Медиатека
Елена Иванова
Мультимедиа в образовании:
«Так вот он какой,
цветочек аленький!»
Разрешите представить: Александр
Васильевич Осин, генеральный директор
государственного научного учреждения
«Республиканский мультимедиа центр»
(специализированная организация Министерства
образования и науки Российской Федерации),
кандидат технических наук, доцент,
член-корреспондент РАЕН, член Союза
кинематографистов России, один из инициаторов
развития мультимедиа технологий в стране.
Предыстория нашей встречи проста –
все началось с книги (а с чего же еще?). На
Международной московской книжной ярмарке очень
ответственный секретарь газеты «Библиотека в
школе» Тамара Николаевна Кардановская среди
обилия замечательных изданий нашла книгу
А.В.Осина «Мультимедиа в образовании: контекст
информатизации» (М. : Агентство «Издательский
сервис», 2004. – 320 с.).
Я прочла книгу очень внимательно,
делая выписки, отмечая ключевые положения.
Авторское изложение материала подкупало
простотой, четкими логическими связями,
понятными формулировками и определениями. Об
актуальности тематики говорить не приходилось:
все, о чем пишет Александр Васильевич, активно
обсуждается в педагогической и библиотечной
среде. «Образование и компьютер», «новые
педагогические инструменты», «электронные
информационные ресурсы и книга» – это названия
лишь некоторых глав и разделов книги. «Наш
человек», – решили мы в редакции и договорились с
А.В.Осиным об интервью. Текст которого и
предлагаем вашему вниманию.
Александр Васильевич, как возникла
идея написания книги «Мультимедиа в
образовании» и кому она адресована?
Была предпринята попытка совершенно
запутанную (а на самом деле – безумно простую)
ситуацию с информатизацией образования изложить
четко и ясно. Чтобы, наконец, понять, что это такое
– информатизация,
и зачем она нужна. Мне говорят о том, что многие
понятия, используемые в книге, хорошо известны,
но их взаимосвязи показаны впервые. Это как с
таблицей Менделеева: все элементы были известны,
а один человек взял и собрал их вместе, в таблицу.
И сразу стало все понятно: и специфика, и
закономерности, и связи. Согласитесь, крайне
важно обобщить и систематизировать, казалось бы,
хорошо знакомые компоненты.
Полагаю, книга будет полезна,
в первую очередь, руководителям органов
образования, организаторам разработок
направлений информатизации. Хотелось бы, чтобы
ее прочли и учителя, библиотекари школ,
преподаватели вузов.
Тогда позвольте и начать наш
разговор с этой самой «таблицы Осина». Каким Вам
видится развитие информатизации образования в
нашей стране?
Я предлагаю такую аналогию. Вы едете по
улице и видите рекламные плакаты. Что на них
написано? В 90-е годы прошлого столетия мы могли
прочитать примерно следующее: «Купите ребенку
компьютер – и у него не будет проблем с
образованием». Купили. А желаемого не случилось.
Наши дети освоили электронные игры – и все.
Второй этап, 1995-й год, примерно 10 лет
назад. Реклама обещает: «Подключите компьютер к
Интернету –
и у вас не будет проблем с образованием».
Подключили. Дети с упоением «чатятся»,
переписываются по электронной почте. И все.
Интернет – это очень хорошо, кто спорит. Но он
бессмысленен, если в нем нет нужного содержания,
учебного контента.
Третий этап, сегодняшний день. Мы
поняли: для того, чтобы учиться, нужны
специальные обучающие продукты. Добавим –
национальные продукты, на родном языке, в
соответствии с парадигмой российского
образования. То есть, нужен специальный
образовательный контент. Создание электронных
изданий и ресурсов является одной из
приоритетных задач информатизации образования.
Нужно иметь широкий ассортимент электронных
изданий и ресурсов, эти продукты должны обладать
высокой образовательной эффективностью и, самое
важное – они должны быть хорошо известны,
положительно оценены и восприняты
педагогическим сообществом, учащимися,
родителями.
Еще очень много проблем с этим этапом,
а уже виден следующий.
Этап четвертый. Предположим, на
российском рынке изобилие хорошего контента. И
этого опять недостаточно! Следующий лозунг
должен звучать примерно так: «Изменим
педагогические технологии!» Это задача очень
сложная – постепенно, шаг за шагом продвигаться
к осознанию, пониманию, принятию новых
педагогических решений. И не думайте, что на этом
пресловутом «человеческом факторе» все и
забуксует, «зависнет», как в компьютере,
навсегда. Нет, ситуация меняется. Растет число
тех людей, которые видят новые смыслы
образования, понимают необходимость
использования электронных образовательных
ресурсов.
