Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 01 (22) · Вкладка в «БШ» № 01 (133) · 1–15 января 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Нелишнее знание

Веселые учебники

Русский язык от Татьяны Рик

Мы учились в советское время и, в общем, неплохо знаем русский язык. Но каких трудов это стоило нам и педагогам! Немного завидуем внукам: им можно учиться, почитывая увлекательный учебник.

Веселые учебники по русскому языку, которые написала и нарисовала педагог и писательница Татьяна Рик, знакомы многим учителям. В некоторых классах они есть у каждого ученика, и учителя активно пользуются на уроках занятными текстами-упражнениями или объяснением новых тем при помощи сказки. Сегодня мы попросили Татьяну Геннадьевну поподробнее рассказать о том, чем ее учебники отличаются от других и дать несколько методических рекомендаций – как ими пользоваться. (В качестве примеров мы будем использовать письма читателей.)

Татьяна Рик: На сегодняшний день вышли книжки «Здравствуйте, Имя Существительное!», «Доброе утро, Имя Прилагательное!», «Здравствуй, дядюшка Глагол!», «Привет, Причастие» и «Как живешь, Наречие?». Каждая из них содержит весь материал по морфологии существительного, прилагательного, глагола, причастия и наречия. Первое отличие этих книг от других в том, что излагая учебный материал, я опиралась не на абстрактное мышление (ведь оно у детей младшего школьного возраста еще не сформировалось), а на конкретное. Объясняя правила, я пользовалась приемом персонификации, то есть такие понятия как существительное, прилагательное и глагол появляются в виде персонажей: старенький волшебник Имя Существительное может превращаться в любой ПРЕДМЕТ, его дочка, художница Имя Прилагательное эти предметы раскрашивает, и они становятся КАКИМИ-нибудь особенными (так у предметов появляются ПРИЗНАКИ), муж художницы – очень деятельный дядюшка Глагол (он все время что-нибудь ДЕЛАЕТ), сыночек Прилагательного и Глагола – мальчик Причастие похож и на маму, и на папу – совмещает в себе грамматические признаки прилагательного и глагола и так далее.

Так для какого же возраста предназначены эти учебники?

Правила, изложенные в первых трех книгах, изучаются в школе с 1-го по 6-й класс (а причастие – в 7-м классе), наречия изучают и в младших классах, и в 7-м, то есть официально это учебники для учеников младшей и средней школы.

И для младшей, и для средней одновременно?

Дело в том, что мои учебники строятся по трем ступеням сложности. По сюжету (а во всех этих книжках есть сказочный сюжет) по стране Речь путешествуют трое ребят: первоклассник Женька Апельсинкин и его сестренки: третьеклассница Катюша и шестиклассница Юлька. В начале каждого из этих веселых учебников рассказывается о том, что нужно знать ровесникам Женьки, затем в главе «Катюша» даются новые сведения для учеников 3–5-х классов, а уж потом доходит очередь до самых взрослых – до шестиклассников (глава «Юлька»).

И как дети их читают?

Для ответа на этот вопрос я приведу письмо Ильи Лямушкина, третьеклассника из Москвы.

«Здравствуйте, Татьяна Рик! Мне очень понравились ваши книги. С Женей, Катей, Юлей, Дедушкой Существительным и его внучкой, а также с Феей Учительницей я уже знаком (пишу с большой буквы, потому что они – мои любимые герои). С Женей я повторил пройденный материал, а вот Катя помогла мне запомнить и разобраться в падежах и склонениях. Я еще в 3-м классе, поэтому с Юлей мне заниматься еще рано, но я все-таки кое-что узнал, например, что сокращенные слова тоже имеют род; прилагательные бывают качественные, притяжательные и относительные...»

Кстати, сказочный сюжет, связующий разные темы, позволяет читать эти учебники просто как сказку (это тоже существенно отличает эти учебники от других).

Наверное, эти учебники – большое подспорье родителям?

Конечно. Они помогут изучить с ребенком наиболее трудные темы, если ребенок чего-то в классе не понял или проболел, даже если сами родители уже подзабыли школьную программу.

Мы говорили про сказочный сюжет. Не мешает ли он главному – обучению?

Не только не мешает, а наоборот – помогает! Он служит лишь для связки отдельных тем между собой и для того, чтобы ребенок не потерял интереса к книге. Ведь все-таки это не сказка, а настоящий учебник, по которому уже работает множество учителей по всей России. Вот лишь небольшая часть их откликов.

«Хочу от души сказать Вам спасибо за проделанную работу, наконец-то нашелся человек, который с пониманием отнесся к проблемам усвоения правил по русскому языку школьниками».

