшествует большая работа. Нужно, прежде всего, не ошибиться в выборе произведения. Оно должно быть действительно интересным для читательской публики. Нужно выявить и сформулировать предмет обсуждения, распространить как само произведение среди читателей, так и вынесенную на обсуждение проблему.

При подготовке и проведении читательской конференции очень важна роль ведущего. Именно он «задает тон» конференции. Не дает разговору уйти в сторону, не позволяет участникам обсуждения затягивать его и т.д.

Пик распространения этой формы информирования читателей пришелся на 60-е годы XX века, на т.н. «оттепель», когда стали издаваться книги запрещенных ранее писателей (например, Ахматовой, Зощенко, Цветаевой и др.) и когда современные писатели стали обращаться к запрещенным ранее темам (например, «Не хлебом единым» Дудинцева и др.).

Во времена «перестройки» (80–90-е) книжные конференции так же широко проводились: по художественным произведениям (например, по книгам Оруэлла, Домбровского, Гроссмана), по историческим книгам (Пикуля, Радзинского), по мемуарной литературе (например, воспоминаниям вдовы Н.Бухарина А. Лариной и др.).

Таким образом, проведение читательской конференции требует не только профессионализма, но и определенной атмосферы в обществе и читательской среде. Сейчас наиболее успешно проходят читательские конференции в среде школьников, студентов, вообще молодежи.

Следует сказать, что сегодня к форме конференции, обсуждения тяготеют обсуждения каких-либо статей и мнений на страницах интернет-изданий, пока библиотеки не используют эти возможности, однако, думается, что здесь открываются интересные перспективы.

Одной из распространенных устных форм информирования читателей являются литературные чтения, предполагающие художественное чтение литературных произведений. Читатели охотно приходят на такие чтения, особенно в небольших городах, где ощущается дефицит культурного досуга.

В последнее время все большее распространение получают «говорящие книги», которые могут быть положены в основу такого вечера. Многие известные актеры «начитывают» текст книги: например, большим успехом пользуется книга А. и Б.Стругацких «Трудно быть богом», которую прекрасно прочел и записал на кассету Л.Ярмольник.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу наиболее любимых читателями мероприятий. Тема такого вечера может быть какой угодно: творчество знаменитого писателя, художника, ученого; жизнь какой-либо страны; научное открытие и т.д. Специфика такого мероприятия в том, что тема вечера освещается различными средствами, включая музыку, художественное слово, кинофотодокументы и т.д. Это усиливает эффективность таких мероприятий, делает их весьма привлекательными для читателей.

Довольно распространены в библиотеках и библиографические обзоры – устное информирование о литературе.

Библиографические обзоры как устная форма информирования возникли в массовых библиотеках в 20-е годы, тогда они назывались «вечерами живой библиографии». В настоящее время они вошли в практику библиотек всех типов.

Выделяют два вида библиографических обзоров: обзоры новых поступление и тематические обзоры литературы.

Обзоры новых поступлений проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определенные дни и часы. Эта форма предоставления информации дает возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях.

Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.

Во второй – главной – части дается краткая, но емкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приемов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т.д.

Часто такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.

К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Журналы могут быть не только общеобразовательные или досуговые, но и профессиональные, деловые. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведений, которые там публикуются и т.д.

Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае дается характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т.п.

Сейчас при организации новых поступлений, зачастую, применяются технические средства. Так, в некоторых библиотеках читатели могут прослушать обзор новых поступлений, набрав определенный номер телефона. Другие библиотеки вывешивают аннотированные списки новых поступлений на своих сайтах.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и т.п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т.д. Зачастую презентации книги сопутствует ее продажа.

Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придается выбору темы и определению читательского назначения, т.к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Также надо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный.

Как правило, обзор литературы для специалиста (например, для учителя – «Отечественная история – ХХ век») носит информационный характер; а для широкого читательского круга – «Романовы – венценосная семья» – рекомендательный.

В обзор информационного характера входит, как правило, больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно уметь раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приемов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.

Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Она требует довольно глубокого проникновения в тему, определения ее основных «узлов», понимания того, кто внес в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т.п. Исходя из этого, библиотекарь и должен подобрать литературу для обзора. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детально ее просмотреть, обратив внимание на все, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т.п.

Представление рекомендательного обзора читателям тоже требует соблюдения определенных правил. Как правило, он состоит из двух частей: вводной и основной.

В вводной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать ее актуальность и привлекательность, связать ее с интересами слушателей обзора.

В основной части даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей.

Тематический обзор может носить самостоятельный характер или входить в состав более сложного комплексного – мероприятия.

К устным формам информации и рекомендации комплексного характера могут быть отнесены:

– библиотечные вечера;

– литературные гостиные;

– литературные игры;

– клубы и объединения по интересам и др.

