Слово
Александр Панфилов
Не будь писателем!
Зря я в прошлый раз так разворчался по
поводу встреченного мною молодого поэта. Тут
ведь еще свою роль играют и особенности
отечественной традиции, которая сакрализует
образ литератора. Литератор, по ней, человек,
причастный к жизни высшей и понимающий больше
других. Поэт, будь он неладен, в России больше, чем
поэт. Он – учитель, ведущий за руку. Иронические
сочинители последнего десятилетия (впрочем,
началось это гораздо раньше) изо всех сил
развенчивают навязший в зубах стереотип, но он
что-то развенчиваться не собирается. Вчерашние
кандидаты в «пророки от литературы» сегодня
становятся безответственными зубоскалами, но им
на смену приходят новые мальчики и девочки с
байроническим сверканием в очах.
Вот-вот, все это оттуда, из
романтической эпохи. Все как-то так сложилось –
притеснения полицейского режима, невозможность
сказаться нормальным способом (в газетной
статье, например), оформление литературы, как
общественной силы… А на выходе – писатель в
образе пророка. Ведь до Пушкина литература была
вполне частным делом; за ней веселее короталось
время, которое текло в те чудесные времена
страшно медленно. И вот она частным делом быть
перестала. Не забудем и то, что Россия, вообще,
страна романтическая – она больше живет «там»,
нежели «здесь»; поэтому и люди, отсвечивающие
«нездешним» (и не важно, истинные это отсветы или
мнимые), пользуются в ней большим спросом и
уважением.
Советские годы добавили в эту мелодию
дополнительные обертоны. «Инженер человеческих
душ» – это звучит гордо. А если это звание еще и
связано с не совсем обычными материальными
условиями жизни, то и вовсе небо и земля
счастливейшим образом встречаются. Полстраны
ночами исписывало страницы текстами разного
качества. Сколько же трагедий было результатом
такого отношения к литературе, сколько
искалеченных судеб! Потому что «в писатели»
попадали единицы, и это было невероятной удачей.
Вспоминается забавное. Мы (наш курс)
поступили в Литературный институт в 1984 году. Это
было заведение уникальное – в систему
Министерства высшего образования он не входил, а
числился по ведомству Союза писателей.
Студбилеты тоже отличались от стандартных – и
формой, и цветом, и, самое главное, надписями.
«Студенческий билет» было написано меленько
внизу, а наверху – броским золотом – «Союз
писателей СССР». Особенная фишка первокурсников
заключалась в том, чтобы расположить студбилет в
нагрудном кармане в том положении, когда в глаза
бросалась только эта золотая надпись. Так и
ходили, выпятив грудь и с полным сознанием
собственной исключительности, ловя уважительные
взгляды.
Вроде бы смешная мелочь, а сейчас
горько до слез. Потому что рифмуется все это с
массой неисполненных ожиданий. И настоящих
трагедий. Нам, конечно, не стоит стыдиться
собственной культуры, но надо отчетливо
сознавать – вот эта самая
«культуроцентричность»,
«литературоцентричность» российского общества
наделала немало бед. Она помещала человека в
ненормальную систему координат, когда неважное
оказывалось важным, а о важном никто не думал.
Качество литературы всегда у нас стояло выше
качества жизни (я не только о материальной жизни
сейчас говорю); должно же быть наоборот. И пусть
это выглядит чудовищной неблагодарностью, но я
определенно рад тому, что сегодня литература
(скажем так, высокая) задвинута куда-то на
задворки, превратившись в резервацию для тех,
кому тесно в «разграфленной» и «расчисленной»
жизни. Это несправедливо, но слишком огорчаться
не стоит – все рано или поздно вернется на круги
своя. А начинающих литераторов я всегда
отговариваю идти по пути, который они для себя
избрали. Он, по большому счету, безрадостен. И с
пугающей периодичностью ставит писателя перед
вопросом, касающимся оправданности его судьбы.
Да, в том числе и в высшем смысле оправданности. А
абсолютных ответов на этот вопрос нет. Сегодня
кажется так, а завтра – этак, и ни на чем нет
санкции истины. Это мучит, это бросает в отчаяние.
В общем, можешь не писать – лучше не пиши. А не
можешь – не жалуйся, если роз по дороге тебе
встретится немного, а все больше шипы да тернии. У
Чехова есть чудесная дневниковая запись – в ней
Чехов советует всякого новорожденного первым
делом хорошенько отшлепать, приговаривая: «Не
пиши! Не пиши! Не будь писателем!»
Дам совет и я, понимая, что все советы –
дело пустое. И все-таки.
Коль уж ты «идешь в писатели»,
постарайся побыстрее проскочить период
самовозвышения, который неизбежен. Можно,
разумеется, подобно имажинистам, называть
московские улицы своими именами, по ночам меняя
уличные указатели, можно ходить в желтых кофтах
(один мой знакомый поэт был и вовсе оригинален,
предпочитая неожиданно появляться в
общественных местах «совсем без ничего» и в
таком виде читать собственные вирши), но всему
свое время. Тот же Есенин самые пронзительные
свои стихи все-таки написал в последний год
жизни, когда с имажинистами уже не шалил и всякий
маскарад из своей жизни напрочь изгнал.
Иерархическая схема «Поэт и толпа», на мой
взгляд, не выдерживает никакой критики.
Я вообще не люблю иерархий. |