Самая большая сложность состоит в том,
что изменение педагогических технологий не
может пройти директивно. Необходимо, чтобы
педагоги, управленцы «созрели», приняли и
оценили компьютерные технологии обучения.
Уже отчетливо просматривается
наступление четвертого этапа, и наша основная
задача – интенсифицировать, насколько возможно,
этот процесс.
Для этого нужно работать с людьми,
демонстрировать лучшие образцы электронных
образовательных ресурсов. Чтобы вместо вопросов
«Зачем это нужно?» и «Что это даст?» услышать
нетерпеливый возглас «Где купить?». Кроме того,
вероятно, есть смысл создавать тренинг-центры,
пилотные площадки для обучения педагогов и
администраторов. Это долгая и кропотливая
работа, но без нее невозможно движение вперед.
Что нового несет использование
компьютера в школе?
Доминантой внедрения компьютера в
образование является резкое расширение сектора самостоятельной
учебной работы. Известно, что самостоятельная
учебная работа эффективна только в
активно-деятельностной форме.
Принципиальное новшество, вносимое
компьютером в образовательный процесс, – интерактивность,
которая позволит развивать
активно-деятельностные формы обучения. По
существу, термином «активно-деятельностные
формы» обозначен хорошо знакомый принцип
обучения, то, что называется «обучение на
практике».
Анализируя возможности компьютерных
технологий в обучении, выскажу два очевидных
соображения:
– компьютер не заменяет
преподавателя и в обозримом будущем заменить
не сможет.
– электронное издание не должно
дублировать книгу, а должно быть нацелено на
задачи, которые полиграфические издания не
решают. Для воспроизведения текстов компьютер
применяется, когда книга малодоступна (редкая,
новая) или такой книги вообще не существует.
От общего и теоретического перейдем
к частному и практическому. Как организовать
получение образования на базе компьютерных
технологий, что для этого нужно?
Необходимо три основных компонента:
компьютеры, подготовленные учителя и
электронные учебные материалы –
образовательные электронные издания и ресурсы
(ЭИР). Собственно, такой набор аналогичен
традиционному «учебная аудитория – педагог –
книга». Аудитория оснащается техническими
средствами, преподаватель должен уметь
эффективно использовать эти средства. Наиболее
существенные изменения касаются учебных
материалов. Сегодня мы используем в обучении три
группы учебных материалов – печатные,
аудиовизуальные и электронные издания и ресурсы,
воспроизводимые на компьютере.
Чем отличаются электронные издания
от традиционных учебников и заменят ли они их?
Они – разные. И нисколько книжке
электронные издания не мешают, они дополняют
друг друга. Преимущества книги, не требующей для
использования никаких технических средств,
усиливаются 500-летней традицией ее применения.
Книга привычна и удобна всегда и везде. Когда мы
произносим слово «информация», подспудно
возникает образ печатного текста.
Книга описывает окружающий мир в
символьно-абстрактной форме. Электронные
издания могут представить этот мир в виде
виртуальной реальности, которую можно
исследовать самостоятельно.
Известно, что образование состоит из
трех основных компонентов: получение информации
(теория), практические занятия, аттестация
(проверка знаний). Книга выполняет только одну
функцию – передачу информации. Электронное
издание/ресурс реализует все три компонента
обучения – информация, практические занятия,
аттестация. Если книга – это отражение, описание
реальности в условных знаках – символах, то
электронное издание дает возможность
представить собственно реальность. Это
становится возможным благодаря мощному
интерактиву, мультимедиа и моделированию,
впервые привнесенными в образование
компьютером.
Замечу, что книга дополняется, но не
замещается электронными изданиями. Книги были и
остаются важными и необходимыми источниками
информации. Электронные издания, прежде всего,
занимают те ниши образовательного пространства,
где книга не работала.
Сегодня много говорят об
учебно-методических комплектах, в которых книга
комплектуется с диском. Не нужно этого делать,
они придут в школу разными путями и для разных
целей. Вот если бы речь шла об
учебно-методических комплексах, тогда все
было бы понятно и правильно: вот книга, вот диск,
вот ресурсы Интернета. Каждый компонент
уникален, и не дублирует, а дополняет друг друга.
Мы видим на школьных учебниках грифы
«допущено», «рекомендовано». Проходят ли
какую-либо экспертизу образовательные
электронные издания?
Да, электронные издания и ресурсы тоже
проходят экспертизу Федерального экспертного
совета Минобрнауки России. Только экспертиза эта
значительно более сложная по сравнению с книгой.
По существу это комплекс экспертиз по разным
направлениям.
