Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Вчера. Сегодня. Завтра

Технологии. Инициатива. Творчество –
ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки

Вступление

Изобилие новой техники, электронных носителей информации, компьютерных программ и прочих малопонятных вещей для школ и библиотек – пугает. Все это так сложно, непонятно для нас, гуманитариев. Правда, компьютер сам по себе уже не приводит к оцепенению. Но вся его «начинка», по прежнему вызывает стойкий священный ужас. Что со всем этим делать-то? Ничего не делать нельзя – времена изменились.

Но как разобраться, разложить по полочкам все эти новшества? Как объяснить самой себе (потом уже – директору, коллегам, педагогам, возможным спонсорам), для чего МНЕ это НУЖНО? Полагаю, что многие библиотекари озадачены подобными вопросами. И ответы на них так нужны сегодня! Без конца теребят методисты, говорит директор, пишет профессиональная пресса, что-то делают самые «продвинутые» коллеги.
И везде звучит «модернизация образования», «медиацентры», «информационное пространство», «современная школьная библиотека». И как МНЕ, не абстрактному человеку,
а мне, простому библиотекарю в школе, сделать первые шаги в то «светлое будущее», о котором без устали говорят все перечисленные выше товарищи? Вот задачка-то в чем.

Давайте размышлять вместе и вслух. Мне кажется, так у нас будет больше шансов найти кратчайший путь к истине. Только «вместе» – значит вместе. Я пишу в газету, и вы пишите. Объясните, с чем согласны, докажите свою точку зрения.

Попробуем определить, в какой школьной библиотеке вы работаете сегодня. Вариантов может быть несколько. Первый – идеальный и радужный:

– Школьная библиотека хорошо укомплектована ресурсами и специалистами, она соответствует запросам школьников и педагогов. Обучение технологиям и их использованию играет важную роль в вашем библиотечном центре, он отвечает современным потребностям школьников. Зачастую потенциал такой школьной библиотеки больше, нежели запросы и требования школы.

Второй вариант – оптимистический и вполне реальный:

– Школьная библиотека – это место, где ученики обращаются к книгам, ищут и находят нужное им издание, читают, возвращают и обменивают на новые книги. Директор способствует развитию библиотеки, но частенько диктует свою волю по стратегическим вопросам.

Третий вариант – самый распространенный, к сожалению:

– Школьная библиотека скорее выживает, чем развивается. Руководство школы не понимает значимости библиотеки, не оказывает ей регулярной поддержки. Учителя и библиотечные специалисты не работают вместе как образовательная команда. Но библиотекари все же стремятся изменить это положение. «Пациент скорее жив, чем мертв».

Четвертый вариант: худший, но не безнадежный:

– Библиотека – безликое пространство, чьи задачи ограничены выдачей учебников. Хоз. блок в школе. «Пациент скорее мертв, чем жив».

Смею утверждать, что любой из этих вариантов приемлем для того, чтобы школьная библиотека поступательно развивалась. Только глубина и скорость преобразований будут разными. И самым главным на данном этапе выступает профессиональная и психологическая готовность к изменениям. Здесь можно сделать паузу, поставить многоточие.

Тот, кто предпочитает спокойную, традиционную рабочую деятельность «за те деньги, которые нам платят», прав в своем выборе. И все нижеизложенные умствования волен пропустить. Или прочесть, чтобы забыть.

Те же, чьи темперамент, самолюбие и любопытство настойчиво ищут выхода и профессионального преломления, – присоединяйтесь. Присоединяйтесь к смелым, иногда бредовым, почти всегда авантюр-рным (вот так, с двумя «р»!) идеям, проектам. И не думайте о том, что это вам не по плечу. Читайте и «примеряйте» все узнанное на себя.

Итак, что мы имеем? Библиотеку. Какую? См. перечисленные выше четыре варианта.

Что можем иметь? Библиотеку. Какую? А вот такую…

…В школьной библиотеке наблюдаются очевидные изменения: карточные каталоги заменяются онлайновыми. Компьютеры размещены по всей библиотеке, большие экранные устройства доступны для учеников, занимающихся электронными проектами. Как полезный информационный ресурс широко используется Web. Учащиеся начальной и средней школы все активнее используют лучшие интернет-материалы как образовательный ресурс. Обычно в такой работе им помогают библиотекари, учителя, родители.

