Новые
технологии
История со счастливым началом
Автоматизация работы школьных библиотек
перестает быть утопией
На страницах нашей газеты уже
неоднократно появлялись материалы, посвященные
вопросам автоматизации библиотечной
деятельности, обзору отечественных и зарубежных
автоматизированных информационно-библиотечных
систем. Но, памятуя о том, что «повторение – мать
учения», мы продолжаем публикации на эту тему.
В рамках реализации задач
модернизации образования средние учебные
заведения активно оснащаются компьютерной
техникой и программным обеспечением. Наряду с
использованием обучающих программ, электронных
информационных ресурсов, систем управления
школой и т.п., в настоящее время идет процесс
внедрения средств автоматизации
библиотечно-информационной деятельности в
школьные библиотеки.
Итак, автоматизация работы школьных
библиотек перестает быть утопией. Вам нужны
факты? Пожалуйста!
В мае 2004 года Министерство образования
закупило для поставки в субъекты Российской
Федерации автоматизированную
информационно-библиотечную систему «МАРК-SQL –
версия для школьных библиотек» (разработчик –
НПО «Информ-система»). Было приобретено и
поставлено в регионы почти 40 тысяч (!) комплектов
этого программного продукта.
Для справки:
НПО «Информ-система» занимается
разработкой и внедрением средств автоматизации
библиотек с 1990 года. За это время созданы 3
поколения автоматизированных
информационно-библиотечных систем (АИБС)
семейства «МАРК», которые внедрены в библиотеки
России, СНГ и Дальнего Зарубежья.
Для школ НПО «Информ-система»
разработало специальную адаптированную
библиотечную систему – АИБС «МАРК-SQL – версия
для школьных библиотек» (далее АИБС «МАРК-SQL»).
Отдавая себе отчет, сколь значимо
такое событие для библиотекарей школ, мы решили
узнать все подробности из первых рук. А заодно и
задать хотя бы часть вопросов, которые волнуют
наших читателей. За разъяснениями и
комментариями я обратилась к заместителю
Генерального директора по науке НПО
«Информ-система» Людмиле Васильевне Левовой.
Людмила Васильевна, зачем все-таки
нужно заниматься автоматизацией библиотек в
школах?
Цель автоматизации любой библиотеки –
это, в первую очередь, повышение
производительности и эффективности труда,
улучшение качества информационных услуг,
устранение трудоемких и монотонных операций.
Использование систем автоматизации
дает библиотеке возможность, применяя
программно-технические средства, частично или
полностью освободить человека от выполнения
рутинных операций сбора, преобразования,
передачи и использования информации. Это, если
можно так выразиться, внутренняя польза. Внешний
эффект от работы в этом направлении также
очевиден. Осуществляемая автоматизация позволит
библиотеке учебного заведения стать центральным
звеном в создании единого информационного
образовательного пространства школы. Кроме того,
появляется возможность представить себя
библиотечному сообществу как потенциального
партнера.
Почему Министерство образования
приобрело именно вашу программу?
Закупка системы произведена по
результатам тендера, проведенного Национальным
фондом подготовки кадров в рамках
Инновационного проекта развития образования.
Для участия в тендере были представлены 5
российских разработок. В результате конкурсного
отбора лучшим программным продуктом была
признана разработанная НПО «Информ-система»
автоматизированная информационно-библиотечная
система (АИБС) «МАРК-SQL – версия для школьных
библиотек». Именно эта система поставлена в 39512
школ Российской Федерации.
Кто же те счастливчики, которые
получат столь ценный подарок? В какие школы будет
направлена АИБС «МАРК-SQL»?
Комплекты должны быть поставлены в
школы, получившие оборудование в рамках целевых
программ компьютеризации сельских, городских и
поселковых школ и школьных библиотек.
Как происходило распределение
комплектов программ по регионам?
По поручению Министерства поставку
осуществлял Республиканский центр экспертизы,
мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (РЦ
ЭМТО). Поставка программного обеспечения в адрес
региональных органов управления образованием (87
субъектов федерации) начата в середине июня 2004 г.
и в настоящее время завершена.
