Интересный
документ
Наталия Балашова
Кто в школе главный…
Модель воспитательной системы гимназии
|
Наталия Юрьевна Балашова
зам. директора
по научно-методической работе
гимназия № 5 г. Сергиев Посад, Московская обл. |
Нет в школе направления, которым бы так или
иначе не занимался классный руководитель. Мало
этого – обо всех них приходится еще писать в
отчетах, докладах, справках. Поможет и в работе и
в отчетах, на наш взгляд, этот документ, который
разработан творческой группой педагогов
сергиевопосадской гимназии № 5.
Введение
К базовым основаниям для построения
педагогической системы образования в гимназии №
5 г. Сергиева Посада относятся представления о
человеке, ведущих педагогических подходах и
социокультурной ситуации.
1. Главным представлением о человеке
является представление о нем, как о существе
развивающемся. Человек мыслится как открытая
система, обладающая неограниченными
потенциальными возможностями. Развитие же этой
системы подразумевает постоянное
продуцирование и проявление новообразований.
В применении к педагогической
практике это представление раскрывается как
развитие способностей и личностный рост
учащихся. Это предполагает не наложение
определенных ограничений (социальных,
предметных), а определение зоны ближайшего
развития учащегося и постоянное ее расширение.
2. Такое представление о человеке
требует особых педагогических подходов.
Происходит смещение акцента с информационного
подхода (сумма знаний) на развивающий. К
последнему можно отнести функциональный
(развитие базовых способностей и высших
психических функций) и личностный (актуализация
личностного роста учащихся). Базовые способности
и личностные качества универсальны по отношению
к любым видам самореализации и
профессионализации. Поэтому именно развивающие
подходы могут обеспечить подлинную реализацию
принципа универсализации образования.
3. К социокультурным основаниям
относится различие цивилизации и культуры. В
рамках цивилизационной ориентации
осуществляется подготовка к определенному
социальному функционированию, имеющая
прагматичные цели. В культурной утилитарные цели
отсутствуют и главным здесь выступает включение
учащихся в пространство культуры. Смещение
акцента с цивилизационной ориентации на
культурную приближает гимназическое
образование к аналогам классического
образования в традиционном смысле.
Педагогическая система образования
гимназии охватывает весь педагогический
процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную
жизнь детей (не только досуг), разнообразную
деятельность и общение за пределами гимназии,
влияние социальной, природной,
предметно-эстетической среды, непрестанно
расширяющееся воспитательное пространство.
Цель
Педагогическая система направлена на
развитие познавательной активности учащихся,
формирование гуманистического отношения к
окружающему миру, нравственных основ личности,
способностей к самоопределению, воспитание
толерантности на основе
личностно-ориентированного и деятельностного
подходов; формирование мировоззрения
противоположного доминирующему в настоящее
время – бездуховному потребительскому.
Задачи
· Создание духовно-нравственной
воспитательной среды.
· Создание в гимназии атмосферы
культуры и образовательно-ценностных
ориентаций.
· Развитие инициативы и творческой
самостоятельности во всех видах деятельности.
· Формирование и укрепление
гимназического содружества как общности
взглядов, целей и стремлений в достижении
социальной зрелости и профессиональной
подготовки будущего специалиста.
Принципы педагогической системы
образования
Создание духовно-нравственной
воспитательной среды – это создание такой
атмосферы в гимназии, в которой всегда
присутствует поиск смысла работы учителя и
педагогического коллектива, ученика и
ученического коллектива, всего школьного
сообщества.
При создании такой среды
педагогический коллектив опирается на
определенные принципы.
1. Принцип гуманистической
ориентации воспитания. Он ориентирует на учет
индивидуальности гимназиста, на создание
условий для реализации интересов, наклонностей и
способностей, на стимулирование новых интересов.
Данный принцип предполагает также обеспечение
свободы совести, вероисповедания и
мировоззрения.
2. Принцип социальной защищенности.
Этот принцип предполагает подготовку гимназиста
к сложным отношениям, формирование волевого
усилия для преодоления негативного
эмоционального воздействия окружающего мира,
выработку определенного иммунитета к
негативному влиянию социальной среды.
3. Принцип творчества. Главное
условие – выбор гимназистами формы участия в
учебной и внеучебной деятельности. Поддержки
различных инициатив гимназистов. Создание
творческой атмосферы.
4. Принцип сотрудничества
коллектива школьников с коллективом учителей.
Принцип соуправления. Этот принцип предполагает
развитие инициативы и самостоятельности
гимназистов, делегирование им полномочий и
ответственности. Создание демократических и
независимых от администрации детских сообществ.
5. Принцип выработки единых задач в
области воспитания в общеобразовательных и
гимназических классах с учетом их специфических
проблем.
6. Принцип вертикального смешивания
возрастов. Этот принцип является эффективным
средством при создании комфортной атмосферы в
школьном коллективе.