Школьные библиотекари теперь говорят о виртуальных библиотеках, об управлении знаниями, о развитии «веба», о мотивации чтения, о навыках информационной грамотности, о сотрудничестве в планировании учебных программ…

Все это «завтра» начинается сегодня. На конференциях и семинарах много говорится о страхах и надеждах относительно будущего библиотек и роли библиотечных работников. Пришло время осознания, что все появившиеся новшества очень скоро станут естественной частью нашей профессиональной деятельности в новых условиях.

И школьные библиотеки уже сегодня осваивают новые информационные технологии обработки и хранения информации, а также новые подходы к информационному обслуживанию пользователей.

Часть 1
Автоматизация библиотеки
Что может АИБС?

Специалисты школьных библиотек уже осваивают это направление работы. И потому не иссякают вопросы о проблемах внедрения и использования АИБС. Мы еще не один раз обсудим эту тему. В школе ведутся нескончаемые разговоры об информатизации образования. Чем отличается информатизация от ее первой стадии – автоматизации? Вот что по этому поводу пишет столь уважаемый мною профессор Я.Л.Шрайберг: «Под автоматизацией библиотеки стоит понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек и т.д., а читателям – создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки. Все эти изменения должны привнести компьютеры, локальные вычислительные сети компьютеров и программные системы, работающие на них. А появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно стать термином “информатизация”, внутри которого “автоматизация” является одной из компонент. Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии, онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая индексация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы “CD-ROM Networking”; издательские технологии; полнотекстовые базы и, наконец, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки» [1].

Процесс внедрения и развития программного обеспечения в библиотечных технологиях и практике называется автоматизацией библиотеки.

Специальное программное обеспечение именуется Автоматизированной информационной библиотечной системой (АИБС), которая позволяет перевести традиционные библиотечные технологии на автоматизированную платформу. Ключевой принцип построения АИБС – модульный. Каждый модуль, называемый автоматизированным рабочим местом (АРМ), обеспечивает автоматизацию определенного ряда процессов библиотечной деятельности, и выполняет следующие функции (перечень примерный).

АРМ Комплектатор:

· формирование заказа на издания – ввод кратких библиографических сведений и данных для заказа, оформление документов заказа (для периоди-
ки – оформление документов подписки),

· регистрация поступающих изданий,

· контроль поступлений литературы и ввод данных для книги суммарного учета,

· передача записей на каталогизацию,

· ведение типовых форм отчетности при списании и движении литературы.

АРМ Каталогизатор:

· различные формы для составления различных видов библиографического описания (аналитическое описание статей, описание периодических изданий и т.д.),

· классификация, предметизация изданий,

· технология сверки на дублетность, исключающая повторный ввод в базу данных электронного каталога описания издания, уже существующего там.

АРМ Книговыдача:

· регистрация читателей,

· выдача, продление, возврат, заказ изданий,

· наличие информации о свободных и выданных экземплярах литературы,

· учет всех сведений о выдаче/возврате литературы в индивидуальных карточках/формулярах читателей,

· технология книговыдачи на основе штрихового кодирования экземпляров.

АРМ Читатель:

· одновременный поиск в базах данных электронного каталога произвольного количества пользователей,

· представление результатов поиска в различных формах библиографического описания,

· вывод данных на экран, печать и магнитные носители.

АРМ Администратор:

· управление и поддержка функционирования системы,

· архивация статистических данных,

· составление отчетов и выведение их на экран, печать и магнитные носители,

· поддержка экспорта/импорта данных.

Все типы АРМов взаимосвязаны с собой и представляют единую интегрированную библиотечную систему.

Как мы видим, АИБС внедряется во все библиотечные процессы, с которыми сталкивается пользователь (регистрация, поиск в каталоге, книговыдача, использование электронных ресурсов), и во внутренние библиотечные процессы (комплектование фондов, обработка изданий, создание тематических указателей, росписи сборников и периодических изданий).

Прежде чем приступить к выбору АИБС, перечислим некоторые их основные функции:

· создание и ведение электронных каталогов – от книг и статей до машиночитаемых носителей;

· поиск по любому критерию;

· режим автоматического определения авторского знака по таблице Хавкиной;

· формирование и печать выходных форм;

· интегрирование электронных каталогов в компьютерные сети организации;

· создание и хранение полнотекстовых и мультимедийных ресурсов;

· получение результатов поиска в удобной для пользователя форме;

· создание различных видов отчетных документов;

· поддержка штрихкодовой технологии;

· совместимость с международными форматами USMARC и RUSMARC;

· доступ к каталогу через Интернет;

· обработка электронных документов.

