Новые технологии
Елена Иванова
Удивления
этой осени
Конференция Либком–2004
Согласитесь, каждое мероприятие имеет свое
«лицо», свою особенность. Есть она и у осенней
конференции «Либком». Именно здесь апробируются
и шлифуются те идеи, которые в качестве готовых
программ развития представляются на конференции
«Крым». Еще не успел завершиться год, а мы уже
составляем список предстоящих «добрых дел»,
планируем и жизнь, и работу. Такой вот perpetuum mobile…
Тематическая направленность
Международной конференции «Либком» известна –
это компьютерные технологии, электронная
информация и электронные библиотеки,
интернет-технологии, дистанционное обучение.
Собираются серьезные люди, говорят о
технологических нововведениях, о программном
обеспечении, о протоколах взаимодействия и
прочих, не всегда понятных, но, несомненно, нужных
и важных вещах.
И вдруг (удивительное дело!) именно
здесь я слышу какие-то совершенно, на первый
взгляд, отвлеченные формулировки и рассуждения.
Например, о роли руководителя библиотеки как
лидера сообщества. Или – о профессии
библиотекаря и умении преподнести, «открыть» эту
работу. Здесь обсуждают стандарты по литературе
и роль библиотек в развитии информационной
культуры.
Что это, частный случай и некоторая
тематическая пересеченность докладов,
совпадение? Нет, друзья, такие случайности – лишь
подтверждение закономерностей. А потому
позвольте представить вашему вниманию то, о чем
говорилось на конференции.
Библиотеки и библиотекари
«Нарастающий поток электронной
информации заставляет пересматривать, казалось
бы, незыблемые библиотечные аксиомы», – такими
словами начал свое пленарное выступление первый
заместитель директора ГПНТБ России профессор
Я.Л.Шрайберг.
В подтверждение данного тезиса он
говорил об изменении, модернизации традиционных
форм и методов работы в библиотеке. Кроме того,
докладчик отметил растущий интерес и активное
обсуждение в профессиональной зарубежной среде
роли руководителя библиотеки как лидера
сообщества. Исследование этой темы позволит
сделать выводы и о статусе, и о престиже, и о новом
уровне работы с особыми целями и задачами.
Библиотеки
и образовательная система
Одной из ведущих тенденций современного
развития библиотек можно назвать повышение их
роли в образовании, в образовательном процессе.
Об этом говорили в своих выступлениях профессор
Я.Л.Шрайберг, председатель подкомитета по
культуре Комитета Совета Федерации Федерального
собрания РФ по науке, культуре, образованию,
здравоохранению и экологии В.В.Сударенков. Речь
идет как о «внешних» библиотеках – публичных,
так и о «внутренних» – библиотеках
университетов, школ. В настоящее время все они
выступают стратегическими, равноправными
партнерами образовательных институтов. Чем это
обусловлено? С одной стороны, меняются
библиотеки, они совершенствуют формы и методы
работы, предлагая своим пользователям весь
спектр носителей информации, данные из самых
разнообразных источников. С другой – изменяется
парадигма самого образовательного учреждения,
что заставляет пересмотреть традиционный взгляд
на библиотеку, оценить ее реальные и
потенциальные образовательные ресурсы и услуги.
Библиотеки и библиотечные кадры
«Нужна общегосударственная программа
“Профессия – библиотекарь”» – так назвал свое
выступление главный редактор
библиотечно-библиографической классификации
Э.Р.Сукиасян. Это и лозунг, и крик души, и
руководство к действию. Эдуард Рубенович говорил
о кадровом кризисе в библиотеках. Кто и почему
приходит сюда на работу? Какова подготовка этих
сотрудников? Что делать для поднятия престижа
профессии? Ответы на целый ряд вопросов вы можете
найти в недавно выпущенной книге Э.Р.Сукиасяна
«Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное
образование». Презентация издания состоялась
здесь же, на конференции. (Мы надеемся
заручиться согласием автора на публикацию в
нашей газете избранных статей из этой книги.
Следите за анонсом. – Ред.)
