Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Становление информационного общества заставляет сегодня библиотеку все чаще использовать новые технологии. Причем, в библиотечном обслуживании их доля растет особенно интенсивно. Сегодня и в производстве, и использовании информационной продукции библиотеки играют немаловажную роль. По данным американского агентства Морган (J.P.Morgan) библиотеки генерируют около 6 % информации, представленной в сети интернет (для сравнения: доля финансовых институтов – 61 %, бизнес – 21 %, институты науки и техники – 6 %).

В мировом профессиональном сообществе разработаны достаточно подробные рекомендации по использованию цифровых технологий в публичных библиотеках.1

_____________________

1 Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта PULMAN. М., Фаир-Пресс, 2004.

 

Главными тенденциями развития информационных технологий в библиотеках определены:

· формирование парка персональных компьютеров;

· использование в библиотечном обслуживании компакт-дисков;

· использование ресурсов Интернета;

· формирование электронных библиотек;

· использование в библиотечном обслуживании мобильной связи.

Компьютер в библиотеках России появился в 90-х гг., тогда как в США этот факт относится к концу 70-х. Сегодня компьютеризированы только 4 % российских библиотек, однако их число быстро увеличивается. Сейчас компьютер широко используется во всех традиционных библиотечных процессах: при формировании библиотечного фонда, создании электронных каталогов или записи в библиотеку новых читателей, в ходе справочно-библиографического обслуживания и т.д.

По сути дела, появление в библиотеке компьютера образовало необходимую платформу, на которой строится и развивается сегодня вся библиотечная работа.

Другим важнейшим событием, давшим новый толчок не только развитию новых технологий, но и в известной степени, к пересмотру теоретических положений библиотековедения, послужило создание и привнесение в библиотечную жизнь компакт-дисков. Их стремительное внедрение в практику библиотек всех видов, по сути дела, заставило пересмотреть положения, связанные с проблемами комплектования фондов и обслуживания пользователей, а самое главное – способствовало созданию необходимых для библиотек баз данных: на компакт-дисках стали выпускать каталоги, библиографические указатели, словари, энциклопедии и др. К концу 90-х гг. библиотеки вплотную подошли к созданию собственных электронных библиотек, в том числе и на компакт-дисках.

Однако, вскоре стало ясно, что обслуживание пользователей в режиме технологий «оф лайн», в том числе и с помощью компакт-дисков, из-за ограничений емкости, скорости доступа и сложности актуализации становится в глобальном смысле бесперспективным с появлением в библиотеках Интернета.

В течение последних десяти лет (1995–2004) к Интернету были подключены тысячи библиотек разных типов. Этому способствовало не только государство, но и различные благотворительные организации и фонды, например, Институт «Открытое Общество» (фонд Сороса), благодаря которому к Интернету были подключены библиотеки университетов Дальнего Востока.

Широкое использование Интернета позволило реализовать принцип общедоступности информации (хотя и породило много новых проблем), открыло невиданные ранее возможности получения знаний для специалистов, аспирантов и студентов, поиски решения самых разных социально-значимых проблем и т.д. Самое важное, что принес Интернет библиотекам – это то, что он поставил их в новую информационную ситуацию, когда пользователь библиотеки мог обслуживаться вне ее стен. Возникла новая категория читателя (пользователя) – онлайновый (виртуальный).

За последние годы активно формировался российский сегмент Интернета – Рунет.

В последние годы стали создаваться и «смежные» с Интернетом сети. Это «Internet–2», собирающий собственный сетевой ресурс науки и образования 34-х университетов страны, и так называемый Интернет следующего поколения (Next Generation Internet – NGI), который базируется на новейших данных в области коммуникаций. Эта сеть объединила более 100 научных учреждений и вычислительных центров США. Эти и другие сети значительно расширяют возможности своего родителя.

В России почти одновременно с Интернетом стали возникать так называемые «электронные библиотеки» – новый элемент информационных технологий. Понятие «электронная библиотека» еще не сложилось. Исследователи спорят о том, являются ли электронные библиотеки частью фонда (или самостоятельным подразделением) или под электронной библиотекой надо понимать лишь новый элемент информационных технологий. Ясно одно: электронные библиотеки, так же как и Интернет существенно расширяют спектр обслуживания и предоставляют пользователям небывалые услуги.

Так, задача формирования электронных библиотек нашла свое место в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», которая в последние годы реализуется в России. Ее основными целями являются: создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного и местного самоуправления за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий и т.п. Определенное место в этой программе занимают и библиотеки, получившие на развитие коммуникационной инфраструктуры, модернизацию технической базы и тому подобное значительные средства из государственного бюджета.

Другим крупным проектом, где определенное место занимают библиотеки, является целевая научно-техническая программа министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. В рамках этой программы осуществляется несколько библиотечных проектов: например, ведется разработка Российского сводного каталога по научно-технической литературе и разработка типовых элементов электронных библиотек государственной системы научно-технической информации. Среди участников этих проектов – ГПНТБ, БЕН РАН, БАН, НБ МГУ, ВИНИТИ, ЦНСХБ1, ряд университетских и областных библиотек страны.

