Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Любовь Федосова

Счастливая история модернизации отдельно взятой школьной библиотеки

Из опыта Красноярской
университетской гимназии «Универс» № 1*

Любовь Антоновна Федосова
зав. библиотечно-информационным центром
гимназии «Универс» № 1

г. Красноярск

О глубоком кризисе школьных библиотек не говорил только ленивый… Причин ситуации, в которой оказались библиотеки (и не только школьные), множество. В профессиональном сообществе достаточно популярна точка зрения – сводить все проблемы библиотек к отсутствию финансирования. Не оспаривая этого постулата, нам бы хотелось затронуть другую проблему, лежащую в нематериальной плоскости.

Не секрет, что проблемы библиотеки для руководителей образовательных учреждений пока лежат на периферии сознания и деятельности в этой сфере. Отношение к библиотеке как ко второстепенному субъекту в социокультурной и информационной среде школы является основным тормозом модернизации и развития библиотеки. Поэтому основной задачей любой библиотеки мы считаем выстраивание такой системы взаимоотношений с различными структурами, при которой было бы невозможно не обращать внимания на факт ее достойного (или недостойного) существования. Как преодолеть этот складывавшийся годами барьер? Что необходимо библиотеке сконцентрировать на себе, кроме традиционной «выдачи–сдачи», чтобы без нее не могли обойтись самые разные категории пользователей? Вниманию читателей мы предлагаем свой вариант модернизации школьной библиотеки.

Хотим перемен

Библиотека бывшей экспериментальной школы-комплекса «Универс» № 106, а с 1999 г. гимназии «Универс» № 1 г. Красноярска всегда выделялась в регионе своей необычностью. Все 17 лет своего существования школа создавала библиотеку как «кабинет № 1». Фонды формировались всем школьным сообществом, начиная с директора. К 1999 году
совокупный книжный фонд и фонд периодических изданий (подписка на 170 названий ежегодно) составил порядка 70 000 экземпляров. Штатное расписание библиотеки превышало пресловутое «не больше двух сотрудников». Ежегодно библиотека пользовалась заслуженной популярностью у учащихся, педагогов и студентов, обслуживала более 2000 читателей, книговыдача составляла 100 000 и более экземпляров. И все бы хорошо, но… в старых границах, физических и моральных, нам стало очень тесно.

Территориальная разбросанность структурных подразделений библиотеки (абонемент и читальный зал в двух классах на одном этаже, книгохранилище – на двух других, методический отдел вынесен в отдельный кабинет) стала тормозом в оперативном обслуживании читателей.

Другим фактором необходимости и очевидности перемен стало развитие новых информационных технологий. Мы оказались перед выбором: либо адекватно реагировать на изменившиеся внешние и внутренние условия, либо… безнадежно отстать от времени и говорить с детьми на «разных языках».

В 1999 г. школа изменила статус – стала гимназией. Перед нами встали новые цели и задачи, определенные миссией гимназии. Возникла необходимость в разработке концепции развития библиотеки на перспективу. Свой проект мы назвали «Модернизация библиотеки».

Как мы стали жить просторней

Начинать новое для себя дело было очень нелегко (о том времени вспоминаем сейчас с улыбкой). Вопросов встало огромное множество: с чего начинать? Какие задачи первоочередные? Что предположить как конечный результат модернизации? И так далее… Это сейчас почти в каждом номере журнала «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе» публикуются материалы, посвященные работе школьных медиацентров, а 4 года назад – увы!

Начать создание проекта решили с повышения собственной квалификации. Знакомились с опытом работы библиотек системы образования зарубежных стран, с системой вузовских библиотек (поскольку изначально тяготеем к этому типу), учились, спорили, размышляли. Самым сложным оказалось преодолеть психологический барьер, отторжение новых информационных технологий, противопоставление их традиционным. Компьютеры, АБИС, электронные каталоги – все казалось далеким-далеким будущим.

Затем к процессу осмысления будущего библиотеки подключились учащиеся старших классов. Было проведено анкетирование. Ребята «незамыленным» взглядом помогли увидеть «узкие места»: 59 % респондентов высказали пожелание о расширении абонемента и читального зала, 15 % хотели бы работать в более комфортной обстановке, 12 % не устраивал дизайн помещений и т.д.

