Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 11 (20) · Вкладка в «БШ» № 24 (132) · 16–31 декабря 2004 года

 Картотека опыта

Елена Афанасьева

Записки классного руководителя*

______________

* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 18 – 2004

Путешествуем

Хочется рассказать о наших поездках и по стране, и за рубеж. Конечно, дальние путешествия – это в каникулы. А в течение учебного года – ежемесячные экскурсионные дни, поездки выходного дня.

Из наших поездок вспоминается и Переславль-Залесский, и Сергиев Посад, и Санкт-Петербург, и даже Чехия. К каждой из них мы основательно готовимся. Расскажу, например, о поездке в Сергиев Посад.

На уроках я выделяю немного времени для изучения географического положения города. Каждый ребенок получает ксерокопию карты Московской области, на которую нанесены районные центры, железные и автомобильные дороги. Мы определяем, в каком направлении от Москвы находится город, сколько километров до него, как можно добраться, через какие населенные пункты будем проезжать. Поверьте, для пятиклассников (да и не только для них) это не совсем простая задача! На дом ребята получают контурные карты Московской области, на которых необходимо отметить Москву, маршрут движения, пограничные с Московской области, определить примерное время в пути (дети начинают узнавать, какой марки автобус их повезет, какова его средняя скорость, учитывают предполагаемые погодные условия). Накануне поездки я прошу ребят ответить на ряд вопросов об истории города, разыскать или нарисовать его герб, объяснить все элементы герба. Ребята до поездки ищут необходимую информацию, а потом с повышенным вниманием слушают экскурсовода, задают вопросы, ответы на которые помогут им выполнить задание. А как они искали в сувенирных лавочках книги о городе! Через несколько дней после поездки дети сдают работы, а также описывают свои впечатления о поездке. Выполненные работы оцениваю и я, как географ, и преподаватели литературы и истории. У ребят есть реальная возможность получить три отличные оценки по трем предметам, а если работа оформлена авторскими рисунками, то и четвертую – по ИЗО.

Примерно по такой схеме мы готовим любую поездку. Во время многодневных путешествий я прошу детей об «оперативной обратной связи».

Например, во время поездки в конце учебного года в Санкт-Петербург, у нас была интересная и очень насыщенная программа. Я уже рассказывала о нашем первом дне в северной столице (см. «БШ» № 18–2004), а завершился он в Мариинском театре – оперой М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Дети как раз изучили эту поэму на уроках литературы, да еще вспомним 200-летний юбилей композитора. Второй день – Петергоф, третий – Эрмитаж, четвертый – церкви и соборы города, а также прогулка на теплоходе по рекам и каналам. Вот так! Тяжело для пятиклассников? Да! Но детям все (!) понравилось. Как же они выразили свое отношение к поездке?

И опять синквейны Полины Кудрявцевой:

«Руслан и Людмила»
Интересная и долгая
Слушать, сидеть, смотреть
Интересная опера
Опера.

Петергоф
Мокро, красиво и интересно
Интересоваться, смотреть, изучать
Монплезир – мое удовольствие
Красивый Монплезир.

Синквейны Анны Шпектор:

«Руслан и Людмила»
Интересно, красиво
Слушать, петь, танцевать
Спектакль был длинноват
Опера.

Петергоф
Красиво, мокро
Промокли, посмотрели
Фонтаны были красивые
Дворец.

Обзорная экскурсия
Интересно, разнообразно
Смотреть, слушать, кушать
Видели Петропавловскую крепость
Дома.

Пусть не всегда дети правильно выражают свои мысли, но это их мысли. И наш преподаватель литературы Мария Юрьевна Елисеева всегда найдет правильные слова, тактично поправит, если в этом есть необходимость.

Особо во время поездок стоит вопрос дисциплины. И мной и моим мужем Николаем Анатольевичем Максимовым, доцентом МАИ, одно время преподававшем в нашей школе информатику, разработан специальный документ под названием «Соглашение». Примерно за две недели до поездки я раздаю Проекты Соглашения участникам экскурсии. Дети могут что-то дополнить, за неделю до поездки они сдают документ мне. Соглашение составлено в довольно шутливой форме, но я обязательно провожу собрание родителей, где оговариваем проблемы в поездке, просчитываем варианты, как эти проблемы разрешить.

Проект

Данный проект СОГЛАШЕНИЯ возможно обсуждать с родителями, одноклассниками, знакомыми ребятами.

Ваши предложения по пунктам 3, 4 и 5 обязательны, по другим пунктам – желательны.

Проект СОГЛАШЕНИЯ подлежит сдаче ШКРАБам __ ___________ 200__ года.

Соглашение о правилах поведения детей и взрослых, волею судьбы объединенных в один замечательный коллектив

г. Москва “__” _______ 200__ г.

Мы, нижеподписавшиеся, учителя «Школы Сотрудничества» Елена Мстиславовна АФАНАСЬЕВА и __________________________________, с одной стороны, именуемые в дальнейшем ШКРАБы (школьные работники – читай классику!), и учащиеся ___ классов, именуемые в дальнейшем УЧЕНИКИ, с другой стороны, заключили СОГЛАШЕНИЕ о том, что в период с __________по __________ 200__ года действуют следующие правила:

1. Права УЧЕНИКОВ

1.1. Если в поезде УЧЕНИК не хочет спать – пусть не спит! Допускаются тихие интеллектуальные игры: шахматы, шашки и даже карты (но не на деньги!). Но, так как мы не закупили весь вагон, см. п. 2.4.