«Книга мне очень понравилась, она помогает мне в работе, особенно в индивидуальном обучении отстающих детей. Забавные герои, красочные рисунки заинтересовывают детей, привлекают их внимание. Правила легко усваиваются детьми с помощью стихотворений. Детям надоели скучные строгие учебники. Они хотят учиться весело, интересно, легко».

«Я работаю в школе и часто при подготовке к урокам по теме “Имя прилагательное” обращаюсь к вашей книге: зачитываю сказки, истории, стишки, предлагаю выполнить задания или поиграть, переношу ваши рисунки на ватман. Моим пятиклассникам такие уроки очень нравились, уроков с вашей книгой они ждали».

«Книга помогла мне уроки сделать радостными, заинтересовать ребят предметом».

В чем же, по-вашему, притягательность этих книг?

Во-первых и в-самых-главных, это учебники НЕСКУЧНЫЕ. Взрослые часто забывают, что ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, что он живет в другом мире, мире волшебства и сказки. Что он познает мир при помощи игры. И это удивительное средство познания школа безжалостно отнимает у ребенка и взамен дает другое – тупую зубрежку. Веселые учебники возвращают ребенку игру, сказку, раскрепощают фантазию.
А школа из мира чужого, враждебного, превращается в мир родной и понятный.

Особенно важно для меня, что когда ребята читают эти учебники, им самим хочется творить: рисовать и выдумывать.

Книжки дают ребенку возможность учиться с радостью.

Татьяна, расскажите, чем конкретно ваши учебники могут помочь учителям?

Учебники насыщены сказочными грамматическими текстами-упражнениями, игровыми заданиями, дающими ребенку дополнительную мотивацию для выполнения данного упражнения: помочь изловить злодея, «пройти» через Кощеево царство, утешить плачущую драконочку, помочь перевести на камнеедский язык письмо, посланное влюбленным землеедом.

Стихотворные тексты, содержащие примеры на определенное правило, легко запоминаются. И это – подспорье учителю.

Иллюстрации к книжкам я тоже делаю сама, поэтому в учебниках немало ярких зрительных образов, тоже вплотную увязанных с изучаемой темой. Дети с удовольствием перерисовывают эти картинки, о чем свидетельствуют письма и присланные мне детские рисунки.

Кроме того, я как учитель-практик знаю, какие темы ребята усваивают легче, какие – труднее, и стараюсь в своих упражнениях и объяснениях новых тем это учесть: несколько раз повторить (под разным «соусом», конечно) то, что необходимо запомнить, стараюсь предупредить наиболее типичные ошибки, придумать какой-нибудь смешной запоминающийся пример или сказочный ход, который поможет усвоить это правило.

Вы говорили про игровые задания. Вы предлагаете играть на уроках?

Да, я рекомендую использовать эти игры на уроке. Вы увидите, как загорятся глаза у ребят, как интересно будет вам учить, а им – учиться, а главное – новая тема запомнится лучше. Во-первых, потому, что для детей игра – органичный способ познания мира, ребята в данной ситуации – не просто пассивные слушатели, они активно и самостоятельно (под вашим руководством) добывают знания. Во-вторых, новые сведения будут закреплены приятными ассоциативными связями, что очень важно для прочного запоминания и желания учиться дальше.

Давайте приведем примеры игр из ваших учебников.

Вот пример из книжки «Доброе утро, Имя Прилагательное!». Вы играете в Фею и Колдунью: Фея говорит, КАКИМИ она хотела бы видеть детей вокруг: добрыми, красивыми, умными и т. д., а Колдунья хотела бы, чтобы дети были жадными, хитрыми, завистливыми и т. д. – кто больше назовет прилагательных.

Есть здесь игра, где на слух надо отличить глаголы от существительных: зашивал, поливал, самосвал, угодил, повредил, крокодил, зажег, обжег, дружок и т. д. (книжка «Здравствуй, дядюшка Глагол!»).

А это подвижная игра, она пригодится вам на перемене или на продленке: это известная всем с детства игра с мячом «Съедобное-несъедобное», только называться она будет «Одушевленное-неодушевленное» (книжка «Здравствуйте, Имя Существительное!»).

Очень много в учебниках сказочных и смешных текстов с игровым заданием. Например, таким: на кондитерскую фабрику пробрался новый, чрезвычайно опасный вирус, от которого конфеты сходят с ума. Важно, чтобы дети не поели бешеных конфет. Для этого надо в нашей истории «выловить» все глаголы, ведь они очень опасные, заразные, «сумасшедшие», наконец!

Ужасы на кондитерской фабрике.

