Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Оксана Кабачек

С надеждой, что станут настоящими читателями

В негосударственный лицей «Надежда» (директор – Тамара Ивановна Карасева) я попала в самом начале сентября, в Неделю чтения и грамотности. На праздник чтения меня пригласили члены Московского отделения Международной Ассоциации Чтения, которые уже не один год курируют эту школу. Мне давно хотелось узнать, что за эксперимент они проводят во главе с психологом профессором Натальей Николаевной Сметанниковой. Программа Недели, которую мне показали в школе, впечатляла: фотоконкурс «Человек читающий», анкетирование «Хороший ли я читатель?», конкурс «Грамотей школы», написание творческой работы «Письмо к писателю», благотворительная акция (сбор книг, канцтоваров и других нужных вещей для подшефной школы в Тверской области), чтение отрывков из книги Метерлинка «Синяя птица» (начало подготовки спектакля по этой пьесе), чтение в кружок, читательские конференции «Книги, прочитанные летом».

Оксана Леонидовна Кабачек,
зав. отделом социально-психологических проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки

«Когда же они все это успеют провести?» – думала я. Провели все. И на очень высоком уровне. Работала вся школа. Все учителя, воспитатели во главе с библиотекарем Елизаветой Васильевной Пушкиной и заместителем директора по воспитательной работе Эльмирой Сергеевной Мифтяхетдиновой с 6 по 10-е сентября занимались чтением, чтением и еще раз чтением, освободив под эту важную работу часть уроков. В некоторых мероприятиях мне посчастливилось поучаствовать.

Так, на второй день Недели я присутствовала на отчете так называемых «лидеров чтения». Подростки и старшеклассники рассказывали, как они провели анкетирование в подшефном (как правило, младшем) классе. «Хватит баловаться! – сказал я им. – Начинайте заполнять анкеты», – отчитывался строгий мальчик, сидевший рядом со мной. «Ну, ничего не знают, ничего, все объяснять приходится, все непонятные слова!», – возмущался другой подросток. «Неужели дети в школе такие слабые?», – подумала я с тревогой. «Я пыталась сделать все, что было в моих силах!» – манерно, как взрослая дама, протянула девочка Настя. «Понятно, – успокоилась я. – Это стиль такой. Играют во взрослых». Шефство – замечательная воспитательная форма для подросткового возраста: знаменитое, открытое давно психологами «чувство взрослости» находит тут свое полное удовлетворение: пусть на час в день, но подростки становятся не учениками, но членами педагогического коллектива. Неделя чтения и грамотности – это ведь и общественная работа, воспитание важных коммуникативных, организаторских качеств у детей.

Помимо двух анкет по чтению, в этот день «лидерами чтения» обсуждалось проведение диктанта и творческой работы «Письмо к писателю». Диктант должны были проводить сами дети (в своем подшефном классе). Я направилась с одной из групп в библиотеку, где «лидеры чтения» должны были сначала сами написать диктант. Пока они мучились над трудными словами, я успела рассмотреть книжные выставки: «Их имена прославили Россию», «За страницами вашего учебника», «Книги – юбиляры», «Поклониться великим тем годам», «С книгой через века и страны» и пр. «Помещений не хватает! Книг тоже!», – плакалась библиотекарь Елизавета Васильевна (знакомые слова?). Елизавета Васильевна подвела меня к полкам и стала показывать книги, которые нравятся школьникам (из тех, что они обсуждали на библиотечных уроках). Я начала записывать названия книг, а потом сбилась – так их было много. Читательские конференции (презентацию любимой книги) здесь проводят чуть ли не с первого класса. Самое удивительное – библиотекарь помнит не просто всех учеников или все свои книги, но все книги, которые прочитал каждый ребенок! Когда и как. И что сказал о книге. Поэтому, когда какого-то ребенка ругают – «ничего не читает», Елизавета Васильевна кидается в бой и доказывает, что читает – то-то и то-то, так-то и так-то. «Ярослав, – обратилась она к десятикласснику, – ну-ка, вспомни, что ты сказал в пятом классе про книгу “Принц и нищий”! Ты так хорошо тогда сказал. И о “Войне и мире”, недавно». Ярослав напрягся и вспомнил.

«Прямо выставочные экземпляры какие-то», – подумала я чуть иронично. Учителя, впрочем, не обольщаются насчет уровня читательской квалификации: «Много детей с дислексией. Вот в седьмом классе, например, семь детей и шестеро – с этим диагнозом», – рассказывает учитель английского языка Елена Николаевна Овчинникова, активист Международной Ассоциации Чтения. Детей здесь очень любят и опекают. «Воспитание самостоятельности, инициативности – наша следующая задача», – согласилась со мной заместитель по воспитательной работе Эльмира Сергеевна, похожая на пионервожатую.