Содержание педагогического процесса
В основе педагогического процесса
моделирование шести блоков-программ, базой
которых являются духовные ценности.
I блок. «Сознание красоты спасет мир».
Задачи. Эстетизация гимназической
среды. Сохранение культурных ценностей.
II блок. «Все для любви, которая
собирает».
Задачи. Возрождение идей
соборности (церкви, человека, общества, познания,
творчества). Воспитание милосердия. Единение в
обществе. Профилактика экстремизма, радикализма,
вражды. Привитие учащимся веротерпимости.
III блок. «Человек XXI столетия».
Задачи. Охрана окружающей среды.
Экологическое образование. Формирование
экологического мышления. Сохранение жизни на
Земле.
IV блок. «В здоровом теле здоровый дух».
Задачи. Осуществление
здоровьесберегающей деятельности. Формирование
здорового образа жизни.
V блок. «В начале жизни школу помню я...».
Задачи. Гражданско-патриотическое
воспитание. Возрождение российской национальной
культуры. Воспитание чувства патриотизма и любви
к школе, дому, семье, родному краю, Отчизне.
VI блок. «Мыслю, значит существую».
Задачи. Интеллектуальное развитие.
Учебно-исследовательская деятельность.
Формирование творческого отношения к
интеллектуальному труду и труду вообще.
Программы-блоки позволяют решать и
другие конкретные задачи:
а) организация познавательной
досуговой деятельности школьников разных
возрастов, с единой темой, например, «Дни дружбы в
гимназии», «Праздник Земли»;
б) методическая роль блока –
показать активную форму воспитательной работы,
которую любой воспитатель возьмет для работы с
классом;
в) разработка тематического проекта
для школьников разных возрастов, на перспективу,
например, проект «Экскурсия», «Здоровье»,
«Милосердие».
Осуществление деятельности по
блокам-программам проходит в двух
взаимосвязанных формах: урочная и внеурочная,
внеклассная творческая деятельность.
Учебная деятельность
Напрямую занимаются проблемами
нравственности предметные кафедры
гуманитарного и общественного циклов. На таких
предметах как история, литература, риторика и
культура речи, русский язык, мировая
художественная культура, философия,
обществознание, психология, живопись
поднимаются вопросы о совести, смысле жизни,
душе, терпимости, самосовершенствовании, о
культурных, художественных и духовных ценностях
человека и общества. Тем самым создается
атмосфера осознания себя как личности, осознания
своего бытия на земле. Значительно расширен
спектр курсов духовно-нравственного цикла за
счет введения новых предметов: «История мировых
религий», «Основы православной культуры»,
«Культура русского речевого общения», «Родное
Подмосковье», в рамках которого ведется курс
«Сергиево-Посадский край», «Древнерусский язык и
литература», «Духовная музыка».
Важный аспект воспитания духовности –
гуманитарный подход к преподаванию предметов
естественнонаучного цикла: химии, физики и
биологии, экологии, охраны окружающей среды,
естествознания как синтеза взглядов на мир
человека. Важным здесь является признание
необходимости преодоления разобщенности
гуманитарной и естественнонаучной областей
знания с целью формирования у учащихся целостной
картины мира; жесткое разграничение
гуманитарных, естественных и технических
дисциплин уже давно привело к фрагментарности
видения реальности, к искаженному восприятию
мира и, в результате, к возникновению двух
отчужденных друг от друга культур –
гуманитарной и естественнонаучной. Учебная
деятельность должна быть ориентирована на
интегрирование предметов естественного и
гуманитарного циклов. Основная цель здесь –
преодолеть последствия тоталитарного
«научного» атеизма, создавшего благоприятную
почву для проникновения в российское общество
деструктивных псевдорелигиозных течений,
научить детей отличать истину ото лжи.
Работа по интересам
Внеурочная, внеклассная творческая
деятельность учащихся развивает творческий
духовный потенциал личности ребенка через
создание единого культурного пространства, где
он осуществляет деятельность, сотрудничая как со
своими товарищами, так и с учителями, учеными,
деятелями культуры, священнослужителями,
студентами Московской Духовной Академии и
Семинарии, психологами, родителями. Учащиеся
гимназии могут свободно выбирать вид внеурочной
деятельности: это может быть творческое
объединение, клуб, отделение НОУ «Земляне»;
участие в различных проектах, конкурсах,
конференциях, круглых столах, проходящих как в
гимназии, так и в ВУЗах, в редакциях газет, в
Духовной Академии, историко-художественном
музее, музее игрушки и др.
В гимназии работают десять творческих
объединений, восемь клубов. Среди них и
«Литературно-художественная гостиная», где
проводятся творческие встречи с юными и зрелыми
художниками, поэтами, музыкантами, фотографами,
учителями нашего города. Добрая теплая атмосфера
открытости и любви отличает эти вечера.
Творческие объединения «Юный краевед», «Юный
археолог», ансамбль русской песни «Бубенцы»
воссоздают историю и духовную жизнь людей нашего
края.