Комплексная экспертиза электронных
изданий включает:
· техническую экспертизу,
которая оценивает работоспособность
электронных изданий на программно-технических
комплексах различных конфигураций;
· содержательную экспертизу,
нацеленную на оценку полноты содержания в
предметной области,
и методических качеств представления материала;
· экспертизу дизайн-эргономики. Это,
пожалуй, самая важная экспертиза, отвечающая на
вопрос о целесообразности применения
электронного учебного продукта. Действительно,
если диск – копия школьного учебника, то
работать он, скорее всего, будет хорошо,
поскольку достаточно прост. У содержательной
экспертизы тоже нет оснований возражать –
учебник-то «грифованный». И тогда экспертиза
дизайн-эргономики должна доказать, что такой
электронный продукт не несет ничего нового, не
использует новые педагогические инструменты:
интерактив, мультимедиа, моделинг1,
коммуникативность, производительность.
Рынок образовательных электронных
изданий – какой он сегодня?
Электронные издания, которые сегодня
можно приобрести, это, в первую очередь, учебные
пособия, издания общекультурного характера
(виртуальные экскурсии и др.),
информационно-справочные источники
(энциклопедии, справочники, словари, атласы и др.).
В области электронных изданий можно
насчитать до 20 специализированных российских
компаний, профессионально занимающихся
разработкой, тиражированием и распространением
электронных изданий.
Среди сетевых образовательных
информационных ресурсов ситуация существенно
иная. Подавляющее большинство их создано в
«домашних» условиях и, в основном, для
собственных целей. В настоящее время в Рунете
(российском сегменте Интернета) имеется
достаточно много сайтов, тематика которых так
или иначе связана с общим образованием. Характер,
объем и качество этих ресурсов очень разные.
Какие электронные издания Вы
порекомендовали бы приобрести в школу в первую
очередь? На что (и кого) ориентироваться: на
определенную изучаемую дисциплину, на наиболее
«продвинутых» учителей, на цену издания?
Думаю, что не цена – это не показатель.
Так же, как и предмет – нельзя сказать, что по
физике электронное издание нужнее, чем по химии
или литературе. Я бы порекомендовал самый
очевидный ход. Просто приобретать хорошие электронные
издания, использовать хорошие ресурсы
Интернета. И, чтобы не упрекнули в
неопределенности, добавлю: хорошие это те,
которые нравятся именно Вам. Важно, что в отличие
от прошлых лет, Вы такие обязательно найдете. При
этом нужно быть готовым к тому, что большая часть
электронных продуктов представляют собой
механическое копирование на диск книг и
учебников. К сожалению, крайне велико на рынке
число пиратских изданий, которые именно на
копировании книги и построены.
Заметно хороших электронных изданий
пока немного. И их появление часто приводит к
курьезам. Недавно мне попалась в руки
исключительная вещь: в Йошкар-Оле создали
хорошую виртуальную лабораторию по химии, в
которой можно проводить лабораторные работы,
ставить опыты, максимально приближенные к
лаборатории реальной. Экспертный совет дал
положительные отзывы и сделал вывод: эту
лабораторию не стоит рекомендовать для школ,
потому что ученики тогда не станут ходить в
реальные лабораторные классы. Резюме
парадоксальное: «Настолько хорошо, что не нужно».
Другой пример – с электронным
изданием «Третьяковская галерея», которое
получило международный приз в Тайване как один
из лучших электронных продуктов года. Первой
реакцией руководителей Третьяковской галереи
были слова: «Вы сделали виртуальную Третьяковку,
к нам теперь никто ходить не будет». Через год, на
официальной презентации этого издания, они
сказали: «Теперь мы поняли: именно после
просмотра виртуальной Третьяковки, люди придут в
галерею. Придут смотреть воочию то, что уже
понравилось им на диске».
Как выбрать качественное
электронное издание?
Да, вопрос актуальный, что и говорить.
Совет первый: не покупайте пиратские издания.
Совет второй: если электронное издание делалось
внутри системы образования, то повышается
вероятность того, что это качественный продукт.
Совет третий: существует Федеральный экспертный
совет Минобрнауки России, который выдает грифы
«допущено». Это если и не абсолютная гарантия
качества, то, по крайней мере, уверенность, что
данное издание смотрели специалисты-эксперты.
Поговорим о школах, которые хотят
заниматься новыми педагогическими технологиями
и готовы использовать образовательные
электронные ресурсы. Каким, на Ваш взгляд, должно
быть оптимальное соотношение традиционных и
электронных ресурсов?
