Картотека опыта
Оксана Кабачек
С надеждой, что станут настоящими читателями
В негосударственный лицей «Надежда»
(директор – Тамара Ивановна Карасева) я попала в
самом начале сентября, в Неделю чтения и
грамотности. На праздник чтения меня пригласили
члены Московского отделения Международной
Ассоциации Чтения, которые уже не один год
курируют эту школу. Мне давно хотелось узнать,
что за эксперимент они проводят во главе с
психологом профессором Натальей Николаевной
Сметанниковой. Программа Недели, которую мне
показали в школе, впечатляла: фотоконкурс
«Человек читающий», анкетирование «Хороший ли я
читатель?», конкурс «Грамотей школы», написание
творческой работы «Письмо к писателю»,
благотворительная акция (сбор книг, канцтоваров
и других нужных вещей для подшефной школы в
Тверской области), чтение отрывков из книги
Метерлинка «Синяя птица» (начало подготовки
спектакля по этой пьесе), чтение в кружок,
читательские конференции «Книги, прочитанные
летом».
|
Оксана Леонидовна Кабачек,
зав. отделом социально-психологических проблем
детского чтения Российской государственной
детской библиотеки |
«Когда же они все это успеют
провести?» – думала я. Провели все. И на очень
высоком уровне. Работала вся школа. Все
учителя, воспитатели во главе с библиотекарем
Елизаветой Васильевной Пушкиной и заместителем
директора по воспитательной работе Эльмирой
Сергеевной Мифтяхетдиновой с 6 по 10-е сентября
занимались чтением, чтением и еще раз чтением,
освободив под эту важную работу часть уроков. В
некоторых мероприятиях мне посчастливилось
поучаствовать.
Так, на второй день Недели я
присутствовала на отчете так называемых
«лидеров чтения». Подростки и старшеклассники
рассказывали, как они провели анкетирование в
подшефном (как правило, младшем) классе. «Хватит
баловаться! – сказал я им. – Начинайте заполнять
анкеты», – отчитывался строгий мальчик, сидевший
рядом со мной. «Ну, ничего не знают, ничего, все
объяснять приходится, все непонятные слова!», –
возмущался другой подросток. «Неужели дети в
школе такие слабые?», – подумала я с тревогой. «Я
пыталась сделать все, что было в моих силах!» –
манерно, как взрослая дама, протянула девочка
Настя. «Понятно, – успокоилась я. – Это стиль
такой. Играют во взрослых». Шефство –
замечательная воспитательная форма для
подросткового возраста: знаменитое, открытое
давно психологами «чувство взрослости» находит
тут свое полное удовлетворение: пусть на час в
день, но подростки становятся не учениками, но
членами педагогического коллектива. Неделя
чтения и грамотности – это ведь и общественная
работа, воспитание важных коммуникативных,
организаторских качеств у детей.
Помимо двух анкет по чтению, в этот
день «лидерами чтения» обсуждалось проведение
диктанта и творческой работы «Письмо к
писателю». Диктант должны были проводить сами
дети (в своем подшефном классе). Я направилась с
одной из групп в библиотеку, где «лидеры чтения»
должны были сначала сами написать диктант. Пока
они мучились над трудными словами, я успела
рассмотреть книжные выставки: «Их имена
прославили Россию», «За страницами вашего
учебника», «Книги – юбиляры», «Поклониться
великим тем годам», «С книгой через века и
страны» и пр. «Помещений не хватает! Книг тоже!»,
– плакалась библиотекарь Елизавета Васильевна
(знакомые слова?). Елизавета Васильевна подвела
меня к полкам и стала показывать книги, которые
нравятся школьникам (из тех, что они обсуждали на
библиотечных уроках). Я начала записывать
названия книг, а потом сбилась – так их было
много. Читательские конференции (презентацию
любимой книги) здесь проводят чуть ли не с
первого класса. Самое удивительное –
библиотекарь помнит не просто всех учеников или
все свои книги, но все книги, которые прочитал
каждый ребенок! Когда и как. И что сказал о
книге. Поэтому, когда какого-то ребенка ругают
– «ничего не читает», Елизавета Васильевна
кидается в бой и доказывает, что читает – то-то и
то-то, так-то и так-то. «Ярослав, – обратилась она
к десятикласснику, – ну-ка, вспомни, что ты сказал
в пятом классе про книгу “Принц и нищий”! Ты так
хорошо тогда сказал. И о “Войне и мире”,
недавно». Ярослав напрягся и вспомнил.
«Прямо выставочные экземпляры
какие-то», – подумала я чуть иронично. Учителя,
впрочем, не обольщаются насчет уровня
читательской квалификации: «Много детей с
дислексией. Вот в седьмом классе, например, семь
детей и шестеро – с этим диагнозом», –
рассказывает учитель английского языка Елена
Николаевна Овчинникова, активист Международной
Ассоциации Чтения. Детей здесь очень любят и
опекают. «Воспитание самостоятельности,
инициативности – наша следующая задача», –
согласилась со мной заместитель по
воспитательной работе Эльмира Сергеевна,
похожая на пионервожатую.
