Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 23 (59) · Вкладка в «БШ» № 24 (132)· 16–31 декабря 2004 года

Час тихого чтения

Александра Реброва

Ветрянка имени Донцовой

Что читают мои одноклассники

Александра Дмитриевна Реброва
ученица 11-го класса
г. Чехов-2, Московская обл.

В ответ на мой вопрос «что ты сейчас читаешь?» сосед по парте сделал удивленное лицо и криво усмехнулся:

– Ты что, Реброва? Какие еще книжки?..

И в самом деле – какие еще книжки? Выпускной класс, все мысли только об аттестате и предстоящих летом вступительных экзаменах в институт. Три четверти моих одноклассников по несколько раз в неделю ездят в Москву, на подготовительные курсы или на занятия к репетиторам. Одна дорога туда и обратно занимает часа четыре, а ведь сколько еще заданий надо выполнить – до чтения ли им?

Впрочем, полагала я, отсутствие свободного времени – не главное. Читать при желании можно где угодно – в той же электричке до Москвы, например. Я сомневалась – а читают ли мои одноклассники что-нибудь вообще? Кроме, разумеется, учебников и обязательной программы по литературе.

Основания для таких сомнений у меня были. В нашем классе всегда активно обсуждались новинки видео, последние альбомы звезд поп-музыки, новые компьютерные игры. А вот разговоры о прочитанных книгах возникали крайне редко. Вот почему сосед по парте, услышав мой вопрос, так удивленно вытаращил глаза.

У остальных одноклассников, кстати, первая реакция была почти такой же. Но, поняв, что мой вопрос – это не очередной прикол и не праздное любопытство, ребята стали отвечать серьезно. И тогда выяснилось вот что.

Примерно пятая часть класса не читает ничего. Это – без шуток, честно и откровенно. Причиной этому, как и ожидалось, чаще всего называлась нехватка времени. (Однако, замечу, что на футбол, телевизор, компьютер и дискотеки времени хватает всем и всегда!) Не удивило меня и то, что самый отъявленный в классе бездельник и разгильдяй совсем не читает книг, включая даже школьную программу. Удивительным было другое: в эту же категорию попал и тот, кого я привыкла считать человеком «продвинутым», если не сказать – интеллектуалом. Антон, один из самых серьезных учеников в классе (когда-то мне его даже ставили в пример родители), готовится поступать в Университет, – и вдруг такой конфуз!

Другое, что удивило уже приятно, – это то, что все без исключения девчонки что-либо читают. Недостаток времени им не помеха, они как-то умудряются выкроить часок-другой для книжки. Читают и в транспорте, и на переменке, и даже за едой (хоть, говорят, это и вредно). Лена, к примеру, совмещает чтение с приемом вечерней ванны.

И еще в одном вопросе мои подруги утерли нос мальчишкам. Когда Вадим и Артем признались, что читают Дарью Донцову, я сразу вспомнила, как в девятом классе все наши девчонки поголовно зачитывались ее книгами. Это было похоже на заразную болезнь – корь или ветрянку. Наши книжные полки пестрели яркими обложками детективных романов модного автора. Сюжеты Донцовой были постоянной темой для разговоров, мы все время обменивались зачитанными до дыр, разваливающимися на отдельные странички покетбуками. Многие из нас тогда проводили бессонные ночи, читая ее книжки с фонариком под одеялом.

Теперь среди наших девчонок новое поветрие. Увлекательные, но легкомысленные детективы Донцовой сменили философские притчи Пауло Коэльо. И пусть страсть к прозе Коэльо не такая повальная, как в девятом классе, но по меньшей мере треть моих одноклассниц предпочитает именно этого автора. Другая треть остановила свой выбор на всевозможной романтической литературе. Судя по тому, с какой скоростью Ира «проглатывает» романы про Анжелику, и с каким живым интересом Лиза зачитывается «Лолитой» Набокова, – любовная тема среди девушек нашего возраста более чем актуальна.

У мальчишек свои пристрастия. На первом месте, как и ожидалось, – приключения и фантастика. Причем фантастики явно больше. Поклонниками такого рода литературы оказалась едва ли не половина парней в нашем классе. Авторы ими назывались самые разные – от Герберта Уэллса из позапрошлого века до современного Сергея Лукьяненко с его ультрамодным «Ночным дозором». У моего одноклассника и соседа Никиты, например, дома целый шкаф занят под библиотеку фантастики, преимущественно зарубежной. Помимо этого сверхпопулярного жанра мальчишками упоминались все те же детективы, а так же боевики и триллеры.

Может сложиться впечатление, что кроме легкого и увлекательного «чтива» наших ребят больше ничего не интересует, но это не так. Ведь помимо тех книг, которые мне называли, все они читают классику, включенную в школьную программу по литературе. И многие делают это с удовольствием, не ограничивая свое знакомство с полюбившимися авторами одними лишь обязательными произведениями.

