Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 01 (22) · Вкладка в «БШ» № 01 (133) · 1–15 января 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Чайный домик

Ольга Козлова

Наши общие заботы

Возможно, дискуссии в Клубе методистов Москвы явятся поводом для размышления и для школьных библиотекарей.

Давно методисты не собирались в своем клубе. Копились новости, проблемы, предложения. Вначале обсудили последствия административной реформы для библиотек. Они, как известно из наших публикаций, неутешительны. Правда, в Министерстве культуры и массовых коммуникаций почти удалось добиться организации отдела библиотек и архивов, возглавляемого Евгением Ивановичем Кузьминым.

В нашем Министерстве дела обстоят хуже. Ни отдела, ни специалиста. Методисты предложили опять прибегнуть к помощи Российской Библиотечной Ассоциации. На совещании по поводу организации Х конференции в Петербурге, президент Ассоциации Владимир Николаевич Зайцев на нашу просьбу о возможности ходатайства перед Министерством образования и науки не отказал в содействии.

Однако, как нам стало известно впоследствии, на последнем совещании в департаменте государственной политики в сфере образования его директор, Исаак Иосифович Калина, отчетливо заявил, что специалиста по проблемам библиотек не будет. По-человечески это можно понять. В Министерстве осталось большое количество участков работы, которые зависли в воздухе и перспективы их существования весьма туманны. Понять можно, согласиться тяжело.

Видимо, правы аналитики-обществоведы. По их оценкам в ближайшие годы будет происходить определенное перераспределение полномочий от государственных органов к общественным объединениям. Это получится и дешево (вернее задаром), и сердито, как говорят в народе. Однако реанимация Центральной Библиотечно-Информационной Комиссии при Министерстве образования и науки протекает очень вяло. Пообветшали декорации старого спектакля, поменялись действующие лица и исполнители («одних уж нет, а те далече…»). Да и тексты представления будут, видимо, произноситься без надежды на успех. На такие мысли навел ответ из Министерства образования и науки на вопрос, заданный на августовском интернет-педсовете. Мы спрашивали: планирует ли Министерство образования выполнять обещание В.М.Филиппова о введении в школы должности «библиотекарь-педагог», данное министром на фестивале «БиблиОбраз» перед лицом библиотечной общественности? Нам ответил вышеупомянутый директор департамента государственной политики в сфере образования Исаак Иосифович Калина.

«Утверждение структуры и штатного расписания школьных библиотек находится в ведении руководителя общеобразовательного учреждения». Жаль, что мы это уже знаем и не без основания полагаем, что директор школы, безусловно, утвердит в штатном расписании любую должность, лишь бы она значилась в перечне существующих должностей работников образования. Проблема заключалась во введении в означенный перечень новой должности «Библиотекарь-педагог» с соответствующей тарифно-квалификационной характеристикой. Это можно сделать только централизованно.

Затем в клубе очень эмоционально была затронута тема повышения квалификации методистов. Библиотекарей обучаем, а сами, как говорится, на подножном корму. Выстроился ряд вопросов: где учиться, чему и кто конкретно будет учить? Стали судить да прикидывать. Конечно, в свете информатизации образования неплохо бы поучиться в Федерации Интернет образования. Однако, как просветили знающие люди, оттуда был ответ: ищите спонсора и будете учиться.

Остановились на Московском институте открытого образования. Было подготовлено письмо на имя руководителя следующего содержания (преамбула опущена):

«В настоящее время актуальна проблема повышения квалификации методистов по учебным фондам Москвы.

Отдельные семинары, проводимые издательствами относительно изменений в учебном книгоиздании, охватывают только половину деятельности методиста по фондам. Вторая составляющая – работа школьной библиотеки как структурного подразделения школы, обеспечивающего библиотечно-информационное обслуживание учащихся, педагогов и родителей. Постоянно требуется обновление профессиональных знаний.

