Размышления
Валентина Гусева
Про маленького рыцаря с цыпками на ногах
|
Валентина Павловна Гусева
учитель и библиотекарь
малокомплектной школы
д. Кладово
Ярославская область |
Привычка готовить сани летом, а
телегу зимой привела меня в светлый июльский
день на лесную полянку, где над рекой уютно
расположился стол и посеревшие от дождя
скамеечки. Под сенью старой раскидистой сосны
очень хорошо читается: тишина первозданная – ни
звука, ни шороха, запах прелой хвои кружит голову,
и лишь изредка налетающий с реки ветерок
переворачивает страницы. Тогда узорчатая тень
начинает плясать, и создает иллюзию чьего-то
невидимого присутствия. На этот раз в моем
воображении невольно возникали рыцари и
оруженосцы, потому что на столе был раскрыт
знаменитый роман Сервантеса. Каюсь, не
перечитывала давно. Полностью – только в далекой
юности, перед экзаменами в институте, когда с
моим спутником, страстным спорщиком и поэтом, мы
говорили на дорожке сада о том, как не прав
Великий, утверждая, что «ничего нет на свете
слаще, чем приказывать и видеть, что вам
повинуются». Мой товарищ мечтал стать морским
офицером и стал им, а я – сельской учительницей.
Мы расстались в тот же самый год и не виделись
больше, но спор наш продолжается, его продолжает
сама жизнь, ибо вольно или невольно я всю жизнь
приказываю: «Выполните вот это упражнение, или
выучите стихотворение», или что-то еще. Нет, я не
кричу, стараюсь не повышать голос, но и волшебное
слово «пожалуйста» далеко не всегда добавляю к
заданию, чтобы мой приказ превратился в мягкую
просьбу. Да и о какой просьбе может идти речь,
если ее можно выполнить или нет, а мое же задание
– обязательно, значит, это все-таки больше
напоминает приказ. А если оно – приказ, но
остается невыполненным, я сержусь, раздражаюсь и
даже могу наказать двойкой или пожаловаться
маме. Но зато как поет и ликует мое сердце, когда я
беру в руки аккуратную тетрадочку хорошистки и
вижу ровные строчки, все подчеркивания-разборы.
За такую работу я с наслаждением ставлю пять. Так
что же это получается? Неужели прав был тогда
мальчишка? Неужели я и в самом деле всю свою жизнь
испытываю наслаждение, сладость от того, что
приказываю малым детям, а они мне повинуются?
Стало даже как-то не по себе от
подобных размышлений. Читать уже не хотелось,
пора было собираться домой. Но зашуршала хвоя, и я
заметила, что за толстым корявым стволом кто-то
прячется.
– А ну-ка, вылезай! – приказываю я,
невольно улыбаясь своим мыслям о сладости
приказа.
Он вылезает, чумазый, вихрастый,
наверняка, расческа не касалась его кудрей с тех
самых пор, как в начале июня был заброшен к
бабушке в деревню. Совсем не задиристо, без
вызова, а даже как-то ласково здоровается и
подсаживается на скамеечку:
– Читаешь?
– Да вот, как видишь!
– А чего книга такая толстая?
– Не знаю. Интересная, поэтому автор
и не мог ее долго закончить, все сочинял и
сочинял.
Мальчишка поднимает на меня голубые,
как небушко, глаза, во взгляде недоверие. Я уж
было засомневалась – то ли сказала.
– А кто он?
– Испанец. Мигель де Сервантес
Сааведра.
– Какое смешное имя.
– Обыкновенное, испанское.
– А он еще жив?
– Да нет. Он родился в XVI веке.
Представляешь, этой книге скоро исполнится
четыреста лет, а ее все еще люди читают. И ты
будешь читать, попозже.
– Я плохо читаю, мне такую толстую не
прочитать.
– А ты учись и обязательно прочитаешь.
Он кладет книгу себе на колени,
медленно листает, шевелит губами. Я не мешаю –
блажен для любого учителя миг, когда у ребенка в
руках книга.
Но налетает порывом ветер, вырывает из
хрупких пальцев страницы, треплет их и затихает,
а книга оказывается открытой на том самом месте,
над которым я только что страдала и предавалась
воспоминаниям. Меня невольно осеняет мысль: а
вдруг и вправду никогда не прочитает, так пусть
услышит хоть несколько строк, ведь не может же
быть случайной такая встреча. И я, взяв книгу себе
в руки, читаю, опасаясь, что мальчишка сейчас
соскользнет со скамейки и убежит по одному ему
ведомым делам. Но я читаю: «Если тебе придется
присудить кого-нибудь к наказанию, не терзай его
слуха жестокими словами: для несчастного
довольно мук его наказания, и нечего прибавлять к
ним еще жестокие речи».
Вижу, как мальчишка заволновался,
поеживая плечами. Смотрю на него: в чем дело?
– Это он про нас написал.
– Про кого это про вас?
– Про нас! Когда я двойку получу,
родители на целую неделю отнимают у меня
компьютер. А я без него не могу, ухожу в свою
комнату, расстраиваюсь, даже плачу, а мама еще
кричит за дверями, что я тупой, тормоз и лентяй. А
я не тормоз, я… я... я...
Желая унять волнение, спрашиваю:
– А ты сам-то никогда так не
поступаешь?
– Не-е-а! Один только раз. Я нес цветы
учительнице к празднику, ну, мы купили от всего
класса. А Светка несла мой портфель, она
запнулась и уронила его в грязь. Вот я ей и сказал,
что о ней думал, она даже заревела, но не от слов, а
от того, что я у нее портфель отнял. И откуда этот
писатель про все это знает?
– Много видел в жизни, много
испытал. Воевал и был ранен. А однажды был
захвачен пиратами и пять лет провел в неволе.
Дома его ждала нищета. А однажды он доверил
крупные казенные деньги одному банкиру, а тот
исчез вместе с ними. И много-много еще всего.
Только мне уже пора домой. Чао!
Он придерживает ладошкой книгу:
– Почитай еще!
Я смотрю на его короткие штанишки, не
знавшие утюга, на рубашку с оторванной пуговицей,
на ноги, сплошь усеянные цыпками, и читаю: «А
теперь я дам тебе несколько советов, касающихся
твоего тела. Прежде всего советую тебе соблюдать
чистоту, вычесывать голову, почаще бриться и
стричь ногти, иначе они становятся похожими на
черные когти кобчика, питающегося ящерицами.
Никогда, Санчо, никому не показывайся в рваной и
неряшливой одежде, ибо так делают только ленивые
и распущенные люди».
Я захлопываю книгу. Малыш заливисто
смеется и мчится впереди меня по узенькой
тропинке. |