«По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тетя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тетя Рая забилась под коробки с шоколадками. Карамельки “Клубника со сливками” плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тетю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты “Осенний вальс” вместо вальса отплясывали ламбаду, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали. Но примчался дядюшка Глагол и прекратил это безобразие».

Текстов такого типа во всех учебниках очень много. Какие приемы работы с ними вы можете предложить учителю?

Конечно, хорошо, если книжки есть у всех учеников в классе. Тогда можно давать по ним задания на дом и работать на уроке. Можно подчеркивать глаголы (или другие части речи) прямо в книжке, можно их выписывать, можно переписывать весь текст или какие-то его фрагменты (особенно если текст достаточно большой) и подчеркивать нужные слова уже в тетради. Если учебник есть только у учителя, можно диктовать текст; можно предложить детям выборочный диктант: записывать только нужные слова; можно еще упростить это задание: когда вы слышите глагол, ставьте в тетради плюсик – а потом считайте, сколько всего в тексте глаголов.

Татьяна, расскажите о своих рисунках. Может ли учитель использовать их в качестве наглядных пособий?

Большая часть иллюстраций выполняет функцию наглядного пособия: картинки с элементами таблиц или алгоритмов для запоминания, немало картинок с многочисленными подписями-словами по данной теме (например, существительными в определенном падеже, глаголами в нужной форме и т.д.).

Когда я еще работала над первой книгой, моя подруга, преподававшая тогда в первом классе, увидев рисунки, сказала: «Так ведь дети на уроке будут только картинки разглядывать». Я ответила: «И прекрасно –
с помощью этих картинок они и новые темы запомнят, сами того не заметив».

Рисунки, которые я предлагаю на страницах учебников, легко перерисовать на ватман или на доску. Многие учителя так и делают или привлекают к этому родителей. Конечно, хорошо бы выпустить плакаты с таблицами и с изображением существительного, прилагательного и др., учителя просят об этом.

Было бы хорошо, если б еще и печаталось наглядное пособие по Вашим книгам. Мы с учителями сами рисуем наглядность по Вашим предложениям (из книг), в игровой форме дети запоминают быстрее.

К сожалению, пока мне не удалось договориться с издательством, но, будем надеяться, плакаты со временем тоже удастся напечатать. А пока если вы хоть немножечко рисуете, попробуйте нарисовать нужную картинку на доске во время урока. Совсем не обязательно создать шедевр. Важно создать творческое настроение у детей. Когда образ появляется у них на глазах, они превращаются в сотворцов, они вовлечены в процесс рождения новой темы. Ведь Существительное прямо при них превращается в мяч, в цветок или в дом (все эти предметы совсем не трудно изобразить) – вот ведь настоящее чудо!

Татьяна, вы не боитесь, что семиклассники, которым адресована книга «Привет, Причастие», уже слишком взрослые для вашего метода?

Нет, не боюсь, потому что я не один год проработала в седьмых классах и на практике знаю, как ребята любят такие уроки. И, конечно, я учитываю их возрастные особенности. Если ученики начальных классов больше любят сказки про гномов, волшебниц и забавных зверюшек, то семиклассников в моей новой книжке ждут погони, похищения, встречи с Неуловимым Джо, индейцами, рыцарями, шпионами и даже с межгалактической полицией. Кстати, в новой книжке «Как живешь, Наречие?» тоже немало тем, изучаемых в 7-м классе. Я думаю, эта книжка тоже поможет семиклассникам и учителям-словесникам.

Мне кажется, что ваши книги привлекают к себе еще и добрым юмором, который присутствует буквально на каждой странице.

Юмор очень помогает на уроке, он создает спокойную, радостную атмосферу, снимает нервное напряжение и с учителя, и с ребят. Когда обучение сопровождается положительными эмоциями, оно, несомненно, намного эффективнее. Если дети любят учителя и его уроки, они с радостью работают в классе, охотно делают домашние задания, сами стараются придумать что-то новое, интересное – идет развитие личности.

Когда я работала над своими учебниками, я в первую очередь думала о том, как расшевелить творческую фантазию и учителя, и ученика. Я стремилась доказать, что урок русского языка, который так часто был скучной неизбежностью, может стать интересным и радостным событием. Мне хочется, чтобы ребенок не просто тупо зазубривал, а потом повторял то, что мы, учителя, ему «вдалбливаем», я хочу, чтобы он мыслил, творил, не пассивно, а активно воспринимал новую информацию, пропускал ее через себя. Я надеюсь, что мои книжки помогут ребятам в этом!

Учебники Татьяны Рик рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

Беседовала Анна Полканова