________________

1 Государственная публичная научно-техническая библиотека, Библиотека естественных наук Российской академии наук, Библиотека Академии наук, Научная библиотека МГУ, Всероссийский институт научно-технической информации, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека.

 

В 2001 г. была представлена новая программа по автоматизации библиотек страны «Либнет 2002–2005», предусматривающая финансирование автоматизации библиотек только через нее. В этом же году две национальные библиотеки россии – РГБ и РНБ – создали Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ, цель которого – создание единого Сводного электронного каталога.

Мобильная связь сегодня только входит в обиход библиотек. Пока она весьма дорога. Но там, где нет возможности применения проводной связи, в труднодоступных и удаленных районах при библиотечном обслуживании активно используется мобильная связь. Некоторые ученые видят перспективу в слиянии мобильной телефонии и Интернета, что будет способствовать расширению объема и улучшению качества предоставляемых услуг, включая высокоскоростную связь и работу с видео- и мультимедиа.

Следует сказать, что сегодня многие библиотеки, прежде всего публичные, создают в своей структуре центры мультимедиа, где читатель может взять на дом компакт-диск, поработать на компьютере, выйти в Интернет. Кроме утилитарной пользы эти отделы способствуют также привлечению в библиотеку нового, прежде всего, молодого читателя (пользователя).

Владение новыми технологиями позволяет библиотекам строить библиотечное обслуживание своих пользователей более целенаправленно, становясь информационными центрами в различных областях деятельности. Так, на сегодняшний день это прежде всего право и экология.

Становление библиотек как центров правовой информации связано с необходимостью формирования правового сознания граждан демократической России, с осознанием самими библиотеками своей социально-значимой миссии, с пониманием властей значительных возможностей библиотеки как информационного института, а также ее тесной связи непосредственно с населением.

В результате длительной работы Министерства культуры РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), при активном участии местных властей, а также таких создателей правовых информационных массивов, как «Кодекс», «Консультант плюс» и других была создана сеть центров правовой информации на базе публичных библиотек – ПЦПИ. Сейчас таких центров насчитывается более тысячи2. Они активно работают не только в библиотеках Центральной России, но в таких отдаленных городах, как Пермь, Благовещенск, Тында и др.

_______________

2 См. подробнее Мелентьева Ю.П. Центры правовой информации при публичных библиотеках: новые возможности библиотечного обслуживания. М. : ГРАНД-ФАИР, 2004.

 

ПЦПИ выполняют важнейшие социально-информационные функции:

· являются депозитариями документов, принятых органами власти различного уровня; организуют их учет и хранение;

· формируют компьютерные базы данных, как общего характера, так и по различным аспектам права, актуальным темам и т.п.;

· организуют использование правовой информации в режимах обычного и удаленного доступа;

· ведут информационно-правовое консультирование как населения, так и представителей местных административных, политических и общественных структур.

Последнее особенно важно, так как, оказывая эффективную информационную помощь местному самоуправлению, библиотека повышает свой статус, что, в свою очередь, усиливает внимание к ней местных властей.

Исследования показывают, что деятельность ПЦПИ весьма эффективна. Ими накоплен значительный позитивный опыт.

Сейчас центры правовой информации открываются не только при публичных, но и при больничных (например, в военном госпитале Красногорска), тюремных (например, тюрьма в г. Владимире), сельских3 библиотеках. Центры правовой информации помогают людям решать свои житейские и жизненные проблемы, лучше ориентироваться в современной жизни, планировать собственное будущее.

________________

3 См. подробнее Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека проблемы развития и перспективы. М. : Либерея, 2003.

 

Другой сферой, где библиотека, благодаря применению новых технологий, реализует себя как информационный центр, является экология. Как центр экологической информации, библиотека выполняет следующие функции:

· кумулирует литературу экологической тематики, организует ее комплектование, классификацию, учет и хранение;

· формирует компьютерные базы данных по проблемам экологии;

· использует информацию экологического характера в режимах обычного и удаленного доступа;

· организует экологическое просвещение и воспитание населения, прежде всего – детей и молодежи;

· оказывает информационную поддержку акций экологического характера, организуемых государственными и общественными структурами.

В качестве центров экологической информации выступают прежде всего юношеские (например, РГЮБ), детские и публичные библиотеки. За период с 1995 г., когда эта деятельность стала носить систематический характер, до сего дня накоплен значительный положительный опыт оказания услуг информационно-экологического характера.4

________________

4 Рябушева Е.Ю. Библиотека – культурно-информационный экологический центр//Научно-технические библиотеки. – 2002. – № 4.