Что включает в себя комплект
программного обеспечения?
Школы должны получить компакт-диск c
программным обеспечением, базой данных,
включающей Федеральный перечень и Федеральный
каталог учебных изданий (разработка РЦ ЭМТО),
базу данных по развивающей педагогике, а также
две брошюры: «Руководство по установке» и
«Руководство пользователя».
Мы надеемся, что, внимательно изучив
наши рекомендации, библиотекари смогут
достаточно быстро стать умелыми пользователями
программы.
Каковы основные функции программы?
АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных
библиотек» предназначена для решения задач
модернизации технологии работы школьной
библиотеки на основе автоматизации основных
библиотечных процессов. Сотрудники библиотек
освобождаются от выполнения рутинных операций.
Школьная библиотека получает возможность для
формирования фонда самыми разнообразными
ресурсами, в том числе и электронными. Такое
технологическое и содержательное обновление
работы делает школьную библиотеку
действительным центром информационного
пространства школы.
В этой связи хочется отметить одну
важную особенность АИБС «МАРК-SQL»: она является
сетевой программой и может функционировать как
на отдельном локальном компьютере, так и на
компьютерах, соединенных в локальную сеть и
образующих единое информационное поле школы.
Людмила Васильевна, почему школе
нужна АИБС? Не проще ли создать программу своими,
внутренними силами?
Для достижения целей, поставленных
перед школьным образованием, библиотеке
отводится роль информационного центра в школе.
АИБС, используемая здесь, должна обеспечить
автоматизацию всех библиотечных процессов,
предусмотренных нормативно-правовыми
документами, развитие электронных ресурсов
библиотеки, эффективный обмен данными,
кооперацию с другими библиотеками и др. Это
должна быть достаточно мощная, функционально
насыщенная информационная система, позволяющая
работать с большими базами данных, построенная
на знании национальных стандартов и правил,
тенденций развития библиотечного дела.
Дилетантский подход здесь неприемлем. Если Вы
позиционируете себя в школе как профессионал, то
и программа, сопровождающая Вашу деятельность,
тоже должна быть профессиональной.
Существуют ли отличия АИБС «МАРК-SQL»
для школьных библиотек от основной версии
программы и в чем они заключаются?
Да, существуют. Средства автоматизации
библиотечно-информационной деятельности для
школ должны иметь ряд отличий, обусловленных
спецификой работы школьной библиотеки.
Безусловно, эти АИБС должны соответствовать
современному уровню развития информационных и
телекоммуникационных технологий. Кроме того,
использование АИБС должно способствовать
реализации образовательных задач учебного
заведения.
Еще одна особенность. Крупные
библиотеки в первую очередь решают задачу
автоматизации внутренних технологических
процессов для накопления собственного ресурса и
предоставления доступа к нему своих читателей.
Ресурсы школьных библиотек, несомненно,
скромнее. И для них крайне важно
взаимодействовать с «внешним миром», иметь
доступ к ресурсам крупных библиотек и
информационных центров. Для библиотечной
системы необходим полноценный информационный
обмен.
Именно поэтому АИБС для школьных
библиотек не может быть упрощенной. На наш
взгляд, попытки создать «простенькую»
библиотечную систему, «искалку», в которую можно
только лишь вводить описания книг школьной
библиотеки, осуществлять поиск и распечатывать
выходные формы обречены на неудачу.
Подчеркнем, что при существующих
особенностях, АИБС для школьных библиотек должна
соответствовать общепринятым правилам и
стандартам, которые существуют в библиотечном
мире, и обеспечивать взаимодействие в формате MARC.
АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных
библиотек» является результатом адаптации
базовой АИБС «МАРК-SQL». Взяв за основу ядро мощной
и проверенной библиотечной системы, мы дополнили
ее функциями, специфичными для школ, и
одновременно отредактировали те, которые для
школьной библиотеки являются излишними.
Сегодня в среде администрации и
директоров школ стал популярен термин
«информационно-аналитическая система». Под
этими словами чаще всего подразумевается единая
автоматизированная система управления школой,
которая состоит из подсистем (например,
«расписание», «бухгалтерия», и др. «Библиотека»
– в том числе). Поставщики таких продуктов
обращают внимание на простоту эксплуатации и
очевидную экономию средств при их приобретении.
