Мастер-класс
Валентина Ситникова
Маргиналии в библиотечной книге
Прочтение русской классической литературы
старшеклассниками
Библиотечная книга, которой пользуется
массовый читатель, содержит большое количество
читательских помет. Библиотечные маргиналии –
один из доступнейших источников в изучении
истории книги и читателя.
|
Валентина Игоревна
Ситникова
библиограф Коми Республиканской юношеской
библиотеки
г. Сыктывкар |
Предмет нашего исследования –
маргиналии на полях произведений русской
классической литературы XIX в., которую учащиеся
проходят по школьной программе. Материал
предоставлен фондом Коми республиканской
юношеской библиотеки, комплектование которого
происходило с 1980 по 2002 годы. А также школами г.
Сыктывкара – № 43 (комплектование – с 1993 года), №
36 (комплектование – с 1970 года). Всего просмотрено
800 документов.
Библиотечная книга, которой
пользуется массовый читатель, содержит большое
количество читательских помет. Библиотечные
маргиналии – один из доступнейших источников в
изучении истории книги и читателя. Как известно,
библиотечная книга со временем подлежит
списанию, немногим экземплярам уготовано
многолетнее хранение. Вместе со списанными
книгами утрачиваются безвозвратно целые миры
читательской массовой культуры поколений. Каким
был массовый читатель, оставлявший пометы на
полях книг в 60-е годы, 70-е? И чем он отличается от
сегодняшнего читателя? Сравнение читательских
культур разных поколений по пометам – это,
возможно, одна из интереснейших тем для
исследования. Актуальность нашего исследования
мы видим в привлечении интереса к исследованиям
подобного рода.
У термина «маргиналии» (позднелат.
marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край) в
книговедении существует несколько значений.
Во-первых, это «заметки на полях древних книг или
рукописей, юридических актов, толкующие
непонятное слово или место», во-вторых, в
современном книжном оформлении под маргиналиями
понимается «текстовая рубрикация, вынесенная за
формат полосы “фонариком”». И в-третьих,
маргиналии – это «пометки на полях страницы,
сделанные читателями» 1.
Существует специальная область знаний,
занимающаяся исследованием заметок на полях, так
называемая «маргиналистика» .
Предполагаемые цели нашего
исследования – раскрыть образ
читателя-старшеклассника по пометам на полях
книг, составить представление о роли книги в
жизни молодого читателя 90 – 2000-х гг.
Свои читательские впечатления
старшеклассник оставляет на книге в виде
подчеркиваний, записей, исправлений текста,
символов, а также рисунков,
дорисовываний-исправлений книжных иллюстраций.
Мы не стремились к полной фиксации
всех читательских помет, а только тех, которые
несут на себе определенную смысловую нагрузку и
которые подлежат, на наш взгляд, систематизации.
По отношению к содержанию
произведений, которые читает старшеклассник,
маргиналии делятся на две группы. Пометки первой
группы можно прямо соотнести с текстом,
вызвавшим читательское творчество. В
маргиналиях второй группы эта связь с текстом
утрачивается.
Образ молодого читателя, оставляющего
пометы второй группы на полях книг, имеет явные
аналогии с образом того подростка, чье
«творчество» мы можем наблюдать на стенах
зданий, лестничных площадках, в лифтах, на
школьных партах.
Исследованием одного из жанров
письменного школьного фольклора, в том числе и
настенных надписей, или граффити, занимался
ученый-фольклорист М.Л.Лурье.
В соответствии с тем материалом,
который предоставляет библиотечная книга,
классификация Лурье будет выглядеть следующим
образом. Среди маргиналий, «манифестирующих
самоопределение человека через его
предпочтения», мы находим музыкальные маргиналии-
«манифесты». На страницах книг неоднократно
замечена надпись «NIRVANA», «HIP-HOP», или в таком
варианте – «HIP-HOP, только RAP, только RAP».
Иногда музыкальные маргиналии могут
быть представлены в традиции письменного
фольклора, а именно в жанре альбомных «секретов».
Так, в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» содержится
такая «шифровка»:
Глава 2. Подпишись, если слушаешь
Кобзона
Переверни на с. 38,
С. 38 – Подпишись, если слушаешь RAP.
Переверни на с. 40,
С. 40. Подпишись, если слушаешь ROK.
Переверни на с. 63.
С. 63 Подпишись, если слушаешь попсу.
С. 73. Подпишись, если слушаешь металл.
