Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Не оказаться
на обочине прогресса

Разговор с директором школы

– Юрий Арсентьевич, какая, на Ваш взгляд, должна быть библиотека в школе?

– Скажу фразу, которая навязла на зубах и вызывает у многих улыбку, библиотека – кабинет № 1 в школе. Говорю так не потому, что хочется сказать красиво, а потому что так и должно быть. Место библиотеки, её роль в образовательном процессе можно определить как сочетание библиотекарь–база–технологии. На первое место я ставлю личность библиотекаря как интеллектуальный резерв, который работает на всех участников образовательного процесса. Но никакой специалист (пусть даже самый эрудированный и «продвинутый») не сможет работать с полной отдачей, если не будет базы: фонда книг, учебников, энциклопедий.

Но если использовать только прежние формы работы, не овладевая современными технологиями, то очень скоро можно оказаться на обочине прогресса. Работая в школе, нужно идти не просто в ногу со временем, а чуть впереди.

– Представьте себе, что Вам предстоит выбирать библиотекаря. Какими критериями Вы будете руководствоваться при подборе работника?

– Прежде всего, это профессионализм, эрудированность, универсализм – умение сочетать интересы всех участников образовательного процесса. Библиотекарь должен быть педагогом, который не подстраивается, не пристраивается, а учитывает интересы современного учащегося.

Для меня библиотекарь – это интеллектуал, который имеет свое внутреннее «Я», уверенный в своей значимости, представляющий интересы библиотеки и школы на любом уровне.

Мне легко говорить о качествах библиотекаря, так как рядом работаете Вы, Татьяна Васильевна, и я могу определять уровень профессионализма

– Сейчас много говорят о новом предназначении библиотекаря, о его педагогической деятельности. В чем оно заключается на Ваш взгляд?

В воспитании информационной культуры ученика и учителя. Сотрудник школьной библиотеки, на мой взгляд, уже выполняет функции библиотекаря-педагога, так как является членом педсовета, методсовета, активно участвует в педагогической жизни коллектива, проводит для преподавателей семинары, тренинги. Современный библиотекарь использует в своей работе те же формы, приемы и методы, что и учитель, и поэтому на сегодняшний день это не технический работник по выдаче книг, а специалист, владеющий современными педагогическими технологиями.

– Юрий Арсентьевич, не секрет, что при современном финансовом обеспечении школ очень сложно найти деньги на комплектование и оборудование библиотеки. Что предпринимаете Вы в данной ситуаций?

– В нашей школе, как и в любой другой, есть масса проблем, которые требуют сиюминутного решения: замена электролампочек или школьных стульев. Это все нужно, необходимо каждый день, но есть вложения, которые будут служить не одному поколению учащихся, педагогам. Это книги, это современные носители информации, обучающие программы, компакт-диски. Мы стремимся к тому, чтобы нашим школьникам было комфортно в библиотеке, чтобы они могли удовлетворить свои интеллектуальные потребности. На оформление подписки выделяем в год 50-60 тыс. рублей. Помимо этого, естественно, приобретаем необходимую литературу, в том числе энциклопедическую.

– Если у Вас не окажется денег на развитие библиотеки, что Вы будете делать:

а) оставите все как есть;

б) будете добывать правдами и неправдами;

в) что–то другое;

– Мой принцип такой: найти, объяснить, доказать, что библиотека – это то место, куда нужно вкладывать деньги. Школьная библиотека – фундамент школы, его интеллектуальная база. Может быть, я понимаю значимость и важность библиотеки в школе потому, что сам люблю книги, собираю свою домашнюю библиотеку, старюсь пополнять ее энциклопедиями, справочной и художественной литературой.

– Что Вы читаете сейчас?

Пауло Коэльо «Алхимик», Харуки Мураками – нужно жить в ногу со временем, следить за новинками. А настольная книга – комментарии к «Трудовому кодексу».

– Спасибо.

 

С Юрием Арсентьевичем Михайлюком, директором Лесосибирской муниципальной общеобразовательной школы № 4 беседовала библиотекарь этой школы – Татьяна Васильевна Конных