Все зависит от людей. Конечно, нужно
обязательно заниматься компьютерными
технологиями обучения. Но можно ли сегодня
построить образовательное учреждение 100 % на
компьютерных технологиях обучения? Нельзя. Можно
ли строить школу без компьютерных технологий
обучения? Нельзя. Приступая к работе, необходимо
отчетливо понимать, что получение информации еще
долго будет осуществляться преимущественно
традиционными способами – через устную речь и
книги. Электронные продукты здесь должны
дополнять книгу, помогать ей, но не заменять. А
вот для практикумов и проверки знаний очевидна
новизна, актуальность и эффективность
использования электронных изданий.
Каким Вам видится будущее
образовательных электронных изданий?
Наиболее важные ожидания связаны с
качеством обучения. С одной стороны, будет
увеличена самостоятельность ученика. Повысится
интерес к учебной работе, поскольку хорошие
образовательные электронные издания
привлекательны не меньше, чем пресловутые
электронные игры. С другой стороны, изменятся
функции педагога – место, которое сегодня
занимает «вдалбливание» информации, займут
значительно более эффективные, творческие
дискуссии по освоенному самостоятельно
материалу. А в результате учитель и ученик станут
ближе друг к другу. Понятно, что качество
обучения и воспитания от этого выигрывают.
Что такое медиатека в школе?
Этот вопрос имеет несколько аспектов.
Давайте постараемся встать на место директора
школы, библиотекаря и установить
последовательность наполнения и использования в
учебном процессе школы образовательных
электронных ресурсов.
Первый шаг: давайте купим в библиотеку
какие-нибудь хорошие диски, чтобы учить
детей.
Второй шаг: давайте поставим в
библиотеку (оговорюсь сразу: там, где есть
технические возможности, где развиты сети)
сервер. Пусть дети запрашивают информацию из
класса, из дома. Кстати, этот этап работы связан с
модульной архитектурой, предложенной в моей
книге: нет необходимости «скачивать» весь
продукт, его можно брать частями. Более того, эти
«части» – модули можно выбирать по собственному
вкусу, т.е. строить индивидуальный учебный курс.
Третий шаг – креативный. Творите,
совершенствуйте педагогические технологии,
создавайте новое образовательное пространство
школы.
Теперь о том, что касается названий.
Электронная библиотека – это хранилище
электронных копий бумажных первоисточников.
Если хранилище объединяет аудио/видео материалы,
программные и информационные (например, базы
данных) продукты, а также комбинированные
(например, мультимедиа) единицы хранения, то
правильнее его называть «медиатека».
Скажите, пожалуйста, несколько слов
об образовательных продуктах модульной
архитектуры.
Что такое образовательные продукты
модульной архитектуры? Это электронный ресурс, в
котором учебный материал разбит на
функционально полные малые модули, каждый из
которых предоставляет информацию, практикум и
аттестацию по данной малой теме. Представим себе
учебный курс по предмету.
В соответствии с учебной программой, он разбит на
учебные разделы, небольшие по объему, но цельные
по содержанию. В каждый раздел входят три модуля:
информация, практикум, аттестация. Все модули
исполняются вариативно, то есть, существует
возможность выбора способов учебной работы,
глубины освоения материала, индивидуальной
образовательной траектории. Модульная
архитектура решает также проблему межпредметных
связей. По существу, в распоряжение учителя и
ученика предоставляется практически
неограниченное количество «кирпичиков» для
построения системы знаний, умений, навыков.
Зачем мы создаем такой продукт? Можно
создать прекрасное электронное издание, а
учителю все равно захочется что-нибудь к нему
добавить. Но добавить можно, пока были тексты,
книга. Когда же речь идет об аудиовизуальных
кирпичиках виртуальной реальности, вряд ли
практикующий учитель или учащийся смогут их
построить. Да и не нужно им этим заниматься,
книги, как известно, издают специализированные
издательства. Но в отличие от книги, электронное
издание модульной архитектуры позволяет
совершенствовать части продукта, не переделывая
все электронное издание, допускает его
расширение по мере получения новых знаний в
предметной области или появления новых
методических идей обучения.
В 2004 году были созданы макеты
продуктов с модульной архитектурой. Надеемся,
что в ближайшее время на этой базе среди
образовательных электронных изданий появятся
продукты нового поколения – открытые
мультимедиа системы.
Александр Васильевич, большое
спасибо за столь содержательную беседу.
Для наших читателей я добавлю, что с
новинками Республиканского мультимедиа центра
можно познакомиться на сайте – http://www.rnmc.ru
______________
1 Моделинг –
имитационное моделирование и функциональное
описание объектов и процессов окружающего мира.
Такое
вот получилось совсем не маленькое интервью.
Надеюсь, полезное. И книга хорошая. И собеседник
– человек, искренне увлеченный своим делом.
Потому и слушалось с интересом, и писалось
подробно, с удовольствием.
|