Как приобщить к чтению детей с нарушениями в развитии? – задумались сотрудники школы. И стали организовывать, создавать своими руками среду чтения: уголки с журналами и книгами в холлах и гостиных, модные журналы вместо книг для нечитающих – в пропедевтическом курсе «Поддерживающее чтение» (это международная программа, очень популярная во многих странах, когда детей заводят в помещение, полное интересных книг, и оставляют с книгами один на один, а потом просят показать заполненный “Дневник чтения”). «И как заполняют “Дневник чтения”?» – спросила я, вспомнив свой тоскливый читательский дневник в четвертом классе. «Пока не очень», – признались одни учителя. «Прекрасно! Это так помогает на уроках английского – рассказ о книге по читательскому дневнику», – не согласились с ними другие. «А вообще, что-то сдвинулось в детском чтении после введения международной программы по чтению, появление в школе профессора Н.Н.Сметанниковой, президента Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (и вице-президента Русской Ассоциации Чтения)?», – спросила я старейших педагогов школы Елену Николаевну Марусич и Нину Викторовну Тихомирову. Они дружно воскликнули: «Да! Прогресс виден: начали читать». С сентября этого года в школе работает специальный психолог по чтению детей с задержками в развитии – Дарья Владимировна Дмитриева. (А вообще этой замечательной международной программой чтения охвачены и две государственные школы – лингвистическая гимназия № 1531 в Москве и школа с углубленным изучением иностранных языков № 700 в Санкт-Петербурге.)

Самое интересное было в последний день Недели Чтения. Полюбовавшись новенькой фотовыставкой «Человек читающий» (часть детских работ была явно «постановочного» характера, часть – «скрытая камера», но все удачные), я направилась в Литературную гостиную, где соревновались младшие (3–5-е классы) команды. Серии читательских конференций «Книги, прочитанные летом» проходили очень остро (все учащиеся были разбиты по возрастам: младшие – средние – самые старшие). Только младший возраст держался скромно, тихо: видно, стеснялись еще учителя старших классов по литературе Любовь Николаевну Чуносову, которая открывала их конференцию. И как серьезно, торжественно открывала! «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин) – девиз нашей школы. Образовать себя можешь только ты сам – если ты хороший читатель», – вывела она формулу развивающего чтения. Вот и притихли – образовываются, шелестят книжками в разновозрастных группах по пять человек. На листочках-шпаргалках требования: «1. Автор, название книги. 2. Кому адресована, о чем книга? (не пересказывать весь сюжет). 3. Время и место действия. 4. Основные персонажи книги. 5. Как начинается книга? 6. Каков конфликт? 7. Чем интересна книга в целом? 8. Что вам дало чтение этой книги?». А на другом листочке – таблица, которую надо заполнить каждому. Названия столбиков: Автор – Название – Жанр – О чем книга? – Примечания (пронумеровать вписанные книги в том порядке, в котором хотел бы прочитать).

Наконец ребята начали рассказывать о своих книгах. «Интересно, как Том и Бекки были в пещере». «Одни?!», – восклицает Эльмира Сергеевна очень натурально (делает вид, что не читала Марка Твена). «Так, а чем понравилась книга в целом?». – «Мне всем понравилось», – исчерпывающий ответ. «А как на тебя повлияла книга Марка Твена?», – последний, самый трудный вопрос. «Я стал свои фантазии осуществлять», – важно сказал толстый мальчик. Какие там коррекционные дети – это академики, подумала я. «У хоббитов было пять завтраков», – рассказывали в другой группке. «Не надо так подробно!», – напомнила учитель литературы Любовь Николаевна. «Но это такая важная деталь-характеристика хоббита», – продумала я, не заметив, как встала на позицию школьного библиотекаря Елизаветы Васильевны. «Я люблю, когда спасают. Тут как раз спасают. Хоббит три раза спасал», – продолжал мальчик. Я приготовилась записывать дальше, но тут меня вытащили из младшей группы и повели в зал, где сражались команды 6–8-х классов.

Вот где было шумно и весело! А какой замечательный выбор: «Алые паруса», «Дети капитана Гранта», «Белый Бим, черное ухо», «Всадник без головы»… Учитель спрашивает подростков про выступление сверстника (в отличие от младших групп здесь команды состоят из одноклассников): «Как вам кажется, он увидел проблему, которая волнует и тебя сегодня?». «Увидел. Но если б во время выступления у него интонации немного другие были! – говорит “лидер чтения” Настя. – Тогда бы мы его выдвинули на второй тур». Ага, соображаю я, это уже идет выдвижение представителя от каждой группки на общую презентацию в своей возрастной категории. Долго голосовали, и все-таки выбрали Сережу с неправильными интонациями (причем конкурентка Настя сама его предложила в конце концов).