Раритетом среди музыкальных
предпочтений подростков выглядит цитирование на
полях томика
М.Ю.Лермонтова песни В.Высоцкого «Зятю
антилопьему зачем такого сына?/ Все равно, что в
лоб ему, что по лбу все едино….» Текст песни
приведен полностью рядом со стихотворением
Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю, / Не
для меня красы твоей блистанье». На страницах
Некрасова затерялась строчка: «Миллион алых роз
из окна видишь ты…»
Политические. «Спиридонов –
наш человек!» (Спиридонов – бывший глава
Республики Коми – авт.). Роман «Война и мир»
Л.Н.Толстого напомнил юному читателю о войне в
Чечне, на форзаце одного из томов романа
встречается такая «патриотическая» композиция:
«Россия. (далее следует изображение горы. Под ним
тысяча русских солдат, погибших в Чечне). Смерть
бандитам! Ура!».
К политическим маргиналиям-манифестам
мы можем отнести манифестирующую симпатию к
современному молодежному движению скинхедов
(«skin heads-Russia»; далее – символика).
Привычное для сегодняшнего дня слово
«терроризм» оживляют, казалось бы, уже
подзабытые образы. Так, к цитате В.И.Ленина на
форзаце книги Л.Н.Толстого, добавлена
характеристика: «террорист. Государственный
преступник».
Любопытно, что просмотренный нами фонд
не содержит спортивных маргиналий-манифестов.
Возможно, это обусловлено отсутствием
спортивной маргинальной культуры на периферии.
Однако мы можем дополнить
классификацию Лурье следующими находками. Книга
нам может рассказать о социокультурных предпочтениях
подростка. Книга фиксирует факты вхождения в
нашу жизнь компьютерной культуры, культуры
Интернет. В дискуссионные проблемы отцов и детей
подросток вносит частицу своего быта: «Pentium-166»,
«Motorola micro Tac 15000». На страницах «Грозы»
Островского найдена остроумная помета:
«www.anekdot.ru». А это только предстоит расшифровать
потомкам – «Beckham», «keenwood. Cool», «PEPSI», «Anchen Klein».
Среди маргиналий, оформляющих
индивидуальное самовыражение подростка, мы
можем выделить маргиналии, во-первых, любовной
тематики:
«Любить хочу!!!
Я тоже
Много хочешь, мало получишь».
«Клочков Иван + Света С. = Love»
С модой на американизмы в письменную
речь подростков входят такие варианты любовной
темы: «everybody need somebody love» («Повести»
А.И.Куприна)
Во-вторых, маргиналии школьной
тематики:
«Все надоело!»
«Господи! Как скучно на уроках!»
Иноязычный пример темы – «I am in the jungle».
А этот пример маргиналии может
соперничать по величине с книжной печатной
страницей:
«Меня зовут… Меня никогда не
зовут, я сама прихожу! Многие меня знают в школе №
43. А вы знаете как расшифровывается школа
Ш – шальная
К – компания
О – отчаянно
Л – лютых
А – анархистов
Я очень люблю слушать SCOOTER и PRODIGI, и
еще больше всего я люблю Сашу Шехоткина из своего
класса. Сначала я полюбила его, потом его музыку,
ну а после все его выходки. Так что девчонки
делайте также как я и вы не потеряете своего
любимого.
(Далее рецепт)
1) Полюбить парня,
2) Полюбить его музыку,
3) Все его выходки.
А если он паймальчик, а ты как бабка
базарная и у тебя мат на мате советую
перевоспитываться! Дерзайте! Может у вас
получится!?» – такие рекомендации даны на
страницах Н.В.Гоголя.
Есть место в книге и метатекстуальным
маргиналиям.
В частности, о пишущих на полях книг:
«Читатели! Не пишите на книге.
Педсовет школы № 11 и администрация».
«Моя книга, не лапать. Ясно?»
Знакомство с книгой происходит у
подростков и в виде маргиналий-автографов.
Мир взрослых совсем не прост, поэтому знакомство
с ним сопровождается определенной степенью
дерзости. Например, такой:
«Здесь был Сергей Степанов. 12
“а” класс» («Записки охотника» И.С.Тургенева),
«Серый. 9а. 2.05.96» («Горе от ума»
А.С.Грибоедов)
В отдельную группу хотелось бы
выделить маргиналии девушек-подростков, которые
оставляют на страницах книг свои телефоны.
Мы можем предположить, что
возникновение подобных маргиналий-знакомств
обусловлено такими новыми формами общения
молодежи, как «переписка» на страницах газет и
журналов (так называемая «переписка ВДВ»).
Возможно, эти явления развивались параллельно.
Иногда маргиналии-знакомства
соединяются с маргиналиями-записками:
«Рома! Ты мне нужен.
Незнакомец в кор. кожанке. I love you».
Отдельную группу составляют маргиналии-исправления.
Название «Олеся» Куприна исправлено
в «еловый лес» ( «О», «Я» зачеркнуты, дописано
слово «еловый»). «Родина» Некрасова в «Уродину».
