Редактор Ольга Козлова
Чайный домик
Ольга Козлова
Наши
общие заботы
Возможно, дискуссии в Клубе методистов Москвы
явятся поводом для размышления и для школьных
библиотекарей.
Давно методисты не собирались в своем
клубе. Копились новости, проблемы, предложения.
Вначале обсудили последствия административной
реформы для библиотек. Они, как известно из наших
публикаций, неутешительны. Правда, в
Министерстве культуры и массовых коммуникаций
почти удалось добиться организации отдела
библиотек и архивов, возглавляемого Евгением
Ивановичем Кузьминым.
В нашем Министерстве дела обстоят
хуже. Ни отдела, ни специалиста. Методисты
предложили опять прибегнуть к помощи Российской
Библиотечной Ассоциации. На совещании по поводу
организации Х конференции в Петербурге,
президент Ассоциации Владимир Николаевич Зайцев
на нашу просьбу о возможности ходатайства перед
Министерством образования и науки не отказал в
содействии.
Однако, как нам стало известно
впоследствии, на последнем совещании в
департаменте государственной политики в сфере
образования его директор, Исаак Иосифович
Калина, отчетливо заявил, что специалиста по
проблемам библиотек не будет. По-человечески это
можно понять. В Министерстве осталось большое
количество участков работы, которые зависли в
воздухе и перспективы их существования весьма
туманны. Понять можно, согласиться тяжело.
Видимо, правы аналитики-обществоведы.
По их оценкам в ближайшие годы будет происходить
определенное перераспределение полномочий от
государственных органов к общественным
объединениям. Это получится и дешево (вернее
задаром), и сердито, как говорят в народе. Однако
реанимация Центральной
Библиотечно-Информационной Комиссии при
Министерстве образования и науки протекает
очень вяло. Пообветшали декорации старого
спектакля, поменялись действующие лица и
исполнители («одних уж нет, а те далече…»). Да и
тексты представления будут, видимо,
произноситься без надежды на успех. На такие
мысли навел ответ из Министерства образования и
науки на вопрос, заданный на августовском
интернет-педсовете. Мы спрашивали: планирует ли
Министерство образования выполнять обещание
В.М.Филиппова о введении в школы должности
«библиотекарь-педагог», данное министром на
фестивале «БиблиОбраз» перед лицом библиотечной
общественности? Нам ответил вышеупомянутый
директор департамента государственной политики
в сфере образования Исаак Иосифович Калина.
«Утверждение структуры и штатного
расписания школьных библиотек находится в
ведении руководителя общеобразовательного
учреждения». Жаль, что мы это уже знаем и не без
основания полагаем, что директор школы,
безусловно, утвердит в штатном расписании любую
должность, лишь бы она значилась в перечне
существующих должностей работников образования.
Проблема заключалась во введении в означенный
перечень новой должности «Библиотекарь-педагог»
с соответствующей тарифно-квалификационной
характеристикой. Это можно сделать только
централизованно.
Затем в клубе очень эмоционально была
затронута тема повышения квалификации
методистов. Библиотекарей обучаем, а сами, как
говорится, на подножном корму. Выстроился ряд
вопросов: где учиться, чему и кто конкретно будет
учить? Стали судить да прикидывать. Конечно, в
свете информатизации образования неплохо бы
поучиться в Федерации Интернет образования.
Однако, как просветили знающие люди, оттуда был
ответ: ищите спонсора и будете учиться.
Остановились на Московском институте
открытого образования. Было подготовлено письмо
на имя руководителя следующего содержания
(преамбула опущена):
«В настоящее время актуальна проблема
повышения квалификации методистов по учебным
фондам Москвы.
Отдельные семинары, проводимые
издательствами относительно изменений в учебном
книгоиздании, охватывают только половину
деятельности методиста по фондам. Вторая
составляющая – работа школьной библиотеки как
структурного подразделения школы,
обеспечивающего библиотечно-информационное
обслуживание учащихся, педагогов и родителей.
Постоянно требуется обновление
профессиональных знаний.
Просим Вас об организации в следующем
учебном году на базе Института открытого
образования курсов повышения квалификации для
методистов по учебным фондам города Москвы, а
если это возможно и Подмосковья (на договорной
основе).