Что Вы можете сказать о такой единой системе?
Сама идея объединения и обмена
информационными потоками в школе, несомненно,
правильная, целесообразная и потому заслуживает
внимания. Это экономит средства и силы по
освоению программных продуктов. Но
функциональные особенности каждого
подразделения школы столь велики, что требуют
более вдумчивого и внимательного подхода, нежели
простое объединение «всего». Для человека,
знающего, что такое библиотека, специфика работы
этого учреждения очевидна. АИБС должна, прежде
всего, соответствовать тем правилам и
стандартам, которые существуют в библиотечном
мире, обеспечивать взаимодействие в принятых
форматах. Школьная библиотека – часть общего
информационно-библиотечного пространства, а не
довесок к ограниченным рамкам одной школы
административно-бухгалтерским программам.
В то же время, было бы неправильным
отрицать необходимость взаимодействия школьной
АИБС с другими программными средствами, которые
существуют в школе. Другими словами, объединение
необходимо, но оно не должно быть механическим
переносом одного продукта на работу всех
подразделений школы.
Кто будет обучать школьных
библиотекарей использованию АИБС «МАРК-SQL»?
По вопросам внедрения системы в
конкретные школы Российской Федерации и
обучению специалистов необходимо обращаться в
РЦ ЭМТО.
Координаты РЦ ЭМТО: http://www.ndce.ru, e-mail:
mto@mto.ru, тел.: (095) 155-87-30.
РЦ ЭМТО и Головной информационный
центр учебного книгоиздания (ГИЦ) по поручению
Министерства образования разработали и
приступили к реализации программы обучения
школьных библиотекарей работе с
автоматизированной информационной библиотечной
системой «МАРК-SQL».
На первом этапе в рамках
Инновационного проекта развития образования ГИЦ
совместно с Федерацией Интернет образования
(ФИО) и НПО «Информ-система» разработал программу
обучения для тьюторов-библиотекарей
образовательных учреждений, подготовил комплекс
дидактических материалов и провел в мае-июне 2004
года серию апробационных семинаров. На этих
семинарах, которые проводились на базе ФИО, было
обучено 36 тьюторов из 18 регионов Российской
Федерации. В дальнейшем эти специалисты должны
обеспечить высокий уровень подготовки школьных
библиотекарей в своих субъектах Российской
Федерации.
Программа обучения и основные
дидактические материалы размещены на сайтах НПО
«Информ-система» – www.informsystema.ru, РЦ ЭМТО – www.mto.ru и
ГИЦ – www.ndce.ru.
В то же время широким, массовым
обучением назвать это нельзя. Поэтому мы
обратились в Министерство образования и науки
Российской Федерации с просьбой предусмотреть
для этого дополнительное финансирование.
Одновременно мы начинаем, как Вы знаете, новый
совместный проект с газетой «Библиотека в школе»
по обучению библиотекарей школ. На ее страницах
будет печататься практикум для начинающих
пользователей АИБС «МАРК-SQL» – для школьных
библиотекарей. Мы постараемся сделать эти
заочные занятия понятными и эффективными.
Надеемся, что наша совместная работа увенчается
успехом!
От себя добавим, что практикум будет
иметь модульную структуру. Каждый модуль
включает в себя учебный материал, практические и
контрольные занятия. Кроме того, мы планируем
ввести новую рубрику «Внимание: автоматизация!».
В ней будут опубликованы ваши вопросы и ответы на
них, полученные от разработчиков программы.
Здесь же вы найдете советы коллег – опытных
пользователей АИБС. Будем рады получать
письма-отклики от тех, кто делает первые шаги в
непростом деле автоматизации школьной
библиотеки.
Людмила Васильевна, большое спасибо
за интервью. Будем считать, что Вы убедили не
только библиотекарей, но и директоров школ в
необходимости автоматизировать школьные
библиотеки и использовать для этого
качественные, профессионально выполненные
программы.
Беседовала Елена Иванова |