«Какие благородные дети!», – подумала я безо всякой иронии. Елена Николаевна, педагог по английскому, подтвердила: «Часто наши дети прощают ровесникам, особенно с проблемами, какие-то случайные срывы». Да и как иначе учиться в маленьком классе, где все на виду? Педагоги и дети живут в этой школе как в хорошей сельской – одной дружной семьей.

А меня уже привели в актовый зал. На экзекуцию. Я ведь тоже должна участвовать в презентации своей книги, бороться и не сдаваться. В группке учителей.

Учителя послушали мой лепет про «Темные начала» Ф.Пульмана и гостеприимно выдвинули меня на второй тур. Вместе с психологом Дашей Дмитриевой, которую я знаю не один год (вместе проводили анкетирование по «Гарри Поттеру», когда она была еще студенткой).

Даша волнуется не меньше меня – у нее книга об особых детях: И.Стракан «Паренек в пузыре». Про Пульмана и «паренька в пузыре» старшеклассники прослушали внимательно, но предпочтение отдали книгам, рекомендованным их сверстниками: «Вампир», «Мои посмертные приключения» и т.п. «Как там насчет пятого завтрака вампира?» – почему-то подумала я, но меня опять увели – на сей раз в столовую.

В столовой был импровизированный педсовет – обсуждали прошедшую Неделю чтения и грамотности (кстати, это хороший показатель, когда за общим и вкусным столом педагоги говорят о детях – это значит, детьми действительно живут). Сошлись на том, что Неделя удалась.

Вместе с Еленой Николаевной мы пошли смотреть стенгазету, где вывешены результаты анкетирования. Сравнивались данные о читателях-гимназистах начала прошлого века с современными (в том числе, с ответами учеников лицея «Надежда»). «И как там наши?» – спросила я озабоченно. (Елена Николаевна слово «наши» отметила.) А наши, честное слово, были не хуже прежних гимназистов. И уж точно лучше своих ровесников-современников, детей нечитающей эпохи.

На закуску осталось самое интересное – результаты творческой работы «Письмо к писателю». Ответы детей представляли мне учителя – с гордостью, но и с опасением: не слишком ли коряво. «Зато видно, что сам ребенок писал», – успокоила я. Вот что написали дети:

«Уважаемый писатель! Я очень хотел, чтобы Вы написали книгу про современную молодежь. Чтобы в этой книге было написано то, чем они увлекаются, какую музыку слушают и как проводят время. Я, конечно, понимаю, что современная молодежь – не примерные дети, большинство курят, пьют. Но если они прочитают эту книгу, тогда может им будет стыдно, и эти люди подумают, что это не очень красиво: пить, курить, орать, бить стекла, ломать разные предметы… Из перечисленных занятий мне тоже кое-что нравится, и я не знаю, что делать. Может, книга поможет?» (8-й класс).

Например, книга Э.Берджесса «Заводной апельсин»?

А вот письмо шестиклассника: «Уважаемый писатель! Я хотел бы, чтобы Вы написали такую книгу, в которой были бы мифические существа, были и политические дела, и вообще, реальная жизнь, только с добавлением чего-то нереального и фантастического. Так же он не должен как сыр в масле кататься, рубанул – и половина противников легла. Чтобы главный герой упорством и усилием завоевывал славу…».

Еще пожелания младших детей: «…Я прошу Вас написать такую книгу о Вас. Как Вы стали великим писателем? Какая у Вас была первая книга? Чем Вы писали? Вам помогали писать первые книги или нет? Если помогали, то напишите в книге, как его зовут и как он Вам помогал. Как Вы его встретили и когда Вы написали свою работу. Кто старше был: он или Вы? Где Вы родились? Какой Вы были национальности? Вот какую книгу я хочу!» (Кажется, тут не хватает одной фразы-вопроса: «Когда Вы умерли?».)

«…Чтобы в ней были красивые картинки и умные рассказы или драмы, и еще стихи. Про динозавров»; «…И как безоружные, но умные люди побеждают злых и жестоких вооруженных людей»; «…Чтобы книги нравились не только детям и взрослым, но и Вам»; «…Чтобы эти фильмы соединили в одну книгу».

И, наконец, такое простое пожелание: «Прошу Вас, сочините книгу Алексеевич Толстой, “Приключение Буратино”. Мне понравилось, как папа Карло сделал Буратино. Мне понравилось, как Буратино в театр попал. Мне понравилось Буратино с куклами».

А мне понравилось, как работают с книгой в этой школе.