Просим Вас об организации в следующем учебном году на базе Института открытого образования курсов повышения квалификации для методистов по учебным фондам города Москвы, а если это возможно и Подмосковья (на договорной основе).

Занятия могут носить периодический или систематический характер, организованы в виде лекций, семинаров, экскурсий, тренингов, показательных мероприятий и т. д.

По мнению членов клуба методистов, тематика занятий может быть разнообразна: от лекций общекультурного и познавательного характера и педагогических технологий, применяемых в школах, до профессиональных аспектов методической работы.

В соответствии с концепцией модернизации образования актуализацию курсам для методистов может придать ряд практических занятий по новым информационным технологиям».

Следующей интересной темой для обсуждения стало сообщение Ольги Константиновны Громовой о фестивале «Библиобраз». Недоумение и досаду вызвал факт сведения этого мероприятия к кратковременному контакту писателей и детей. Библиотека только частью слова присутствует в названии этого скромного мероприятия. На этот раз, видимо, музыку для школьных библиотекарей заказывать никто не захотел. Что же делать?

Часть методистов в дискуссии придерживалась мнения, что все же конкурсы нам необходимы. Это эффективная форма повышения квалификации. Было предложено выйти с пожеланием к организаторам всероссийского конкурса «Учитель года» о введении номинации «Библиотекарь года». Ведь есть же номинация «Классный руководитель», «психолог». О своей удачной попытке включиться в этот конкурс поведали методисты города Зеленограда. Отметили, что престиж школьного библиотекаря очень поднялся в глазах педагогической общественности.

Другая часть методистов Москвы не без основания полагала, что затея тяжким грузом ляжет на их плечи, поскольку «активность» московских школьных библиотекарей хорошо известна и их добровольно-принудительное участие в конкурсах только усложнит взаимоотношения.

Решили, что все же следует обратиться в оргкомитет с просьбой о введении номинации «Школьный библиотекарь».

Опять была поднята проблема, нашедшая свое отражение в статье Галины Смельчаковой «Нам нужен методист!». Суть в том, что «в районных методических центрах должен быть не только специалист по учебным фондам, но и методист по содержанию работы школьной библиотеки». Оспорить этот факт невозможно. Однако введение такой должности – прерогатива региона. Есть деньги в образовании, есть хоть малая заинтересованность чиновников в этой ставке – будет и методист. Это реалии нашей жизни.

Методисты нашли очень удачным проект по выпуску бесплатных приложений газетой «Библиотека в школе». При слабом обеспечении школьных библиотекарей профессиональными разработками это начинание можно уподобить стакану воды в жаркий день. Однако и здесь есть свои «но».

Во вкладке «Методический день» было опубликовано письмо методиста по библиотечным фондам города Сергиев Посад Елены Николаевны Сабановой «А если в школе комиссия?» с просьбой прокомментировать все аспекты работы школьной библиотеки, чтобы все было на «пять», и у проверяющих библиотеку не возникло никаких вопросов. Речь, конечно же, идет о технологии работы школьной библиотеки. Издание с подробным установочным описанием всех процессов, осуществляемых в школьной библиотеке, так и называлось «Технология работы школьной библиотеки».

Сейчас же необходимо модернизировать с учетом информатизации образования не только вышеназванное издание, но и всю деятельность школьной библиотеки. Относительно нового издания «Технологии» можно сказать только одно: это масштабная работа, которую можно выполнить, на наш взгляд, только при наличии нескольких компонентов. Это – квалифицированная команда, достаточное количество времени для сбора, изучения и аналитико-синтетической проработки имеющихся документов, а также материальное стимулирование разработчиков.

Редакция в дальнейшем будет публиковать комментарии к отдельным направлениям работы школьной библиотеки. Но пока не более того.

Закончилось заседание клуба методистов приглашением активно влиять на формирование проблематики и тематической наполненности «Дня школьного библиотекаря» в рамках педагогического марафона, который в 2005 году будет проходить 31 марта в Московском доме учителя.

На босую ногу всякий башмак впору.

Русская народная пословица