иблиотечные вечера, как правило, включают в себя кроме «книжной составляющей» художественное слово, музыкальные произведения, изобразительные средства и т.п. Библиотечные вечера очень разнообразны по форме: это и вечера-лекции, которые сопровождаются библиографическими обзорами, книжными выставками и т.д.; это и вечера-встречи с интересными людьми (писателями, учеными, общественными деятелями и др.).. Таким образом программа такого вечера состоит из комплекса форм информации и рекомендации книги, как наглядных, так и устных, объединенных темой и читательским направлением. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом, что способствует расширению влияния библиотеки, повышению ее авторитета и т.д.

Методика подготовки библиотечного вечера весьма непроста и требует, как правило, 2–3-х недель. Организаторы вечера разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей; подбирают иллюстративный материал и т.п. Важным вопросом является и использование в таких вечерах технических средств.

К комплексным формам информации и рекомендации книги надо отнести и «устные журналы», которые состоят из нескольких разделов – «страниц» – представляющих раскрытие какой-либо проблемы. Их совокупность представляет какое-то направление, тему. Как правило, в устном журнале бывает 5–6 «страниц», каждая их которых занимает не более 15 мин. К организации устных журналов зачастую привлекаются и читатели. Особенно это может быть эффективным, когда журнал проводит школьная, учебная библиотека. Тогда привлечение разных классов позволит внести некоторый элемент соревновательности, что, безусловно, оживит мероприятие.

Комплексный характер воздействия носят и викторины, конкурсы – формы, которые библиотеки стали применять все чаще, используя опыт средств массовой коммуникации, прежде всего – телевидения, например, передачу «Что? Где? Когда?» и др.

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, кружка придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию.

Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т.к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки. В рамках клуба могут проводиться все те мероприятия, о которых говорилось выше: обзоры и выставки, литературные вечера и викторины и др.

Создание клуба происходит, как правило, по инициативе актива читателей, особенно – молодежи. Возглавить клуб может как читатель, так и библиотекарь.

Создание таких клубов при библиотеках, имеющих постоянную аудиторию (учебных, школьных), позволяет весьма активно воздействовать на процесс воспитания: формировать мировоззрение, толерантность (уважительно относиться к чужому мнению), умение логически мыслить и спорить.

Создание клуба, объединения по интересам требует определенной процедуры. Наиболее активная часть членов клуба входит в совет клуба и разрабатывает его устав, план работы, программу, эмблему и т.п.

Анализ деятельности библиотек в этой области позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для читателя являются те объединения, которые способствуют информационному обеспечению досуговых и любительских потребностей. Жизнь клуба зависит от многих факторов и прежде всего – от инициативы членов клуба: пока им интересно – клуб будет работать.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Московский Инжиниринговый Центр». Посетив официальный сайт компании «Московский Инжиниринговый Центр», располагающийся по адресу www.mosng.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит в быстрые сроки подобрать устраивающую Вас по цене и техническим характеристикам сплит систему Тошиба, Даикин или Дантекс и заказать её доставку и монтаж, не покидая кресла за Вашим компьютером. Все предоставляемое климатическое оборудование – это высококачественная продукция ведущих мировых производителей. Заказав монтаж сплит системы от компании «Московский Инжиниринговый Центр», Вы получите услуги опытных профессионалов, которые установят приобретённое оборудование, обеспечив его надежную и бесшумную работу на долгие годы.

Рекомендуемая литература

1. Библиотечное обслуживание. Теория и методика : Учебник / Под ред. А.Я.Айзенберга. – М., 1996. гл. 4.

2. Библиотеки – обществу: На пороге нового века. – Спб., 1999. – 264 с.

3. Библиотечное обслуживание пользователей информации. – М. : ГПНТБ, 1996. – 78 с.

4. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Уч. пособие. – М. : МГИК, 1992. – 136 с.

5. Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. – Челябинск, 2000.

6. Коул Дж. Библиотека Конгресса и пропаганда книги, чтения и книжной культуры // Библиотековедение и библиография за рубежом. – 1994. – Сб. 137.

7. Читающая Россия: мифы и реальность. – М., 1996.

8. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Избр. ст. в 3-х тт. Т. 3. – Таллин, 1992.

9. Массовая пропаганда книги в Нидерландах // Книжное дело. – 1994. – № 3. – С. 77.

10. Массовая работа с читателями ЦБС : Метод. рек. – М. : РГБ, 1988.

11. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы. – М. : Либерея, 2003.

12. Стельмах В.Д. На каком фундаменте строить? Взгляд социолога на стереотипы библиотечной идеологии // Библиотекарь. – 1990. – № 7. – С. 2–6.

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы и методы продвижения информации могут быть отнесены к устным? Что общего в их подготовке?

2. На каких особенностях восприятия информации основываются наглядные формы деятельности библиотеки? Каковы основные требования к их подготовке?

3. Охарактеризуйте комплекс методов, используемых для продвижения книги, информации в среду «нечитающих».

____________

1 Более подробно об этом можно прочесть в книге Л.В.Белякова «Массовая работа библиотеки». – М.: МГИК, 1973 г.