Как приобщить к чтению детей с
нарушениями в развитии? – задумались сотрудники
школы. И стали организовывать, создавать своими
руками среду чтения: уголки с журналами и книгами
в холлах и гостиных, модные журналы вместо книг
для нечитающих – в пропедевтическом курсе
«Поддерживающее чтение» (это международная
программа, очень популярная во многих странах,
когда детей заводят в помещение, полное
интересных книг, и оставляют с книгами один на
один, а потом просят показать заполненный
“Дневник чтения”). «И как заполняют “Дневник
чтения”?» – спросила я, вспомнив свой тоскливый
читательский дневник в четвертом классе. «Пока
не очень», – признались одни учителя. «Прекрасно!
Это так помогает на уроках английского – рассказ
о книге по читательскому дневнику», – не
согласились с ними другие. «А вообще, что-то
сдвинулось в детском чтении после введения
международной программы по чтению, появление в
школе профессора Н.Н.Сметанниковой, президента
Московского отделения Международной Ассоциации
Чтения (и вице-президента Русской Ассоциации
Чтения)?», – спросила я старейших педагогов школы
Елену Николаевну Марусич и Нину Викторовну
Тихомирову. Они дружно воскликнули: «Да! Прогресс
виден: начали читать». С сентября этого года в
школе работает специальный психолог по чтению
детей с задержками в развитии – Дарья
Владимировна Дмитриева. (А вообще этой
замечательной международной программой чтения
охвачены и две государственные школы –
лингвистическая гимназия № 1531 в Москве и школа с
углубленным изучением иностранных языков № 700 в
Санкт-Петербурге.)
Самое интересное было в последний день
Недели Чтения. Полюбовавшись новенькой
фотовыставкой «Человек читающий» (часть детских
работ была явно «постановочного» характера,
часть – «скрытая камера», но все удачные), я
направилась в Литературную гостиную, где
соревновались младшие (3–5-е классы) команды.
Серии читательских конференций «Книги,
прочитанные летом» проходили очень остро (все
учащиеся были разбиты по возрастам: младшие –
средние – самые старшие). Только младший возраст
держался скромно, тихо: видно, стеснялись еще
учителя старших классов по литературе Любовь
Николаевну Чуносову, которая открывала их
конференцию. И как серьезно, торжественно
открывала! «Чтение – вот лучшее учение»
(А.С.Пушкин) – девиз нашей школы. Образовать себя
можешь только ты сам – если ты хороший читатель»,
– вывела она формулу развивающего чтения. Вот и
притихли – образовываются, шелестят книжками в
разновозрастных группах по пять человек. На
листочках-шпаргалках требования: «1. Автор,
название книги. 2. Кому адресована, о чем книга? (не
пересказывать весь сюжет). 3. Время и место
действия. 4. Основные персонажи книги. 5. Как
начинается книга? 6. Каков конфликт? 7. Чем
интересна книга в целом? 8. Что вам дало чтение
этой книги?». А на другом листочке – таблица,
которую надо заполнить каждому. Названия
столбиков: Автор – Название – Жанр – О чем книга?
– Примечания (пронумеровать вписанные книги в
том порядке, в котором хотел бы прочитать).
Наконец ребята начали рассказывать о
своих книгах. «Интересно, как Том и Бекки были в
пещере». «Одни?!», – восклицает Эльмира Сергеевна
очень натурально (делает вид, что не читала Марка
Твена). «Так, а чем понравилась книга в целом?». –
«Мне всем понравилось», – исчерпывающий ответ.
«А как на тебя повлияла книга Марка Твена?», –
последний, самый трудный вопрос. «Я стал свои
фантазии осуществлять», – важно сказал толстый
мальчик. Какие там коррекционные дети – это
академики, подумала я. «У хоббитов было пять
завтраков», – рассказывали в другой группке. «Не
надо так подробно!», – напомнила учитель
литературы Любовь Николаевна. «Но это такая
важная деталь-характеристика хоббита», –
продумала я, не заметив, как встала на позицию
школьного библиотекаря Елизаветы Васильевны. «Я
люблю, когда спасают. Тут как раз спасают. Хоббит
три раза спасал», – продолжал мальчик. Я
приготовилась записывать дальше, но тут меня
вытащили из младшей группы и повели в зал, где
сражались команды 6–8-х классов.
Вот где было шумно и весело! А какой
замечательный выбор: «Алые паруса», «Дети
капитана Гранта», «Белый Бим, черное ухо»,
«Всадник без головы»… Учитель спрашивает
подростков про выступление сверстника (в отличие
от младших групп здесь команды состоят из
одноклассников): «Как вам кажется, он увидел
проблему, которая волнует и тебя сегодня?».
«Увидел. Но если б во время выступления у него
интонации немного другие были! – говорит “лидер
чтения” Настя. – Тогда бы мы его выдвинули на
второй тур». Ага, соображаю я, это уже идет
выдвижение представителя от каждой группки на
общую презентацию в своей возрастной категории.