Другие исправления: Грибоедов –
добавлено «Грибы любил», «Тамань» – исправлено в
«Маню», «Максим Максимыч» – добавлено «Максим
Максимыч Исаев», «Н.В.Гоголь» – исправлено
«Гогольф».
Существует ряд помет-исправлений, в
которых наблюдается желание подростка
приблизить к своему миру изучаемый на уроке
текст. Так, заглавие «Евгений Онегин» исправлено
на «Женя Онегин» (вариант – «Женька Онегин»), к
дате публикации «Школьника» Некрасова добавлена
цифра нашего времени – 1856–2003. Название романа
«Отцы и дети» породило такую галерею названий:
«Отцы и дети. Отцы и дети. Отцы и мы. Мы и дети».
Своеобразный принцип дружественности подростка
распространяется на тот мир, который
устанавливает возрастные границы. И возможно
именно к этому миру обращены слова одной из
помет: «Хотите больше знать о нас? Так не
стесняйтесь и пишите! Мы будем рады рассказать
вам о привычках наших и обидах!»
В качестве маргиналий второй группы, в
редких случаях могут выступать произведения
других жанров письменного школьного фольклора.
На наш взгляд, к более ранней
читательской культуре относятся так называемые
подарочные пожелания, нашедшие свое место на
форзаце книг. Внизу пожеланий проставлены даты,
которые и свидетельствуют о времени их
написания. Например:
Сколько в мире океанов
Сколько в них песку
Столько счастья я желаю
На твоем веку.
Ире от Лены в день ее рождения (75г.).
Таким образом, исследование
маргиналий второй группы показывает, что
знакомство подростка с книгой происходит иначе,
чем у взрослого. Как и стена, лестничная площадка,
пространство книги становится местом для
индивидуального самовыражения, самоопределения
молодого человека.
Очень важно, что книга для школьника в
подростковом возрасте играет роль своеобразного
посредника-проводника в общении. Подросток пишет
на полях книги, зная или надеясь, что запись будет
прочитана. Эта традиция диалога между
школьниками в отдельных случаях имеет
преемственный характер:
Саша – 72,
Вася – 95,
Лена – 96,
Руслан – 2001.
С образом читателя-хулигана (или
хулиганки), читателя-циника, дискредитирующего
такую ценность, как книга, вступает в
противоречие образ внимательного читателя,
который пытается вступить в диалог с
понравившимся героем, интересной книгой,
подискутировать на полях книги о том, что,
возможно, не будет произнесено на уроке вслух.
Пометы, которые оставляет такой
читатель, в отдельных случаях фиксируют опыт
освоения школьниками учебной терминологии. На
полях книг в многочисленном количестве
содержатся такие термины, как «характеристика»,
«описание», «образ», «пейзаж», «лирическое
отступление».
Работой над текстом, безусловно,
следует признать «деловые маргиналии», которые
могут помочь школьнику в написании сочинения,
или другой творческой работы. Вот некоторые из
таких примеров.
Описание – характеристика Лужина,
одного из персонажей романа Достоевского
«Преступление и наказание»:
«Л. – это человек, не имеющий
лица. Он состоит из портного и парикмахера».
Там же о Раскольникове:
«Герой рассуждает, кто он “тварь
дрожащая” или “право имеющий”, и прав ли он в
совершении убийства. Путем долгих и сложных
размышлений герой приходит к заключению: “он
убить-то убил, но преступить не преступил, на этой
стороне остался”».
Там же о Мармеладове:
«Безысходное горе “маленького
человека”».
На страницах «Евгения Онегина»
встречаются такие маргиналии:
«Пушкин передает не раз душевное
состояние героини через природу».
«Пушкин тайно любит Татьяну».
«Лучше всего Онегин знал науку о
соблазнении жизни».
«Дмитрий Ларин – отец Ольги и
Татьяны. Их отчество Дмитриевны.
Татьяне 14 лет, Ольге примерно 12.».
«Учитесь властвовать собой –
крылатая фраза».
Роман Тургенева «Отцы и дети» содержит
такие пометы-пояснения:
«У Базарова есть принцип – отрицать
все!»
«Базаровщина – болезнь».
«Конфликт, который можно и нужно
сгладить, но нельзя снять. Есть любовь – нет
взаимопонимания».
Роман Чернышевского «Что делать?», о
Рахметове:
«Рахметов не тратит время просто
так, он всегда почему-то занят».
Пометы на страницах лирики
Н.Некрасова:
«Ему не являлась муза радости, а
являлась муза с страданиями, гневом, скорби».
«Поэт в сомнении – это есть сам
Некрасов».