Проект рождался путем многочисленных согласований руководителей разных уровней, убеждений, споров, просьб, расчетов и так далее. Достаточно сказать, что только вариантов пространственного расширения было три. Но, как и в любом другом деле, начало – уже 50 % конечного результата. В конце 1999 г. проект был готов для обсуждения и утверждения.

В первоначальном виде он представлял собой две программы:

1. Создание комфортной библиотечной среды.

2. Компьютеризация библиотеки.

Целями первой программы были: расширение территориального и информационного пространства библиотеки; модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями эргономики; создание разновозрастных читательских зон; моделирование свободного доступа к фондам.

Нам предстояло перевести библиотеку в новое, специально спроектированное помещение; cоздать единый библиотечный комплекс с общей концепцией организации; пространственно объединить модули абонемента, читального зала, методического отдела, книгохранилищ, сектора каталогизации и обработки; обновить оборудование, провести эстетический, библиотечный дизайн помещений.

К планируемым результатам реализации программы мы отнесли следующие качественные изменения и параметры:

1. Пространственный ресурс для прироста и качественного обновления фонда печатных изданий.

2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного поиска на основе активного использования открытого доступа ко всем фондам.

3. Возможность раскрытия фондов по тематико-отраслевому принципу.

4. Создание разновозрастных читательских зон – зона шестиклассников, старшеклассников.

5. Сокращение до минимума потерь времени при обслуживании на основе создания единого библиотечного пространства.

6. Эстетически и психологически комфортная среда стимулирует желание посещать подобное место как можно чаще.

Была определена этапность в реализации программы (рассчитана на три года), определен бюджет проекта – 500 тыс. рублей. Программа была одобрена дирекцией и утверждена Большим советом (высший законодательный орган управления гимназией) к исполнению в 2001 году.

Все, что планировалось, успешно реализовано благодаря дальновидности, управленческой мудрости директора гимназии и руководителей подразделений (подростковой ступени и психологической службы). Эти структуры пожертвовали для библиотеки занимаемые ими на тот момент помещения общей площадью 350 кв. м.

Три направления компьютеризации школьной библиотеки

Вторая программа в рамках проекта – «Компьютеризация библиотеки». Терминология отражает одно из важнейших направлений модернизации библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов. Компьютеризация призвана усовершенствовать рутинные традиционные библиотечные технологии, повлечь принципиальные изменения в психологии библиотекаря, читателя и в имидже самой библиотеки.

Программа компьютеризации разрабатывалась совместно с руководителем компьютерной службы, большую помощь оказала также Научная библиотека Красноярского госуниверситета, поскольку наша гимназия является базовой школой университета. Вместе с ними мы обсуждали все рабочие проблемы, разрешали «узкие места» ( а на тот момент все вопросы являлись таковыми для нас).

Целью программы было определение направлений и этапов компьютеризации. Основные направления компьютеризации библиотеки в гимназии сводились к следующему:

1. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов.
В ходе реализации направления должны быть созданы и объединены в локальную сеть АРМы, соответствующие участкам ручного труда: каталогизация, комплектование, информационный поиск, обслуживание читателей.

2. Автоматизация управления.
В рамках данного направления использование сети Интранет, электронной почты, электронного делопроизводства.

3. Развитие новых форм обслуживания пользователей. Создание медиатеки как специализированного отдела для свободного доступа к работе с сетевыми и электронными информационными ресурсами.

Для реализации поставленных целей была разработана очередность задач.

Во-первых, «Запуск системы», включающий приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения – АБИС Либэр (2 Арма), организацию структурного подразделения с выделением штатной единицы – сектора автоматизации, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).

Во-вторых, «Создание электронного каталога», который включал бы базу данных «Новые поступления», данные о книгообеспеченности учебного процесса, ретроввод (фонд читального зала, методического отдела, аудиовизуальные документы), имел возможности информационного поиска (для пользователей), АРМ «Читатель» (как результат создания баз данных).