1.2. Если в поезде разыгрался аппетит, допускается прием пищи, но! см. п. 2.5.

1.3. УЧЕНИКИ имеют право обращаться друг к другу по имени.

1.4. УЧЕНИКИ имеют право получить непередаваемое словами удовольствие от поездки.

1.5. УЧЕНИКИ имеют право фотографировать, снимать на видеопленку ВСЕ происходящие события.

1.6. Утром, после того как УЧЕНИК будет разбужен ШКРАБами, он имеет право в течение 5 минут понежиться в кровати; вечером ложиться спать, когда скажет ШКРАБ.

2. Обязанности УЧЕНИКОВ

2.1. УЧЕНИК обязан забыть на указанные 5 дней (а желательно и на остальные дни школьной жизни) все клички и кликухи.

2.2. Зная предупреждение Минздрава РФ о том, что курение опасно для Вашей жизни, а также известное изречение о том, что капля никотина убивает лошадь, УЧЕНИКИ обязуются не прикасаться к никотиновой отраве.

2.3. УЧЕНИКИ обязуются даже не помышлять ни о каких спиртных напитках, за исключением кефира (всего 1,5 градуса).

2.4. В поезде УЧЕНИКИ помнят, что нашим классом не закуплен весь спальный вагон, и соблюдают право других пассажиров на полноценный ночной сон.

2.5. В поезде, если разыгрался аппетит, УЧЕНИКИ не чавкая, аккуратно принимают пищу; упаковку и иной мусор тщательно собирают в полиэтиленовый пакет и выбрасывают в специально отведенное в вагоне место. Кстати! Где бы ни был УЧЕНИК, если он не видит вокруг себя урны, он, УЧЕНИК, положит то, что необходимо выкинуть, себе в карман или сумку.

2.6. Где бы ни был УЧЕНИК – в поезде, на вокзале, в автобусе, в гостинице, в кафе, в ресторане, на пароходике, в музее, на экскурсии, на природе и т.д., Он не должен забывать правила хорошего тона, приятных для окружающих манер, УЧЕНИК обязан помнить, что он воспитывался в ПРИЛИЧНОЙ СЕМЬЕ и в ПРИЛИЧНОЙ ШКОЛЕ!

2.7. УЧЕНИК обязан говорить ВСЕМ: проводникам в поезде, экскурсоводу, администратору, горничной в гостинице, официанту в кафе, ресторане – ВСЕМ – СПАСИБО!

2.8. УЧЕНИКИ-ЮНОШИ! Не забывайте пропускать дам, в том числе УЧЕНИЦ-ДЕВУШЕК вперед, придерживать дверь, помогать выйти из транспорта!

2.9. УЧЕНИЦЫ-ДЕВУШКИ! Не забывайте говорить УЧЕНИКАМ-ЮНОШАМ СПАСИБО!

2.10. УЧЕНИКИ обязаны выполнять просьбы ШКРАБов, тем более, что они, УЧЕНИКИ, НИКОГДА не бывают замучены просьбами со стороны своих ШКРАБов. На экскурсию едет КОМАНДА, следовательно, никаких “я не хочу, я не буду”.

2.11. УЧЕНИКИ обязаны помнить, что ШКРАБы отвечают за них, УЧЕНИКОВ, не только перед самими собой, но и перед их родителями, и перед ЗАКОНОМ.

2.12. УЧЕНИКИ обязаны помнить, что ШКРАБы – тоже люди!

2.13. УЧЕНИКИ обязаны соблюдать правила дорожного движения и не перебегать улицы (в том числе Невский проспект) в неположенном месте.

3. Права ШКРАБов

3.1. ШКРАБы имеют право отдохнуть после нелегкого ежедневного труда.

3.2. ШКРАБы имеют право не получать инфаркт из-за несоблюдения УЧЕНИКАМИ п.п. 2.1–2.13.

4. Обязанности ШКРАБов

4.1. ШКРАБы обязаны привести из Санкт-Петербурга то же количество УЧЕНИКОВ, с которым они отправлялись в путешествие.

5. Совместные действия

5.1. Наслаждаться общением друг с другом, лучше узнавать друг друга.

5.2. Отдыхать после окончания трудового учебного года, любоваться красотами северного города. Обмениваться впечатлениями .

6. Порядок рассмотрения споров

6.1. Несмотря на проявленные элементы демократии при разработке настоящего СОГЛАШЕНИЯ, ШКРАБы почти всегда правы (см. п. 2.12).

7. Особые условия

7.1. Настоящее СОГЛАШЕНИЕ должно быть скреплено 3-ей подписью – подписью РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ.

Подписи
ШКРАБЫ

Подпись
УЧЕНИК

Подписи
РОДИТЕЛИ УЧЕНИКА

Продолжение «Записок…» читайте, пожалуйста,  в следующих выпусках «Без расписания»