Надо заметить, что в увлечении легкой литературой мои одноклассники проявляют неплохой вкус. Если приключения – то Александр Дюма, если любовный роман – то Анна и Серж Голон, если фантастика – то Иван Ефремов. В заочном соревновании современных авторов с классиками жанра верх, пожалуй, одерживают последние. Радоваться этому факту или огорчаться – вопрос спорный. С одной стороны, приятно осознавать незыблемость позиций признанных авторитетов, с другой – огорчает, что произведения нынешних мастеров жанра явно не дотягивают до уровня лучших образцов.

Среди моих читающих одноклассников можно выделить еще одну группу. Это те ребята, которые беллетристике предпочитают специальную литературу, то есть книги, так или иначе связанные с выбранной ими будущей профессией. Инна, собирающаяся поступать в Иняз, сочетает приятное с полезным. Честертон, Моэм, Мэнсфилд – их произведения она читает на английском. Ей можно только позавидовать: и удовольствие от первоклассной прозы, и отличная практика в языке, как говорится, в одном флаконе. Катя интересуется конфуцианством,
а Алиса читает Плутарха. Уже по этому выбору книг можно судить о сфере их интересов.

В разговорах со своими сверстниками меня интересовал еще один вопрос. Если обсуждать прочитанное у нас в классе как-то не принято («ветрянка» имени Дарьи Донцовой – исключение), то каким же тогда образом формируются у моих одноклассников их литературные пристрастия? Советы родителей? Случайный выбор? Ну не по картинке же на обложке, в самом деле, выбирают они себе книгу? Оказалось, что в той или иной степени имеет место быть и первое, и второе, и даже третье. А еще довольно часто ребята открывают книгу после того, как увидят снятый по ней фильм. К примеру, просмотрев такие модные и успешные картины, как «Бойцовский клуб» или уже упомянутый «Ночной дозор», Ваня и Никита решили прочесть книги, ставшие основой для сценариев этих фильмов.

Говорят, раньше все было иначе. Люди шли в кинотеатры, чтобы, помимо прочего, посмотреть, насколько похож артист Тихонов на хорошо знакомого книжного князя Андрея, а артистка Самойлова – на Анну Каренину. Зрители невольно сопоставляли свои уже сложившиеся после прочтения книг представления о героях с их воплощением на экране, сравнивали плоды своей фантазии с фантазией актеров и режиссеров.

Теперь же все наоборот. Знакомясь с книгой, читатель держит в голове уже готовый образ киногероя, при этом его воображение ограничено рамками просмотренного фильма, и это, на мой взгляд, сильно обедняет впечатление от прочитанного. Нет, я абсолютно убеждена: какой бы талантливой и удачной ни была экранизация, книга все-таки должна быть прочитана раньше!

Выяснив во всех подробностях литературные предпочтения своего класса, я переключилась на параллельные. Всех поголовно, конечно, охватить не удалось, но результаты моего выборочного опроса оказались практически такими же, как и у нас. Единственным отличием, пожалуй, стала популярность среди «бэшек» Бориса Акунина (в нашем классе его почему-то не назвал никто). Теперь оставался самый последний пункт моих исследований – школьная библиотека.

В библиотеке было безлюдно. В ответ на мой вопрос библиотекарь Валентина Васильевна грустно улыбнулась. По ее словам, внешкольной литературой интересуются только ученики до пятого-шестого класса, старшеклассники же сюда почти не заходят. Я прошлась вдоль стеллажей, и причина такого прохладного отношения выпускных классов к школьной библиотеке сразу стала ясна. Книги здесь были сплошь старые, изданные еще во времена СССР. Да, Васьки Трубачевы, повести Анатолия Алексина и серия «пионеры-герои», возможно, и могли заинтересовать пятиклашек, но моих сверстников – вряд ли. Ни Коэльо, ни Лукьяненко, ни даже Донцовой в библиотеке не было. Да и откуда им было тут взяться, если последние поступления новых книг в художественный фонд были как минимум двадцать лет назад!

Попрощавшись с Валентиной Васильевной, я стала подниматься к кабинету химии. На лестнице я столкнулась с Мариной, знакомой девчонкой из девятого «В». Пристроив свой рюкзачок на подоконнике, она достала из него потрепанную книжку в яркой, броской обложке. Я уже открыла было рот, чтобы задать Марине свой привычный вопрос, но осеклась на полуслове. Никаких вопросов не потребовалось – книжка в руках у девятиклассницы была мне прекрасно знакома. Это был… ну, конечно же, детектив Дарьи Донцовой!

– Читала? – спросила меня Марина.

В ответ я покачала головой и улыбнулась. Этой болезнью я уже переболела.