Иногда ученические маргиналии носят
не описательный характер, а оценочный,
критический. В таком случае пометы эмоционально
насыщены и содержат оценку, в большинстве
случаев – отрицательную. Такого рода маргиналии,
основанные на отрицании ради отрицания,
свидетельствуют о стремлении подростка
дискредитировать канонизированный взрослой
культурой мир.
«Гроза – тупое произведение.
Советую не читать!
Правильно!»
«Лев Николаевич Толстой. I и II том
Совершенно не интересно!
Болконский
Наташка Ростова
Наполеон – Кутузов
Капитан Тушин»
Там же. О «Войне и мире».
«Лучше бы это дело не читать!
Пустое! Мыло
ОкКей».
Салтыков-Щедрин. «Очерки и сатиры
разных лет».
«Не читайте, дети, эту книгу!»
О романе Чернышевского «Что делать?»:
«Книга , достойная лучшего…
Экземпляр редкой породы».
«Гроза» А.Островского получает такую
лаконичную оценку:
«www.anekdot.ru».
О романе «Война и мир» – «бред
старика».
К первому тому «Мертвых душ» Н.В.Гоголя
добавлена ссылка: «для придурков».
К финалу поэмы «На этом рукопись
обрывается» добавлен риторический вопрос: «Незакончено.
Ну и что, что незакончено?»
Случайно попалась нам такая
снисходительная критика по отношению к «Мертвым
душам» Н.Гоголя:
«Книга очень хорошая. Прочитаете
с интересом. Больше думайте о героях: их характер,
черты, отношение к людям, а то не напишите
сочинения».
Оценка героев ведется в том же
отрицательном ключе:
«Катерина не земная! Варвара
лучше»
О Ларисе Огудаловой: «Она что хочет,
то и делает!»
А бывает и так: «Софья- шлюха».
Остап из «Тараса Бульбы»: «Остап был
товарищем хорошим верен своему слову крепкий 22
года»
Иногда, литературные образы
используются для создания подобного рода формул:
«Я бирюк!»
Среди критических маргиналий, мы можем
выделить пометы, в которых объект критики вполне
выделяем из текста.
Так, в произведении «Герой нашего
времени» критике подвергается сюжетная линия –
взаимоотношения героя с одной из его
возлюбленных, вероятнее всего, Беллой.
«Печорин….может
быть, ………
……. он был влюблен
в……, хотя она
………, но он…….. .
Все».
В романе «Евгений Онегин» любовная
тема также в центре критики: «Любовь – река, в
которой купаются два дурака».
К портрету-характеристике 19-летнего
графа Нехлюдова из повести Толстого «Утро
помещика» добавлен такой дискуссионный
комментарий: «Первый пушок сейчас появляется
не в 19, а в 14 лет».
Таких помет не много, но в них
отчетливо обозначен вектор читательского
интереса – современного молодого читателя
интересует в изучаемых произведениях любовная
тематика, образы героев.
Итак, образ читателя, оставляющего
маргиналии первой группы, характеризует, как мы
видим, во-первых, «деловой интерес» к литературе.
Деловые маргиналии оставляет тот читатель,
который, скорее всего, знает, что ему придется
писать сочинение по пройденному произведению.
Во-вторых, принцип романтического
противостояния «взрослому» миру, который
предлагает ученику необходимость урока и чтения
«не интересных» для него книг. Романтика
подростка основана на отрицании, в большинстве
случаев, не мотивированном.
В данной работе мы хотели немного
приблизиться к пониманию того значения, какое
место занимает книга в жизни современного
подростка. Мы выяснили, что книга, как продукт
«взрослой» культуры, принимает различные формы
взаимодействия с молодым читателем.
Прежде всего, как пространство для
индивидуального самовыражения, самоутверждения
подростка. Об этой роли книги в жизни подростка
свидетельствуют такие пометы, как
«маргиналии-манифесты», «маргиналии-автографы»,
«маргиналии-записки» и др. Наличие среди
маргиналий второй группы таких помет,
происхождением которых мы обязаны школьному
письменному фольклору (маргиналии-«секреты»,
маргиналии-пожелания, пародийные маргиналии,
маргиналии-«знакомства»), показывает, что книга
является проводником в диалоге между юными
читателями.
В-третьих, книга для подростка – один из
важнейших путей знакомства с «взрослым» миром,
требующего от подростка своеобразного
«взросления». Маргиналии показывают, что
подросток учится говорить на языке книг,
употребляя лексику школьного урока, затевает
диалог с печатным словом. Часто подросток играет
роль строгого критика. Однако роль книжного
критика, в которой выступает подросток, со своей
стороны, оказывает огромную роль на формирование
его личности.
_____________
1 Книговедение:
энциклопедический словарь. – М. : Сов.
энциклопедия, 1982. – С. 333. |