В-третьих, «Организация медиатеки». Открытие отдела в библиотеке планировалось на последнем этапе программы, но жизнь внесла свои коррективы. По согласованному и корпоративному решению руководителя компьютерной службы и заведующей библиотекой нам была передана в структуру уже готовая лаборатория сетевых ресурсов. Библиотека предоставила свою штатную единицу – зав. медиатекой, а компьютерная служба взяла на себя решение вопросов технического обеспечения.

Новое качество – БИЦ

В 2002 году в гимназии по ряду причин возникла острая необходимость в структурной реорганизации. Так, директором гимназии была предложена идея расширения функций и полномочий медиатеки за счет присоединения к ней службы ТСО (технических средств обучения), в чьем ведении находились видеокомплекс и копировально-множительный участок. Тщательно обдумав поступившее предложение, взвесив все плюсы и минусы, мы решили рискнуть и попробовать освоить абсолютно новый вид деятельности. Таким образом, в результате реализации проекта «Модернизация библиотеки» и структурной реорганизации в гимназии мы перешли на совершенно иной уровень, став библиотечно-информационным центром (в дальнейшем БИЦ).

Миссия БИЦ обеспечить различным возрастным и профессиональным группам гимназического сообщества открытый и свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.

Основной целью деятельности БИЦ считает полное и качественное удовлетворение всех информационных запросов, а также участие в формировании информационных потребностей.

Штатное расписание и структура центра. Количество сотрудников БИЦ: заведующая и 7 сотрудников. В структуре центра – два равноправных подразделения: библиотека, медиатека.

В состав библиотеки входят: абонемент (обслуживания учащихся 6–11-х классов, сотрудников, родителей), читальный зал с количеством посадочных мест на 30 человек, методический отдел (для специализированного обслуживания педагогов и студентов), младший отдел (обслуживание учащихся 1–4-х классов), сектор автоматизации и каталогизации (3 АРМа с АБИС Либэр). Все отделы, кроме младшего, объединены общим пространством размером 400 кв. м. Библиотека является местом сосредоточения всей печатной продукции, находящейся в ведении гимназии, где кроме традиционных фондов – отраслевой и художественной литературы, учебников, периодических изданий присутствует также фонд методических изданий для продажи, фонд книг-подарков, фонд сигнальных методических материалов – всего порядка 80 000 экземпляров.

За два года созданы базы данных: «Новые поступления», «Учебники», «Издания гимназии» (количество записей в электронном каталоге 6000 экз).

Медиатека в разработанном и утвержденном на дирекции «положении» определяется как специализированный отдел БИЦ, предоставляющий возможность открытого доступа к различным носителям информации.

В медиатеке выделены зоны: лаборатория электронных и сетевых ресурсов, оборудованная 10 мультимедийными компьютерами Celeron-700; рабочие места; Интернет; услуги электронной почты; информационно-поисковая система (доступ к электронному каталогу); фонд компакт-дисков – 130 образовательных дисков; фонд печатных изданий компьютерной тематики.

Видеотека – предметно-информационная среда, созданная для групповой и индивидуальной работы с видео-аудиоинформацией. Фонд аудиовизуальных материалов насчитывает 1 500 кассет. Техническая база представлена телевизорами, видеомагнитофонами, аудиомагнитофонами, видеокамерами, мультимедиапроектором и др.

Копировально-множительный участок – рабочее место, оборудованное ризографом, копировальным аппаратом и осуществляющее выпуск, копирование и тиражирование печатной продукции согласно утвержденным лимитам, а также в рамках дополнительных платных услуг.

Несмотря на свой «детский возраст», медиатека приобрела большую популярность у педагогов и учащихся. Наиболее востребованной оказалась бесплатная для пользователей возможность работы в Интернете, услуги электронной почты, работа с различным программным обеспечением. Определился круг пользователей, основные информационные запросы, наиболее посещаемые сайты. Кроме этого на базе медиатеки проводятся уроки информационной культуры для педагогов и учащихся, занятия с использованием информационных технологий.