Долго голосовали, и все-таки выбрали Сережу с
неправильными интонациями (причем конкурентка
Настя сама его предложила в конце концов).
«Какие благородные дети!», – подумала
я безо всякой иронии. Елена Николаевна, педагог
по английскому, подтвердила: «Часто наши дети
прощают ровесникам, особенно с проблемами,
какие-то случайные срывы». Да и как иначе учиться
в маленьком классе, где все на виду? Педагоги и
дети живут в этой школе как в хорошей сельской –
одной дружной семьей.
А меня уже привели в актовый зал. На
экзекуцию. Я ведь тоже должна участвовать в
презентации своей книги, бороться и не сдаваться.
В группке учителей.
Учителя послушали мой лепет про
«Темные начала» Ф.Пульмана и гостеприимно
выдвинули меня на второй тур. Вместе с психологом
Дашей Дмитриевой, которую я знаю не один год
(вместе проводили анкетирование по «Гарри
Поттеру», когда она была еще студенткой).
Даша волнуется не меньше меня – у нее
книга об особых детях: И.Стракан «Паренек в
пузыре». Про Пульмана и «паренька в пузыре»
старшеклассники прослушали внимательно, но
предпочтение отдали книгам, рекомендованным их
сверстниками: «Вампир», «Мои посмертные
приключения» и т.п. «Как там насчет пятого
завтрака вампира?» – почему-то подумала я, но
меня опять увели – на сей раз в столовую.
В столовой был импровизированный
педсовет – обсуждали прошедшую Неделю чтения и
грамотности (кстати, это хороший показатель,
когда за общим и вкусным столом педагоги говорят
о детях – это значит, детьми действительно
живут). Сошлись на том, что Неделя удалась.
Вместе с Еленой Николаевной мы пошли
смотреть стенгазету, где вывешены результаты
анкетирования. Сравнивались данные о
читателях-гимназистах начала прошлого века с
современными (в том числе, с ответами учеников
лицея «Надежда»). «И как там наши?» – спросила я
озабоченно. (Елена Николаевна слово «наши»
отметила.) А наши, честное слово, были не хуже
прежних гимназистов. И уж точно лучше своих
ровесников-современников, детей нечитающей
эпохи.
На закуску осталось самое интересное
– результаты творческой работы «Письмо к
писателю». Ответы детей представляли мне учителя
– с гордостью, но и с опасением: не слишком ли
коряво. «Зато видно, что сам ребенок писал», –
успокоила я. Вот что написали дети:
«Уважаемый писатель! Я очень хотел, чтобы
Вы написали книгу про современную молодежь.
Чтобы в этой книге было написано то, чем они
увлекаются, какую музыку слушают и как проводят
время. Я, конечно, понимаю, что современная
молодежь – не примерные дети, большинство курят,
пьют. Но если они прочитают эту книгу, тогда может
им будет стыдно, и эти люди подумают, что это не
очень красиво: пить, курить, орать, бить стекла,
ломать разные предметы… Из перечисленных
занятий мне тоже кое-что нравится, и я не знаю, что
делать. Может, книга поможет?» (8-й класс).
Например, книга Э.Берджесса «Заводной
апельсин»?
А вот письмо шестиклассника:
«Уважаемый писатель! Я хотел бы, чтобы Вы
написали такую книгу, в которой были бы
мифические существа, были и политические дела, и
вообще, реальная жизнь, только с добавлением
чего-то нереального и фантастического. Так же он
не должен как сыр в масле кататься, рубанул – и
половина противников легла. Чтобы главный герой
упорством и усилием завоевывал славу…».
Еще пожелания младших детей: «…Я прошу
Вас написать такую книгу о Вас. Как Вы стали
великим писателем? Какая у Вас была первая книга?
Чем Вы писали? Вам помогали писать первые книги
или нет? Если помогали, то напишите в книге, как
его зовут и как он Вам помогал. Как Вы его
встретили и когда Вы написали свою работу. Кто
старше был: он или Вы? Где Вы родились? Какой Вы
были национальности? Вот какую книгу я хочу!»
(Кажется, тут не хватает одной фразы-вопроса:
«Когда Вы умерли?».)
«…Чтобы в ней были красивые картинки и
умные рассказы или драмы, и еще стихи. Про
динозавров»; «…И как безоружные, но умные люди
побеждают злых и жестоких вооруженных людей»;
«…Чтобы книги нравились не только детям и
взрослым, но и Вам»; «…Чтобы эти фильмы соединили
в одну книгу».
И, наконец, такое простое пожелание:
«Прошу Вас, сочините книгу Алексеевич Толстой,
“Приключение Буратино”. Мне понравилось, как
папа Карло сделал Буратино. Мне понравилось, как
Буратино в театр попал. Мне понравилось Буратино
с куклами».
А мне понравилось, как работают с
книгой в этой школе. |