Конкурс
Людмила Сухова, Татьяна Рудишина
Библиотека – в книге
В первом номере 2004 года мы объявили
конкурс, условия которого начинались так «Назовите
литературные произведения, в которых библиотеки
и чтение играют важную роль в развитии сюжета,
в характеристиках героев, либо библиотека
является местом действия. Важно не просто
назвать произведения, но и указать
соответствующие главы, страницы по
определенному изданию и пояснить, какова роль
чтения, или библиотека в этом произведении…»
Из ваших писем и разговоров при
встречах мы знаем, что конкурс не только
понравился, но многие из вас в своих библиотеках
и школах проводят целые исследования и проекты,
но… о том, что получилось мы знаем только
понаслышке.
«Времени не хватает написать», – самый
весомый аргумент.
Верим. И у нас в сутках по-прежнему 24
часа. А если в минутах, то их – 1440. А в секундах?
86 400 – вот сколько.
Впечатляет? Оно, конечно, ничего не
меняется, но звучит: восемьдесят шесть тысяч…
В итоге мы получили всего два, но (!)
совершенно блестящих материала на конкурс.
Первым было письмо от Елены Макаровой
из Москвы. «Для меня участие в конкурсе – это
составление библиографического указателя
“Книга и библиотека”. Только такая работа не для
одного специалиста, а для всех или хотя бы многих.
Ведь только вместе мы сможем составить подобный
указатель, потому что материала – море. Да к тому
же каждый эту тему и каждое произведение в
отдельности видит по-своему. Думается, такой
указатель сведет воедино наши знания, приязни,
сведения о литературных произведениях,
представляющих книгу и библиотеку на уровне
главных действующих лиц. Предлагаемый небольшой
список – только начало, своеобразная
“заготовка” для совместной работы.
Школьные библиотекари давно привыкли
проводить занятия, на которых знакомят детей с
историей возникновения книги, книгопечатания,
библиотек и т.п. Но ведь к этой теме можно подойти
и иначе. Именно конкурс “БШ” подсказал
нестандартный и оригинальный путь –
библиографический указатель “Книга и
библиотека”, который каждый может сделать и
использовать по-своему».
Елена Макарова предложила список из 28
наименований книг и вариант его компановки для
будущего указателя «Сокровищница мыслей».
«В нашей школьной практике постоянно
возникают ситуации, когда нежданно оказываешься
с классом один на один и надо с ним о чем-то
говорить, что-то рассказывать (желательно,
интересное, иначе слушать не будут). Почему бы и
не побеседовать о книге. Только не в историческом
ракурсе (к нему можно будет вернуться позже), а в
литературно-художественном, вернее –
неожиданном для детей.
Можно ведь спросить у ребят – а зачем
современному человеку книга? Да и нужна ли она
сейчас в век всеобщей компьютеризации и
Интернета? Причем этот вопрос будет уместен во
всех классах с 1 по 11. Выслушав всевозможные
ответы, можно задать следующий – существуют ли
на белом свете литературные произведения, где
одними из главных героев являются книга и
библиотека? Возможно, что ответом будет молчание.
Не беда, главное – заинтересовать, а потом и
поговорить, выбрав произведения по возрасту из
примерно такого (или любого на эту тему) списка,
который может существовать как в алфавитном, так
и в других видах.
Имея разные варианты подобного
указателя можно легко придумать всевозможные
библиотечные занятия, как запланированные, так и
неожиданные, задавать вопросы, ориентируясь на
возраст детей, и учитывая их интересы. С малышами
побеседуем о сохранности книг и учебников, но в
игровой, а не в назидательной форме (С.Маршак). С
учащимися 5–6-х классов поговорим о том, какие
бывают библиотеки – детские и домашние,
технические и школьные, универсальные и классные
(Н.Носов). В 7–8-х классах уместен разговор о
мировых бестселлерах, в том числе и о серии книг
про Гарри Поттера. Интересно узнать мнение ребят
об этом герое и о фантастике заодно. С десяти-,
одиннадцатиклассниками можно поговорить о
детективном жанре и лучших его представителях.
Задать, например, вопрос: детектив – это хорошо,
плохо или как? И везде потихоньку переходить на
наш список, знакомить ребят с книгами из него,
заинтересовывать, т.е. ненавязчиво создавать
условия для желания почитать (мотивация к чтению
– ау!). Для учителей и коллег-библиотекарей
подойдет такая форма, как обзор, презентация,
день информации, праздник книги и библиотеки на
день библиотекаря или любой другой подходящий
случай.
А можно провести еще парочку конкурсов
“на всю БШ”. Например, конкурс на лучшее
название данного указателя. Или конкурс на самый
интересный сценарий мероприятия с
использованием нашего общего указателя. Или…»
Второй материал на конкурс прислан из
г. Новоуральска Свердловской области. Это
рекомендательный список литературы для учащихся
7–11-х классов «Библиотека в интерьере эпохи».
Составила его Наталья Романовская, библиограф
ЦГБ для детей и юношества. Список художественных
произведений о библиотеке, библиотекарях и
чтении дополняют цитаты о библиотеке и чтении, а
также размышления читателей о современном
библиотекаре.
Любопытная деталь: списки Елены
Макаровой и Натальи Романовской совпали всего по
четырем позициям – Р.Брэдбери «451° по
Фаренгейту», А.Лиханов «Детская библиотека»,
В.Шукшин «До третьих петухов», У.Эко «Имя Розы».
Оба этих замечательных списка будут
опубликованы в одном из летних номеров газеты и
станут для вас ценным пособием. А вам будет жаль,
что его авторы – не вы!
Не получилось множества конкурсных
работ, они бы взаимодоподняли друг друга. Однако,
несмотря на то, что претендентов оказалось двое,
обе работы достойны I места. Так что мы делим
призовой фонд (он равен четырем тысячам рублей)
между Еленой Макаровой (Москва) и Натальей
Романовской (Новоуральск).
Поздравляем наших лучших
изыскателей!
|