Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 01 (21) · Вкладка в «БШ» № 02 (134) · 16–31 января 2005 года

 Картотека опыта

Марина Зоткина

Встреча с «Мастером…»

Для заблудившихся в Интернете

Марина Ильинична Зоткина учитель мировой художественной культуры, классный руководитель гимназия № 5, г. Сергиев Посад, Московская обл.

На семинаре классных руководителей по внедрению метода проектов в воспитательную работу читаю лекцию. В памяти задерживается цитата: «Инициатива в проекте должна быть подхвачена извне…»

После семинара встречаю разъяренную учительницу в моем 11 «Г». «Ваши» опять ничего не читают! В класс не хочется идти!» «А что они сегодня “не читают?”» – вяло интересуюсь я. «У нас по программе Булгаков “Мастер и Маргарита”»…

Сразу нахлынули воспоминания. Семьдесят первый год. «Хочешь, сегодня на один вечер дам почитать?» В руках у подруги стопка ротапринтных листков размером в тетрадь. «Только на один вечер! Это 1-я часть, вторая у Машки, третья у Аллы. Будете меняться. За тобой в очереди еще 5 человек». Так я впервые открываю для себя «Мастера и Маргариту»! Оторваться невозможно, читаю всю ночь. Это же ни на что не похоже! Утром только одна мысль: когда дадут 2-ю часть? Как же можно это не читать?

Вхожу в класс и начинаю громко возмущаться: «Ребята, учительница литературы сказала, что вы не читаете Булгакова! Я в ваши годы…» Ловлю себя на мысли, что и голос, и мимика как у прокурора. Они смотрят с искренним удивлением. Особенно их раздражает фраза «Я в ваши годы…» Трудно представить меня в «их годы», это такая древность! «Да ладно, Марина Ильинична, мы краткое содержание в Интернете скачаем!» Они все могут сегодня скачать: и Булгакова, и десять безграмотных сочинений, а потом «А зори здесь тихие» и «Дети Арбата»! Наши «дети Интернета»…

Наконец начинаю мыслить как педагог: от «инициативы “извне” к проекту. Надо спасать моих интернетовцев. Нам было легче! Мы для себя «Мастера и Маргариту» открывали, а их заставляют читать под страхом двойки. Даю себе обещание: Булгаков войдет в жизнь моего 11 «Г», а роман станет фактом их биографии. Я этого добьюсь, потому что вспомню свое волшебное методическое средство: коллективное творческое дело. С его помощью я создам проект и обязательно одолею их «нечитание».

Назавтра после уроков зову к себе четырех, еще не «заблудившихся в Интернете». С ними легко, они готовы помочь. А еще мы это делаем втайне от всех: готовим литературно-музыкальную композицию по моему сценарию. В тексте – строчки писем, цитаты.

Вы скажете, кого этим удивишь? А мы попробуем! Во-первых – это тайна, ребята сюрпризов не ждут. Во-вторых, учимся читать очень красиво, как в радиотеатре. А в-третьих, добавляем музыку и свет. Наш сценарий будет жить по законам красоты, и я верю, что она в очередной раз «спасет мир»!

И вот через неделю обычный классный час в конце учебного дня. Кто-то уже прихватил из раздевалки куртку, ждут счастливого момента, чтобы нестись домой. Мало кто обращает внимание на портрет Михаила Афанасьевича на доске, на четыре стула за выдвинутым к доске столом, на книги Булгакова на подставке.
В классе немного темно, опущены жалюзи, да еще за окнами обычный серый зимний день. Дверь класса отворяется, и входит Аня. Она с зажженной свечой. В этот же миг я нажимаю клавишу магнитофона,
и класс наполняет красивая, спокойная музыка.

Аня ставит свечу на стол: «Давно известно, что талант даруется вместе со способностью его реализовать. Судьба Михаила Булгакова – еще одно тому подтверждение. Перелистаем написанное им только за три года – первые годы серьезной литературной работы – 1922, 1923, 1924. Это около 4-х томов прозы – три повести, множество очерков и фельетонов, первый роман «Белая гвардия»…

Уход Мастера и Маргариты. Картина художницы Нинель Максименко, картон, масло.

А между тем годы были трудные, полуголодные, борьба за хлеб насущный отнимала у писателя все дневные часы. Да если бы и выкроилось время – почти невозможно было работать в коммунальной квартире,
в окружении шумных соседей.

