Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Работа с читателями

Игорь Загашев

Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи
Пятиэтапная стратегия создания текста. Стратегии детализации и визуализации Рефлексия в учебном процессе: методы «Шесть шляп мышления», эссе

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

18

Лекция 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

19

Лекция 3. Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

21

Лекция 5. Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

23

Лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

24

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Осознал – значит, изменился.

Рефлексивное замечание

Очень часто критическое мышление называют рефлексивным. И в этом утверждении действительно многое верно. Рефлексия подразумевает обращенность мышления на самое себя. Когда я размышляю над тем, каким образом достичь той или иной образовательной цели: как научить по-настоящему читать научную литературу, работать с текстом, с информацией, то я мыслю логически, и, вероятно, креативно, творчески. Но когда я задумываюсь над тем, а как, собственно, я мыслю, почему я использую именно такие мыслительные стратегии, то это мышление уже называется критическим.

В нашей последней в этом курсе лекции мы обращаемся к рефлексии не только потому, что это последняя фаза технологии развития критического мышления, но и потому, что рефлексия – это возможность выйти на новый уровень, приобрести новые возможности, сформулировать новые цели.

Очень часто коллеги, начинающие осваивать стратегии развития критического мышления, воспринимают рефлексию только как способ подвести итоги, «выйти» на верное обобщение, систематизировать информацию. И это правильно, но есть еще вот что. Если помните, одной из важных задач указанной фазы является не только систематизация материала, но и определение направлений для дальнейшего развития. Оно может быть связано с темой занятия, а может касаться способов работы с информацией, методов анализа или техник общения с одноклассниками. Если ученик третьего класса, после прочтения рассказа «Прыжок» Л.Толстого смог сделать вывод о необходимости отвечать за свои поступки, научился обосновывать свое мнение цитатами из текста, – это замечательно и свидетельствует об успешной реализации фазы рефлексии. Но если он смог (при определенной организации, конечно) осознать, что научился использовать творческий тип вопросов, то это говорит о том, что школьник мыслил критически, рефлексивно, или, говоря на академическом, научном языке, метакогнитивно.

И сегодня мы исследуем различные учебные стратегии, пробуждающие у учащихся склонность к рефлексии –
как важной стороне критического мышления. Для этой цели нам необходимо вспомнить, что полное название изучаемой технологии звучит как «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». В основном, мы обсуждали первую часть – чтение. Настало время для письма.

Письмо – это форма насилия?!

Писать – значит, переписывать.

Джим и Кэрол Бирс

Уважаемый читатель, наверное, задумывался над противоречием, связанным со словом «воля». В русском языке оно означает и способность преодолевать препятствия, справляться с напряжением, но оно же и означает свободу, некое избавление от излишнего контроля. Говоря о письме, я не зря вспомнил об этом факте. Создавать письменный текст для большинства учащихся почти всегда занятие не из приятных, но если они проходят через ряд переписываний и улучшений, то они получают ни с чем не сравнимое удовольствие от восприятия написанного.

Письмо по своей сути рефлексивно. Перенося свои образы на бумагу, подчиняя их причинно-следственной ограниченности нашего мышления, мы сами создаем себе отражение. Именно с обретением себя и связано удовольствие от процесса письма. Ниже мы познакомимся со стратегиями, позволяющими развить у юных читателей вкус к письму, к размышлениям в письменной форме.

Пятиэтапная стратегия
создания письменного текста

Разработчики технологии развития критического мышления (Ч.Темпл и др.) решили выяснить, как работают мастера создания текстов: писатели, журналисты, спичрайтеры. У каждого из них свои индивидуальные особенности, излюбленные приемчики, но, если понаблюдать за их работой критически (то есть, на мета-уровне), то можно заметить некоторые общие моменты. Выделив их, наши коллеги смогли разработать ряд учебных стратегий, помогающих школьникам пользоваться умениями великих!

Итак, представим, что школьники недавно совершили поездку в Санкт-Петербург, где посетили ряд музеев и театров. У них накопились впечатления. Обычно учителя просят написать сочинение, которому предшествует некий план. Кое-кто из учащихся сначала пишет сам текст, а потом подгоняет свой план под уже написанный текст – для учителя. Иногда педагоги не требуют жесткого соблюдения учебных правил для написания текста. «Пишите все, что хотите, мне интересны ваши впечатления», – говорит он детям, – и они пишут, проявляя свои фантазию и творчество. Но так ли работают профессионалы?

I. Инвентаризация

Не очень приятное слово? Как будто из лексикона замдиректора по административно-хозяйственной части? Это еще вежливый перевод. В некоторых редакциях он носит названия «компостной кучи»! Его суть состоит в том, чтобы свести воедино абсолютно ВСЕ мысли, ассоциации, чувства, воспоминания, диалоги, встречи, связанные с данной темой. Все в одну кучу! По логике получается, что, если мы посетили Эрмитаж, то должны писать преимущественно о картинах и скульптурах.