 

Ряд публичных библиотек-центров экологической информации позиционируют себя как провайдеров экологической информации и знаний: они ведут постоянный мониторинг информационных потребностей и интересов по данной проблематике, продвигают свои информационные ресурсы в ходе партнерских отношений с коллегами, предлагают к использованию в обслуживании пользователей имеющиеся у них технологии и т.п.

Следует отметить, что экологическая информация зачастую тесно связана с правовой, поэтому ряд ПЦПИ формируя специальные массивы информации, фонды документов и так далее, выступают и как центры экологической информации.

Активное внедрение электронных технологий в процессы библиотечного обслуживания привело к модернизации традиционных форм и методов предоставления информации и к появлению новых информационных услуг.

Особенно заметны перемены, связанные с применением электронных технологий, на примере функционирования такой традиционной формы (службы) библиотечного обслуживания, как межбиблиотечный абонемент (МБА).

Сегодня МБА становится весьма важной частью библиотечного обслуживания, так как обеспечивает главную задачу сегодняшнего дня – оперативный доступ к информации. Современные, модифицированные службы МБА осваивают сегодня электронную доставку документов. (ЭДД). ЭДД перестала быть экзотикой и предметом дискуссий, в настоящее время она осуществляется практически всеми крупными библиотеками (ВГБИЛ, РНБ, РГБ, ГПНТБ и др.)

Следует сказать, что успешное функционирование современной службы МБА предполагает наличие системы поиска по электронным каталогам библиотек, единую форму бланка-заказа в электронном виде, связь ее с электронными каталогами, а также информацию на сайтах библиотек о работе МБА. Пока в России процесс развития МБА и ЭДД идет параллельно с созданием технологии корпоративной каталогизации и созданием национального сводного электронного каталога.

Значительные перспективы открываются в связи с прогнозируемым слиянием сотовой связи с компьютерными и информационными технологиями, при котором возникнет, как предполагается, эффект «шлюза» между Интернетом и сетями мобильной связи. Практически это обозначает, что ответ на запрос по телефону будет тут же появляться на экране компьютера абонента.

Разумеется, при организации библиотечного обслуживания все больше библиотек могут использовать спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа. Включение этих технологий придает новое звучание таким традиционным формам, как конференции, литературные вечера, устные журналы и т.п.

Использование новых технологий делает значительно более комфортным пользование и самой библиотекой: электронная запись в библиотеку, электронная регистрация выдаваемых и сданных книг, единый читательский билет, позволяющий пользователю сдать взятую им книгу в любую библиотеку города, электронный путеводитель по библиотеке и так далее делают посещение библиотеки для каждого пользователя все более приятным.

Для читателей с «особыми потребностями», например, инвалидов по зрению, новые технологии открывают весьма оптимистические перспективы: уже существуют аппараты, которые переводят текст в устную речь, причем, возможен «перевод» на разные языки. Такие аппараты уже активно используются в библиотеках Америки, Германии. Становятся все более доступными и особые компьютеры для слепых и слабовидящих – они также используются в библиотеках.

Владение значительным структурированным объемом информации и открывшаяся, благодаря новым технологиям, возможность ее оперативной передачи, делает библиотеку желанным партнером для средств массовой коммуникации (как печатных, так и радийных и телевизионных), а также других учреждений культуры, образования, общественных организаций, коммерческих структур и отдельных предпринимателей. Организация беспрепятственного, комфортного доступа к информации резко повышает социальный статус библиотеки, делает ее непременным участником всех значимых событий.

Таким образом, используя новые технологии библиотечного обслуживания, современная библиотека расширяет поле своей деятельности, что способствует повышению ее статуса в обществе.

Список литературы

1. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества / Труды конференции. Т. 1, 2. – М. : Изд. ГПНТБ России, 2002 и 2003.

Материалы секции 4 «Электронные библиотеки».

2. Дебрийон Ф. От печатных собраний к медиатеке // Библиотека.– 2002. – № 8.

3. Золотарева В. И. Электронный ресурс // Библиотека.– 2002. – № 12.

4. Левицкая Л. В., Сибирцева Е. А., Карауш А. С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации // Научные и технические библиотеки.– 2002. – № 4.

5. Романенко Т. И. Распределенная информационная сеть в малом городе// Библиотека. – 2002. – № 5.

6. Соловьева Л. С., Поморина Е.Б. База данных «ЭКО»: особенности формирования и обслуживания пользователей // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 4.

7. Фирсов В. Р. Национальный доклад «О состоянии библиотечного дела в России» как основа формирования концепции развития библиотечного дела Российской Федерации // Управление и кадры: Материалы Всероссийского совещения. – М. : Пашков Дом, 2002.

8. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа : Уч. пособие. – М. : Фаир-Пресс, 2004.

9. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя. Ежегодный доклад конференции «Крым»– Судак, 2003.

10. Электронные ресурсы-2001 : Научный семинар в РГБ // Библиотековедение. – 2002 – № 11.