Теперь зажигает свечу Саша: «23 октября 1921 года, Москва. Милая Надя, как живешь? Не писал тебе до сих пор, потому что очень уставал. Все откладывал корреспонденцию. Как твое здоровье? Как Андрей? Напомни ему, пожалуйста, чтобы он не забыл “нахлестать сапогами морду сапожнику” (собственное его выражение). Если нахлестал уже – хорошо сделал, потому что сапоги действительно дрянь. Ну-с, это шуточки. Игривый тон моего письма объясняется желанием заглушить тот ужас, который я испытываю при мысли о наступающей зиме. Впрочем Бог не выдаст. Может помрем, а может нет.

Целую тебя и Андрея крепко. Любящий Михаил.

Постскриптум. Стихи.

(Саша встает и смешно выбрасывает вперед руку):

На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в нем наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь,
извините за выражение, атом.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки.
То потухнет, а то опять
ни с того ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько
дней горит подряд.
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: «Бедная чайка»…
За правой играют на балалайке».

(Из писем М.А. Надежде Булгаковой-Земской, сестре писателя)».

Я встык включаю видеозапись фрагмента из фильма «Собачье сердце». Эпизод, практически любой, но лучше со спевкой хора и незабвенным Швондером. Мы не даем им расслабиться, хотя они просто слушают, и ведем их от серьезного к смешному, от комического к трагическому. А в конце, как в симфонии Гайдна, мои «артисты», завершая роль, гасят свою свечу. Последнюю – после слов: «14 мая 1939 года Булгаков изменит финал своего романа “Мастер и Маргарита” и напишет в эпилоге пророческую фразу о своем главном герое, как окажется в жизни, о себе: “Он не заслужил света, он заслужил покой!..”» В классе еще несколько минут звучит музыка, а затем непривычная тишина. Они молчат, как бы не решаясь сразу бежать в раздевалку. Это было бы, даже с их точки зрения, очень грубо. Поэтому молчат. И вдруг дружно хлопают. Этого мы как раз не ожидали!

На следующий день я зову к себе еще шестерых, причем стараюсь, чтоб это были «юристы» и «туристы».
В классе две профильные группы. «Туристы» – это будущие специалисты по туристике.

«Есть у меня идея. Давайте проведем конкурс между группами. Я приготовила задания, а вы постарайтесь всех расшевелить». И протягиваю им заранее подготовленные конверты.

«А дискотека будет?» Я не обижаюсь на вопрос и старательно ухожу от ответа. Если получится, они про дискотеку и не вспомнят.

«Только попытайтесь задания раздать всем». Всю неделю не вмешиваюсь в процесс, но отмечаю небольшую активность, и самое главное, вижу у некоторых в руках «Мастера и Маргариту». Во вторник прибегают те самые шестеро с криком: «У нас ничего не готово! Давайте перенесем!» Но я непреклонна. «Нет, завтра, и только завтра!» Активность возрастает в несколько раз, просят на вечер ключ от кабинета.

А что в конверте? Во-первых, вопросы.

Например, такие:

· Имя «хорошо известного всей Москве» конферансье Бенгальского.

· Район Москвы, в котором жила Маргарита.

· Милицейское название «преступной» группы Воланда.

· Жанр определенного рода документов, приводящих во времена Мастера к исчезновению людей.

Ответы на них можно найти, только основательно покопавшись в романе.

И еще два задания: «Отметьте на карте Москвы (она вложена в конверт) места, упомянутые Булгаковым в романе» и «Подготовьте небольшой монолог кота Бегемота и сыграйте его. Костюм желателен, но необязателен».

Можно и не только Бегемота, а любых героев романа, а другая команда пусть назовет, кто перед ними.

В день конкурсной программы зову в жюри нашего литератора, а накануне приглашаю двух мам из родительского комитета. Программу веду сама. Вопрос за вопросом мы доказываем нашему жюри, что книга открывалась, и не раз. И я верю, что не просто открывалась, но и читалась. «Бегемоты» просто великолепны!
А «юристы» рискнули явить миру самого Воланда и всю свиту. Мамы смеются до слез, а учитель литературы не скрывает изумления. «Неужели это 11 “Г”, им же ничего не надо!»

«Победителями» становятся все. Жюри постаралось равномерно распределить баллы. В финале председатель родительского комитета говорит о том, что в четверг мы едем в Москву на экскурсию по булгаковским местам, а вечером в театре на Таганке будем смотреть «Мастера и Маргариту». В ответ гремит «Ура!» на всю гимназию. Кричат от радости. И что не учимся, и от того, что любая поездка для них – это горячо любимая «тусовка». А может быть, мечтаю я, потому что Булгаков теперь стал добрым знакомым, каждая встреча с которым – радость.

Что они думают о романе и Мастере на самом деле, мы попробуем обсудить после поездки в театр.