О подготовке специалистов
библиотечного и информационного профиля
говорили директор Библиотечно-информационного
института Московского государственного
университета культуры и искусств А.М.Мазурицкий,
профессор Кемеровской государственной академии
культуры и искусств Н.И.Гендина. Специалисты
Международного университета бизнеса и новых
технологий (г. Ярославль) делились опытом
организации дистанционного обучения. Цель
проекта – профессионально подготовить
библиотекарей к использованию в работе
компьютерных технологий.
Библиотеки
и информационная культура
В один из дней конференции состоялся
круглый стол на тему «Формирование
информационной культуры личности в условиях
библиотек и образовательных учреждений». Вела
его профессор Кемеровской государственной
академии культуры и искусств Н.И.Гендина –
замечательный педагог, глубокий ученый,
блестящий оратор. Наталья Ивановна представила
аудитории доклад о разработке и реализации
концепции формирования информационной культуры
личности, познакомила с исследованием по
сопоставлению понятий «информационной
грамотности» и «информационной культуры». Автор
покорила ярким изложением, сильной логикой
выступления, обоснованием понятий и определений.
Без конкретизации которых, как известно,
невозможно найти верные пути развития.
А еще были традиционные для
конференции секции, обычная-необычная рабочая
программа. На секции «Электронные библиотеки,
электронные коллекции и интернет-технологии»
говорили об оцифровке изданий, об особенностях
развития вебсайтов библиотек, о сочетании
традиционных и электронных носителей
информации, об авторском праве. На секции
«Автоматизированные и корпоративные
библиотечно-информационные системы и
технологии» шла речь о текущих задачах
Ассоциации региональных библиотечных
консорциумов (АРБИКОН), о принципах поиска в
корпоративных электронных каталогах, о
различных АИБС, об опыте перехода с одной АИБС на
другую, о ретроконверсии и многом другом.
В дни работы конференции была открыта
выставка, действовала постоянная школа-семинар
ИРБИС.
Итоги работы конференции подводились
в преддверии и непосредственном приближении
банкета. Потому и были они лаконичны. Я.Л.Шрайберг
подчеркнул, что за 8 лет проведения конференции у
нее сформировался свой круг участников, свое
тематическое поле, которого она и будет
придерживаться в дальнейшем. Организаторы
форума сказали, что планируют увеличить число
заказных лекций (доклады по определенной теме).
Кроме того, оргкомитет пригласил к более
активному участию в конференции и проведению
мастер-классов разработчиков систем
автоматизации библиотек. Практических занятий
должно быть больше. Исполнительный директор
Ассоциации региональных библиотечных
консорциумов (АРБИКОН) А.И.Племнек отметил
возросший уровень обсуждаемых тем, повышение
техники докладов и презентаций. Традиционные
отчеты остались в прошлом, сегодня вниманию
аудитории предлагаются четкие выступления,
с постановкой проблемы и объяснением путей ее
решения. А.И.Племнек обратил внимание
присутствующих на растущий уровень
профессионального взаимодействия и увеличение
числа межбиблиотечных проектов. Причем, если
раньше проекты финансировались грантодающими
организациями, то сегодня совместная работа
продолжается и без регулярного финансирования.
Такая общая работа стала естественной
потребностью, необходимым условием успеха всех и
каждого.
P.S. Дорогие читатели, позвольте небольшое
отступление. Когда пишу статью-отчет об
очередном форуме, всегда мучаюсь вопросом:
«Зачем, нужно ли про все это рассказывать? Только
раздражать людей, для которых приобретение в
библиотеку каждой книги – событие. А тут –
компьютеры, Интернет, дистанционное обучение.
Отрыв огромен – как до Луны. И будет ли
когда-нибудь он преодолен?» И с этими вопросами
пристаю к участникам конференций из самых разных
мест: Томска и Сыктывкара, Нарьян-Мара и
Ярославля, Архангельска и Тулы. К счастью, все они
говорят то, что я хочу услышать: «Конечно, надо».
И коллектив нашей-вашей газеты тоже полагает,
что говорить об этом надо. Ведь мы –
библиотекари, сколь разные, столь и единые в
своей работе. Всего 10 лет назад подавляющее
большинство из нас с трудом выговаривало слово
«компьютер». А сегодня мы уверенно обсуждаем все
ключевые темы профессионального развития.
|