Новые знакомые
Юлия Говорова
«Нет, я не Байрон, я другой...»
Первое произведение Юлии Говоровой,
написанное на моем семинаре в Институте
Современных Искусств, я запомнила сразу и
навсегда. Не было сомнений: в литературу пришло
дарование, подающие большие надежды.
Все, о чем идет речь, она как бы держит в своих
ладонях.
А каждое слово взвешивает, примеривает, будто
сочиняет не прозу, а стихи. Отсюда и ритм
появляется, и мелодия.
Много лет она пишет свою книгу рассказов. Я
убеждена, что книга готова. А человек, поглядев на
Землю и на других людей глазами этого одаренного
писателя, сам станет талантливее и добрее.
Марина Москвина
Где-то классе в пятом-шестом меня
захлестнула одна сумасшедшая страсть: я была
абсолютно серьезно и фатально убеждена, что я –
Лермонтов.
Вдруг меня пробрало совсем нешуточное
разочарование в жизни. Черная, непонятно откуда
навалившаяся на плечи усталость. Безмерное,
бездонное одиночество.
«И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка…»
– сомнений в этом вопросе у меня не было.
Товарищи? Друзья? Одноклассники? Что
вы?! «Все мы находимся в бездействии, – писала я в
своем дневнике. – Все умираем так же незаметно,
как и рождаемся»
Кремнистый путь пророка не сулил
ничего хорошего. Я чувствовала свою избранность,
и она отталкивала людей. Стычки и размолвки с
противниками были жестоки.
«Вчера сдавали в школе два километра
на время, – отмечала я в дневнике. – Светка опять
впереди. Я отстаю на доли секунды. У нее – 9.35, у
меня – 9.38. Очень жаль. Но борьба не окончена»
Я была уверена, что умру, и разрешала
себе пожить – максимум – лет до шестнадцати. За
это время мне, во что бы то ни стало, надо было
разгадать тайну своего рокового предназначения.
Неудача Печорина – «пробегаю в памяти
все прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я
жил? для какой цели я родился?» – не давала покоя.
Этот жуткий просчет, ничем не
оправданное несовпадение – «и верно, было мне
назначение высокое, потому что чувствую в душе
моей силы необъятные», – не должны были
повториться.
Я готовила разные варианты: и узорный
булатный кинжал, и бегство в горы, как Мцыри, и
женитьбу на прекрасной черкешенке.
Все мои дневники были исписаны
черновиками, куда я последовательно, в строгом
порядке, держа в уме, как бы на это посмотрел
Лермонтов, заносила перечни необходимых на
жизненной дороге вещей: «Что нужно гусару? Совсем
нечего: гусару гитару, а в зубы сигару, а в руки
карты и деньги в карман. Бутылку шампанского,
саблю в ножны, коня вороного и друга боевого.
Всего нечего нужно гусару. А еще ему надо
красивую даму»
В предисловии к «Герою нашего времени»
я вычитала, что глаза Лермонтова, по словам
современников, имели магнетическое влияние. Не
каждый мог выдержать его взгляд: «В нем было
что-то не совсем человеческое, чудесное и
ужасное, что надо скрывать от людей, потому что
люди этого никогда не прощают».
«Чудесное и ужасное», «скрывать от
людей», – все это тут же стало моим убийственным
козырем, который я на грани полного провала и
краха с демонической усмешкой бросала на стол.
«Душа в моей жизни отсутствует, –
признавалась я на страницах школьных тетрадей. –
Порой я живу ну, прям, как без сердца. Вчера опять
поссорилась с Груздевым, он меня доведет»
К слову, на выпускной фотографии
нашего пятого класса у моего соседа по парте
Вовки Груздева аккуратно ножницами срезана
голова.
У меня были причины отчаяться. Еще до
моего рождения врачи говорили маме: «У вас будет
мальчик, это слышно по сердцебиению». И вдруг
появляюсь я – ладно бы Миша или Антон! – а то
всего-навсего Юля.
– Почему моя девочка – Лермонтов? –
удивляется мама. И как мне ей объяснить, что я
просто слушаю свое сердце.
Я латала и конопатила Лермонтовым все
трещины и пробоины, полученные в шквальных
перекрестных боях. Я прощала ему свое
одиночество, растерянность, брошенность, измену
в любви – мне-то как раз, в отличие от него,
страшно нравилась княжна Мери! – но цель жизни,
как я ее не искала, не обнаруживалась.
И страница четыреста тридцать вторая
из сборника сочинений поэта все чаще вставала
передо мной: «Я завтра умру! И не останется на
земле ни одного существа, которое бы поняло меня
совершенно. Одни скажут: он был добрый малый,
другие – мерзавец. И то и другое будет ложно.
После этого стоит ли труда жить? А все живешь – из
любопытства, ожидаешь чего-то нового… Смешно и
досадно!»
В шестнадцать лет я увлекалась
«Двенадцатью стульями». |