На стадии инвентаризации мы записываем все, что сможем записать по данному поводу – без знаков препинания, все подряд. В «компостную кучу» размещаем и рисунки, схемы, фотографии, обрывки фраз. В практической психологии есть упражнение «Очистка сознания», схожее с задачами данного этапа, когда нужно избавиться от всех мыслей, записав их или зарисовав. Как правило, эта стадия проходит на эмоциональном подъеме и –
в результате – мы получаем материал, который будем использовать для создания своего шедевра.

Таким образом, мы реализуем задачу актуализации имеющихся сведений по данной теме и задачу пробуждения познавательного интереса. А само содержание инвентаризации отражает наши индивидуальные направления в написании текста.

II. Проба пера

На этой стадии учащиеся уединяются: можно пойти в школьное кафе, рекреацию или просто отойти со своим стулом в уголок. Некоторые будут защищаться от необходимости писать текст: «А можно я дома все сделаю?». В этих случаях помогает один безотказный прием – самому при детях также сесть и писать. Очень часто дети пишут сочинения, а учитель сидит за столом и заполняет журнал. В представляемом подходе очень важно, чтобы педагог работал вместе с детьми.

Итак, на фазе реализации смысла, мы начинаем работать с собранной нами информацией. Пытаемся выстроить логику повествования. Очень хорошо, если на доске, флип-чарте или на распечатках у детей есть некоторые «секреты писательского успеха», которые педагоги-библиотекари по необходимости сами могут составить. Вот некоторые из них: «Общие слова, не наполненные опытом, отвлекают и вызывают зевоту», «Интересно читать ситуации с началом, интригой и непредсказуемым финалом», «Интересно читать о том, что видели все, но никто не заметил в увиденном самое интересное!», «Глаголы вызывают желание читать быстрее, а прилагательные – медленнее» и другое.

Желательно, чтобы дети сами участвовали в коллекции таких рекомендаций. После каждого занятия, посвященного письму, необходимо пополнять банк писательских секретов.

В конце этого этапа у учащихся есть некий законченный текст, с которым необходимо работать дальше. Для этой цели необходимо объединиться в тройки-четверки.

III. Редактирование

Здесь речь не идет о редактировании в обычном, издательском, понимании слова. Учащиеся должны выслушать друг друга и высказать свое мнение по поводу предложенного текста. Учитель предлагает ученикам, выслушав товарища, заполнить следующую табличку:

Важно понять, что ученик в данном случае не столько оценивает, сколько выражает свои мысли и чувства.
В некоторых группах одним из слушателей может быть и педагог, но при условии, что он сам представит вниманию детей свой текст!

По окончании подобного пробного заслушивания, каждый школьник получает два-три отзыва. После чего педагог просит обсудить отзывы и выделить наиболее часто встречающиеся рекомендации (разумеется, он сам, как равноправный участник образовательного процесса, может предлагать свои советы). Эти рекомендации фиксируются на доске и учитываются всеми при коррекции изначального текста.

IV. Правка (корректура)

На этом этапе ученики опять уединяются и исправляют текст на основе пожеланий одноклассников. Это неприятный момент, и здесь важна эмоциональная поддержка учителя. Некоторые используют воодушевляющее музыкальное сопровождение.

По окончании правки школьники садятся по парам и работают в роли учителей, проверяющих работу. В данном случае проверка уже осуществляется на уровне орфографии и пунктуации. Дети должны сесть именно так, чтобы читать незнакомые тексты. Желательно, чтобы грамотные учащиеся не просто исправляли ошибки, но и объясняли правила, на основании которых они вносили правку. Внизу текста проверяющий ставит свою подпись (фамилию и имя), что позволит педагогу поощрить этого школьника отметкой (хотя это и не является целью этой стратегии).

V. Публикация (презентация)

Если это был текст для стенгазеты, то учащемуся предлагается доработать его, украсить и разместить в газете. Если же такой вариант не предполагался, наступает этап презентации текста. Желающие школьники по очереди выходят перед классом, садятся в так называемое «читательское кресло» и представляют свой текст.

Задача учителя создать максимально комфортную атмосферу: как во время чтения, так и во время обсуждения следует сосредоточиться на достоинствах. Рекомендации формулируем в позитивной манере, и их не должно быть более двух. Стоит ли напоминать, что после каждого выступления звучат аплодисменты!

Если эта пятиэтапная стратегия используется достаточно регулярно, то вскоре у учащихся появится вкус к письму.

Данную стратегию можно использовать не только после экскурсий, но и после изучения какого-либо художественного произведения.

РАФТ

Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется стадия пробы пера, то есть, сам процесс создания первичного текста.

После этапа инвентаризации учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Несколько слов об эссе

Использование небольших эссе в технологии развития критического мышления осуществляется как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Тематика эссе может быть связана с:

· описанием собственного опыта в связи с темой занятия, например: «Как я решаю задачи?», «Как я читаю?»;

· осмыслением своих трудностей, например, «Моя географическая фобия»;

· биографией учащегося: «Встреча с интересным человеком»;

· изложением рассуждений учащегося на определенную тему: «Что я думаю об этой книге?».