Педагогический клуб «Мыслящий класс»,
клуб творческого развития «Город мастеров»,
православный дискуссионный клуб «Логос» и
другие создают условия для развития творческого
и духовного потенциала личности учащихся.
Православный дискуссионный клуб
«Логос» каждую четверть проводит открытую
дискуссию, в которой участвуют как его члены, так
и учащиеся и преподаватели гимназии, родители,
студенты духовных учебных заведений (Московской
духовной академии, семинарии, богословских
курсов при храме Петра и Павла), священники
благочиния. Предваряют эту дискуссию занятия, на
которых учащиеся прослушивают курс лекций по
разработанной программе и одновременно готовят
сообщения по подтемам. Они заслушиваются по
системе «Защита мнения» с привлечением
оппонентов. Тематика лекций: «Жизнь и смерть»,
«Духовная природа человека», «Понятие смысла
жизни в религиях и философиях мира», «Два подхода
к осмыслению своего существования». Тематика
заседаний клуба: «В чем смысл жизни?», «Человек
человеку – волк?», «Любовь это...». В рамках клуба
проводятся круглые столы, например, «Молодежь и
православие. Традиции и современность».
Проекты
В создании духовно-нравственной
воспитательной среды большую роль играет
проектная деятельность. Не первый год в гимназии
осуществляются следующие проекты: «Улицы моего
города», «Милосердие» (оказание помощи
бужаниновскому детскому дому, интернату
слепо-глухо-немых детей, детскому дому «Надежда»
поселка Реммаш, в этом году – еще и работа на
строительстве жилого дома для многодетной семьи
Орловых в селе Васильевское Сергиево-Посадского
района Московской области), «Возрождение храма»
(работа по восстановлению храмов Успения
Пресвятой Богородицы и Святого Духа);
«Возрождение краеведческого музея школы»;
«Духовная музыка» (регулярные концерты духовной
музыки на Рождество и Пасху учащихся гимназии,
православного хора благочиния, студентов МДА и
МДС, слушателей регентской школы).
Традицией в гимназии стало проведение
праздника «Земля – наш общий дом»; недели
славянской письменности и культуры, в рамках
которой проводится «День славянской
письменности и культуры, посвященный
равноапостольным Кириллу и Мефодию»; праздника
«Международный день православной молодежи», в
рамках которого проводились встречи с
профессором богословия МДА и МДС А.И.Осиповым,
слушателями регентской школы, студентами МДА и
МДС и Православного Свято-Тихоновского
Богословского института, а также общение в
Интернете с православной молодежью других
городов и стран.
Самоуправление
и соуправление
Формирование духовных потребностей
предполагает возможности обучения в
самоуправлении и соуправлении. Система
самоуправления на настоящем этапе включает
деятельность ученического совета гимназии по
разным направлениям (секторы педагогических
классов, социальной защиты учащихся, редакторов,
культурно-художественной и
учебно-исследовательской работы,
материально-технического обеспечения).
В системе соуправления создание
демократических и независимых от администрации
детских сообществ, как поле личностного
самоопределения и самореализации, является
одним из важнейших условий для выполнения
социализирующей роли гимназии (схема 1).
Важной задачей является подведение
подростка под следующую стратегию поведения:
«Активно взаимодействовать с
культурными нормами, выстраивая в процессе
такого взаимодействия нормы новые, собственные,
произвольно изменяя при этом свое я (процесс
интеграции)».
При этом задачей педагогического
коллектива является помощь подростку в
сохранении и творческом изменении своего я,
творчество вместе с ребенком социальных норм,
обеспечивая профилактику асоциального и
антисоциального поведения. Таким образом
процесс социальной интеграции невозможен без
участия значимого взрослого.
Схема 1
Схема 2. Институт классного
руководителя
Институт классных руководителей
В формировании духовных потребностей
учащихся гимназии одно из ключевых мест занимает
воспитательная работа, которая осуществляется
разными категориями работников гимназии.
Ключевой фигурой в системе воспитания остается
классный руководитель, как человек, постоянно
контактирующий с ребенком напрямую (схема 2).
Поэтому задача гимназии состоит в духовном
единении сообщества не только классных
руководителей, но и всего педагогического
коллектива.
Задача педагогического коллектива –
интеграция подростков в социум – должна идти по
пути признания за ребенком права совершать
собственный поступок и самому оценивать его.
Педагог должен помочь ребенку увидеть как можно
больше вариантов в той или иной ситуации
поведения и после совершения поступка помочь
ребенку пережить и проанализировать
совершенное.
Разработаны документы:
Положение об аттестации классных
руководителей, квалификационные требования к
деятельности классного руководителя. Аттестация
проходит 2 раза в год. Для осуществления
воспитательной работы в гимназии проводится
экспериментальный поиск вариантов оптимизации
воспитательного процесса. |