Занятия могут носить периодический
или систематический характер, организованы в
виде лекций, семинаров, экскурсий, тренингов,
показательных мероприятий и т. д.
По мнению членов клуба методистов,
тематика занятий может быть разнообразна: от
лекций общекультурного и познавательного
характера и педагогических технологий,
применяемых в школах, до профессиональных
аспектов методической работы.
В соответствии с концепцией
модернизации образования актуализацию курсам
для методистов может придать ряд практических
занятий по новым информационным технологиям».
Следующей интересной темой для
обсуждения стало сообщение Ольги Константиновны
Громовой о фестивале «Библиобраз». Недоумение и
досаду вызвал факт сведения этого мероприятия к
кратковременному контакту писателей и детей.
Библиотека только частью слова присутствует в
названии этого скромного мероприятия. На этот
раз, видимо, музыку для школьных библиотекарей
заказывать никто не захотел. Что же делать?
Часть методистов в дискуссии
придерживалась мнения, что все же конкурсы нам
необходимы. Это эффективная форма повышения
квалификации. Было предложено выйти с пожеланием
к организаторам всероссийского конкурса
«Учитель года» о введении номинации
«Библиотекарь года». Ведь есть же номинация
«Классный руководитель», «психолог». О своей
удачной попытке включиться в этот конкурс
поведали методисты города Зеленограда. Отметили,
что престиж школьного библиотекаря очень
поднялся в глазах педагогической
общественности.
Другая часть методистов Москвы не без
основания полагала, что затея тяжким грузом
ляжет на их плечи, поскольку «активность»
московских школьных библиотекарей хорошо
известна и их добровольно-принудительное
участие в конкурсах только усложнит
взаимоотношения.
Решили, что все же следует обратиться в
оргкомитет с просьбой о введении номинации
«Школьный библиотекарь».
Опять была поднята проблема, нашедшая
свое отражение в статье Галины Смельчаковой «Нам
нужен методист!». Суть в том, что «в районных
методических центрах должен быть не только
специалист по учебным фондам, но и методист по
содержанию работы школьной библиотеки».
Оспорить этот факт невозможно. Однако введение
такой должности – прерогатива региона. Есть
деньги в образовании, есть хоть малая
заинтересованность чиновников в этой ставке –
будет и методист. Это реалии нашей жизни.
Методисты нашли очень удачным проект
по выпуску бесплатных приложений газетой
«Библиотека в школе». При слабом обеспечении
школьных библиотекарей профессиональными
разработками это начинание можно уподобить
стакану воды в жаркий день. Однако и здесь есть
свои «но».
Во вкладке «Методический день» было
опубликовано письмо методиста по библиотечным
фондам города Сергиев Посад Елены Николаевны
Сабановой «А если в школе комиссия?» с просьбой
прокомментировать все аспекты работы школьной
библиотеки, чтобы все было на «пять», и у
проверяющих библиотеку не возникло никаких
вопросов. Речь, конечно же, идет о технологии
работы школьной библиотеки. Издание с подробным
установочным описанием всех процессов,
осуществляемых в школьной библиотеке, так и
называлось «Технология работы школьной
библиотеки».
Сейчас же необходимо модернизировать
с учетом информатизации образования не только
вышеназванное издание, но и всю деятельность
школьной библиотеки. Относительно нового
издания «Технологии» можно сказать только одно:
это масштабная работа, которую можно выполнить,
на наш взгляд, только при наличии нескольких
компонентов. Это – квалифицированная команда,
достаточное количество времени для сбора,
изучения и аналитико-синтетической проработки
имеющихся документов, а также материальное
стимулирование разработчиков.
Редакция в дальнейшем будет
публиковать комментарии к отдельным
направлениям работы школьной библиотеки. Но пока
не более того.
Закончилось заседание клуба
методистов приглашением активно влиять на
формирование проблематики и тематической
наполненности «Дня школьного библиотекаря» в
рамках педагогического марафона, который в 2005
году будет проходить 31 марта в Московском доме
учителя.
На босую ногу всякий
башмак впору.
Русская народная пословица |
|