Учителя, использующие такую свободную письменную форму в своей работе со школьниками, часто не учитывают важность предварительной инвентаризации опыта. Не плана текста, а именно – копилки опыта! Далеко не все учащиеся (даже в старших классах) могут сразу изложить свои опыт и мысли связно и в логической последовательности. Для этого им нужна некоторая подготовка, которую и дает реализация этапа «компостной кучи».

Эссе является логичным завершением читательского семинара, посвященного обсуждению какой-то книги или ряда книг. Одна из форм такого семинара с выходом на эссе может быть следующей.

Учащиеся, прочитав к определенному дню какие-то книги, приходят на занятие. Педагог просит их рассказать о своей книге, поделиться своими мыслями и переживаниями. Работа осуществляется в малых группах. Пока кто-то один рассказывает о книге, другим предлагается подготовить 1–2 вопроса определенного уровня по Б.Блуму (см. лекцию 2). Таким образом, после каждого выступления в малых группах происходит обсуждение материала.

В заключение каждый пишет эссе «Мои впечатления о семинаре», в котором отражает свои опыт, впечатления и мысли, инвентаризировав их предварительно на листе бумаги.

Представление эссе происходит перед классом в «читательском кресле». Разумеется, если ученик в данный момент не готов выступить перед классом, то не стоит его любой ценой заставлять это сделать – можно ограничиться индивидуальным общением с ним.

Детализация

Одной из проблем при написании письменных работ разного формата является проблема детализации: некоторым учащимся сложно выделять в своем образе детали, описывать их. Именно для того, чтобы развить у них эту способность, используется стратегия детализации. Часто она является одним из этапов инвентаризации.

В самом начале использования детализации лучше не брать какую-то сложную тему, а использовать наглядные выразительные средства: пейзаж, картину, а также зрительные воспоминания.

Итак, перед классом расположена репродукция, достаточно большая, чтобы ее было видно с последней парты. Мы просим детей представить, что они находятся внутри этой картины, являются ее частью. Те, кто захотят, могут закрыть глаза.

1. Оглянитесь вокруг – рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь возьмите ручку и опишите свои впечатления. Пишите все, что воспринимаете.

2. Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с ее помощью можете осмотреть происходящее вокруг еще внимательней. Присмотритесь к каждому фрагменту. Наверняка, появились новые детали, которые вы раньше не замечали. Опишите их.

3. Теперь представьте, что у вас, помимо подзорной трубы, есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте различные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней, можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит вокруг.

4. Ну а сейчас мы возвращаемся в класс и, используя все три отрывка, составляем эссе на тему «Картина». Необходимо учесть все те новые детали, которые вам удалось выявить.

Визуализация

Другим методом, помогающим конкретизировать образ и сделать описание более разноплановым, красочным и свободным, является визуализация. Визуализация – это метод направленного воображения, позволяющий модифицировать, уточнять и преобразовывать образ происходящего.

Сущность визуализации заключается в том, чтобы задействовать при написании текста все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой и кинестетический (связанный с ощущениями, чувствами).

В одном классе учительница литературы использовала метод эссе в процессе изучения «Капитанской дочки». Тема эссе: «Мой образ Пугачева».

1. На этапе инвентаризации она попросила детей свести свои впечатления по поводу этого персонажа в тетради. Школьники уже были знакомы с этой стратегией и достаточно быстро справились с работой.

2. Далее педагог попросила ребят на время отложить в сторону «банк впечатлений», закрыть глаза и внимательно «рассмотреть» лицо Пугачева, его одежду, руки… После чего дети записывают увиденное. У кого-то получится больше, а у кого-то меньше.

3. На следующем этапе учитель просит детей прислушаться к голосу Пугачева, вспомнить его слова, диалоги с другими персонажами. Какой голос у Пугачева? каким он представляется? Почему он именно такой? Запишите.

4. И, наконец, мы воссоздаем чувства, связанные с прочтением произведения и с главным героем, в частности. Какие чувства мы переживали? С какими ситуациями это было связано? Запишите.

Таким образом, у нас получилось четыре блока, которые мы можем использовать при написании эссе.

Люди различаются по тому, какой ведущий канал восприятия им в большей степени свойственен. Поэтому часто, при написании эссе, они задействуют именно ту часть опыта, которая определяется этим самым каналом восприятия. Смысл визуализации заключается как раз в том, чтобы помочь школьнику открыть доступ и к другим каналам, чтобы его письменная работа была более разнообразной и осмысленной.

Метод «Шесть шляп мышления»

Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.),
но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

***

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Задание для самоконтроля

1. Разработайте занятие с использованием одной из изученных учебных стратегий.

2. Как вы думаете, какие стратегии развития критического мышления средствами письма нужны вашим ученикам в первую очередь?

3. Напишите эссе на тему «Мое знакомство с критическим мышлением», используя предложенные стратегии.

Литература

1. де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб. : Питер-пресс, 2000. (Серия «Тренировка ума»).

2. Загашев И. Как решить любую проблему. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб. : Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

Книги по развитию критического мышления можно заказать в издательстве по телефону в Санкт-Петербурге: (812)110-61-34.