Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елена Иванова

Удивления
этой осени

Конференция Либком–2004

Согласитесь, каждое мероприятие имеет свое «лицо», свою особенность. Есть она и у осенней конференции «Либком». Именно здесь апробируются и шлифуются те идеи, которые в качестве готовых программ развития представляются на конференции «Крым». Еще не успел завершиться год, а мы уже составляем список предстоящих «добрых дел», планируем и жизнь, и работу. Такой вот perpetuum mobile…

Тематическая направленность Международной конференции «Либком» известна – это компьютерные технологии, электронная информация и электронные библиотеки, интернет-технологии, дистанционное обучение. Собираются серьезные люди, говорят о технологических нововведениях, о программном обеспечении, о протоколах взаимодействия и прочих, не всегда понятных, но, несомненно, нужных и важных вещах.

И вдруг (удивительное дело!) именно здесь я слышу какие-то совершенно, на первый взгляд, отвлеченные формулировки и рассуждения. Например, о роли руководителя библиотеки как лидера сообщества. Или – о профессии библиотекаря и умении преподнести, «открыть» эту работу. Здесь обсуждают стандарты по литературе и роль библиотек в развитии информационной культуры.

Что это, частный случай и некоторая тематическая пересеченность докладов, совпадение? Нет, друзья, такие случайности – лишь подтверждение закономерностей. А потому позвольте представить вашему вниманию то, о чем говорилось на конференции.

Библиотеки и библиотекари

«Нарастающий поток электронной информации заставляет пересматривать, казалось бы, незыблемые библиотечные аксиомы», – такими словами начал свое пленарное выступление первый заместитель директора ГПНТБ России профессор Я.Л.Шрайберг.

В подтверждение данного тезиса он говорил об изменении, модернизации традиционных форм и методов работы в библиотеке. Кроме того, докладчик отметил растущий интерес и активное обсуждение в профессиональной зарубежной среде роли руководителя библиотеки как лидера сообщества. Исследование этой темы позволит сделать выводы и о статусе, и о престиже, и о новом уровне работы с особыми целями и задачами.

Библиотеки
и образовательная система

Одной из ведущих тенденций современного развития библиотек можно назвать повышение их роли в образовании, в образовательном процессе. Об этом говорили в своих выступлениях профессор Я.Л.Шрайберг, председатель подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В.Сударенков. Речь идет как о «внешних» библиотеках – публичных, так и о «внутренних» – библиотеках университетов, школ. В настоящее время все они выступают стратегическими, равноправными партнерами образовательных институтов. Чем это обусловлено? С одной стороны, меняются библиотеки, они совершенствуют формы и методы работы, предлагая своим пользователям весь спектр носителей информации, данные из самых разнообразных источников. С другой – изменяется парадигма самого образовательного учреждения, что заставляет пересмотреть традиционный взгляд на библиотеку, оценить ее реальные и потенциальные образовательные ресурсы и услуги.

Библиотеки и библиотечные кадры

«Нужна общегосударственная программа “Профессия – библиотекарь”» – так назвал свое выступление главный редактор библиотечно-библиографической классификации Э.Р.Сукиасян. Это и лозунг, и крик души, и руководство к действию. Эдуард Рубенович говорил о кадровом кризисе в библиотеках. Кто и почему приходит сюда на работу? Какова подготовка этих сотрудников? Что делать для поднятия престижа профессии? Ответы на целый ряд вопросов вы можете найти в недавно выпущенной книге Э.Р.Сукиасяна «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование». Презентация издания состоялась здесь же, на конференции. (Мы надеемся заручиться согласием автора на публикацию в нашей газете избранных статей из этой книги. Следите за анонсом. – Ред.)

О подготовке специалистов библиотечного и информационного профиля говорили директор Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств А.М.Мазурицкий, профессор Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.И.Гендина. Специалисты Международного университета бизнеса и новых технологий (г. Ярославль) делились опытом организации дистанционного обучения. Цель проекта – профессионально подготовить библиотекарей к использованию в работе компьютерных технологий.

Библиотеки
и информационная культура

В один из дней конференции состоялся круглый стол на тему «Формирование информационной культуры личности в условиях библиотек и образовательных учреждений». Вела его профессор Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.И.Гендина – замечательный педагог, глубокий ученый, блестящий оратор. Наталья Ивановна представила аудитории доклад о разработке и реализации концепции формирования информационной культуры личности, познакомила с исследованием по сопоставлению понятий «информационной грамотности» и «информационной культуры». Автор покорила ярким изложением, сильной логикой выступления, обоснованием понятий и определений. Без конкретизации которых, как известно, невозможно найти верные пути развития.

А еще были традиционные для конференции секции, обычная-необычная рабочая программа. На секции «Электронные библиотеки, электронные коллекции и интернет-технологии» говорили об оцифровке изданий, об особенностях развития вебсайтов библиотек, о сочетании традиционных и электронных носителей информации, об авторском праве. На секции «Автоматизированные и корпоративные библиотечно-информационные системы и технологии» шла речь о текущих задачах Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), о принципах поиска в корпоративных электронных каталогах, о различных АИБС, об опыте перехода с одной АИБС на другую, о ретроконверсии и многом другом.

В дни работы конференции была открыта выставка, действовала постоянная школа-семинар ИРБИС.

Итоги работы конференции подводились в преддверии и непосредственном приближении банкета. Потому и были они лаконичны. Я.Л.Шрайберг подчеркнул, что за 8 лет проведения конференции у нее сформировался свой круг участников, свое тематическое поле, которого она и будет придерживаться в дальнейшем. Организаторы форума сказали, что планируют увеличить число заказных лекций (доклады по определенной теме). Кроме того, оргкомитет пригласил к более активному участию в конференции и проведению мастер-классов разработчиков систем автоматизации библиотек. Практических занятий должно быть больше. Исполнительный директор Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) А.И.Племнек отметил возросший уровень обсуждаемых тем, повышение техники докладов и презентаций. Традиционные отчеты остались в прошлом, сегодня вниманию аудитории предлагаются четкие выступления,
с постановкой проблемы и объяснением путей ее решения. А.И.Племнек обратил внимание присутствующих на растущий уровень профессионального взаимодействия и увеличение числа межбиблиотечных проектов. Причем, если раньше проекты финансировались грантодающими организациями, то сегодня совместная работа продолжается и без регулярного финансирования. Такая общая работа стала естественной потребностью, необходимым условием успеха всех и каждого.

 

P.S. Дорогие читатели, позвольте небольшое отступление. Когда пишу статью-отчет об очередном форуме, всегда мучаюсь вопросом: «Зачем, нужно ли про все это рассказывать? Только раздражать людей, для которых приобретение в библиотеку каждой книги – событие. А тут – компьютеры, Интернет, дистанционное обучение. Отрыв огромен – как до Луны. И будет ли когда-нибудь он преодолен?» И с этими вопросами пристаю к участникам конференций из самых разных мест: Томска и Сыктывкара, Нарьян-Мара и Ярославля, Архангельска и Тулы. К счастью, все они говорят то, что я хочу услышать: «Конечно, надо».

И коллектив нашей-вашей газеты тоже полагает, что говорить об этом надо. Ведь мы – библиотекари, сколь разные, столь и единые в своей работе. Всего 10 лет назад подавляющее большинство из нас с трудом выговаривало слово «компьютер». А сегодня мы уверенно обсуждаем все ключевые темы профессионального развития.