Финансирование деятельности библиотечно-информационного центра осуществляется из средств гимназии и составляет 10 % от бюджета (а точнее, внебюджетных источников существования). Бюджет библиотечно-информационного центра утверждается Большим советом гимназии ежегодно и является основным финансовым документом.

Вопросы деятельности библиотечно-информационного центра рассматриваются и анализируются на том или ином уровне – Большом совете, дирекции (орган оперативного управления гимназией), научно-методическом совете (коллегиальный орган, осуществляющий планирование, рефлексию и контроль в области реализации и развития миссии гимназии, образовательных программ и проектов гимназии).

Это позволяет нам постоянно обмениваться мнениями, оперативно реагировать на критику, заявлять о своих проблемах. Подобная система не позволяет «застояться на одном месте», стимулирует рождение новых идей, проектов.

Подробнее хотим остановиться на такой форме работы, как утверждение программы приобретений учебников.

Согласно Договору с родителями, школа обеспечивает на 100 % потребность в учебниках. В течение полугодия заведующие кафедрами и методическими объединениями создают пакет заявок на учебники, по которым в следующем учебном году будут заниматься учащиеся. Критерии отбора для заявки: преемственность УМК, переход на новые программы обучения, плановая замена изношенного фонда. Данный пакет заявок подается в БИЦ, где просчитывается необходимая сумма для покупки учебников. После обсуждения и утверждения на НМС (научно-методический совет) план становится законом для приобретения и обязательного обучения по данным учебникам, которые поступают в фонд библиотеки. Педагогам не рекомендуется волюнтаристская замена утвержденного учебника каким-либо другим. По описанной схеме мы работаем в течение трех лет, и уже можно говорить о положительных результатах. Так, ежегодный сентябрь для родителей нашей школы не превращается в месяц стояний в очередях в книготорги. Весь необходимый перечень учебников выдается каждому учащемуся в библиотеке. При смене педагога учебно-методический комплекс не меняется. Не говоря уже о том, что данная система позволяет значительно экономить средства родителей.

Лавры и планы

Опыт гимназии «Универс» по созданию библиотеки нового типа был по достоинству оценен. Так, в 2002 году
в городе проводился фестиваль «От развития образования к развитию города». Наш БИЦ занял 1-е место в конкурсе школьных библиотек, став победителем в номинации «За создание уникального библиотечного информационного центра XXI века».

В марте 2002 г. гимназию посетил высокий гость – тогдашний министр образования России В.М.Филиппов. Он отметил важность и прогрессивность пути развития нашей школьной библиотеки, превращения ее в информационный центр; особый акцент он сделал на необходимость компьютеризации, свободного доступа к самым разным ресурсам информации, отметив, что «будущее за этим».

Библиотечно-информационный центр гимназии является местом проведения семинаров для библиотекарей районного и городского масштаба.

А мы продолжаем работать в избранном направлении. Жизнь постоянно ставит новые задачи. Так, сейчас вместе с администрацией младшей ступени мы работаем над созданием проекта организации филиала медиатеки для учащихся 1–4 классов. Перефразируя слова Н.Крупской «У малышей должно быть все, как у взрослых, только немного лучше», мы хотим превратить младший отдел БИЦ в современную, оснащенную новейшей техникой и оборудованием медиатеку.

В плане работы года модернизация видеокласса и создание на его базе мультимедиакласса, оснащенного интерактивным экраном, мультимедиапроектором, компьютером и т.д. Это позволит проводить уроки с использованием информационных технологий на самом высоком уровне.

В нашей школе очень часто бывают гости самых разных уровней. Нам неизменно задается один вопрос: «А как вам все это удается?» Особых секретов у нас нет. На все нужна добрая воля и заинтересованность трех сторон – администрации, коллектива библиотеки, общественности (мы имеем в виду родителей). В выступлениях перед коллегами мы всегда говорим о том, что нам повезло с директором. В своих выступлениях Вячеслав Владимирович Башев говорит, что это ему повезло с коллективом библиотеки. За этими словами скрывается вовсе не крыловское «кукушка хвалит…», а результат совместных конструктивных диалогов, из которых и рождаются новые идеи, проекты, программы.

_________

* Печатается по журналу «Школьное обозрение» № 1–2004