АИБС легко и просто устанавливаются, имеют дружественный интерфейс.

Выбор системы

На российском рынке АИБС представлено несколько программных продуктов, каждый из которых хорош по-своему. Назовем некоторые:

1. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) – интегрированная библиотечно-информационная система «ИРБИС» (подробнее см. http://www.gpntb.ru).

Разработчики программы пишут: «ИРБИС – это система автоматизации библиотек, отвечающая всем международным требованиям, предъявляемым к современным библиотечным системам, и в тоже время поддерживающая все многообразие традиций российского библиотечного дела».

Существует несколько версий программы: ИРБИС для MS DOS (бесплатно пять АРМов), ИРБИС 32 (пять АРМов: «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор»), МИНИ-ИРБИС 32 (три АРМа: «Каталогизатор», «Читатель», «Администратор», ограничение объема одной базы данных до 25 000 документов), ИРБИС 64 и некоторые другие.

2. ЗАО «Научно-производственное объединение Информ-система» – АИБС МАPK (подробнее см. http://www.informsistema.ru).

Разработчики этого продукта предлагают локальный вариант программы (MS DOS), сетевой вариант, SQL – вариант, SQL Internet вариант.

Существует специальная версия АИБС МАPK SQL, предназначенная для школьных библиотек. Эта версия АИБС поможет осуществить комплексную автоматизацию библиотечной деятельности в школе на основе новых информационных технологий.

3. Программа МГУ «Библиотека 5.0» (подробнее см. http://www.bks-mgu.ru/products/product.asp?name=lib53).

Разработанные сотрудниками компании «Библиотечная Компьютерная Сеть» («БКС») системы «Библиотека 5.0», «Эйдос», «Библиотека 21», «Книжная учетная база (КУБ)» облегчают работу с книжным фондом, дают необходимый библиотекарю инструментарий для создания и ведения каталогов. «Мы постоянно усовершенствуем программу, стараясь идти в ногу со временем и учитывать пожелания и замечания наших пользователей. Так, в версии 5.4 планируется реализовать возможность пакетной загрузки библиографических записей из Интернета с автоматической модификацией в формат пользователя», – пишут авторы программы.

4. ЗАО «Компания Либэр» – АИБС «Liber-media» (подробнее см. http://www.libermedia.ru).

«Компания Либэр» является официальным представителем Relais Informatique International Diffusion (Франция) и занимается автоматизацией библиотек на основе программ LiberMedia и Absoteque.

Система LiberMedia – единый программный пакет управления библиотекой, автоматизирующий все библиотечные циклы – комплектование, обработку, работу с читателями, статистику, обмен библиографическими записями и т.д.

Позвольте еще несколько замечаний. В стремлении сэкономить деньги, не стоит браться за разработку собственных библиотечных программ, привлекая к этому студентов или учителей информатики. Приобретите готовые продукты у профессиональных фирм и организаций, которые будут осуществлять их полное сопровождение и сервисное обслуживание, окажут вам консультационную помощь.

Если есть возможность, стоит предпочесть тот программный продукт, который используют большинство (или многие) библиотеки города, региона, в котором вы работаете. Советы коллег, уже освоивших АИБС, помогут вам быстрее стать умелым пользователем программы.

И еще. В статье невозможно ответить на все интересующие вас вопросы. О выборе и использовании автоматизированных библиотечных систем лучше всего расскажут профессионалы. Список литературы в конце материала.

Чему придется учиться

Приобретение АИБС – только первый шаг. Теперь изучаем программу. Хорошо, когда занятия по освоению АИБС проводит региональный дилер компании-производителя. Он знает о программе все и даже больше, готов ответить на любые вопросы. Часто обучением библиотекарей занимаются более опытные коллеги из отделов автоматизации крупных библиотек. На занятиях вы научитесь, как с помощью АИБС:

· вводить в компьютер описание документа по единому стандарту описания, узнаете об обязательных и резервных полях для заполнения;

· оформлять подписку на периодические издания;

· искать библиографические описания в электронном каталоге;

· осуществлять информационно-библиографическое обслуживание, составлять справки, бюллетени по запросам читателей;

· работать с генератором выходных форм для проектирования и печати нестандартных выходных форм;

· администрировать систему: настраивать, сортировать, выгружать, объединять базы данных.

Каталоги

Позвольте обратить ваше внимание на некоторые важные аспекты работы, связанные с внедрением АИБС.

Поиск в электронном каталоге

Автоматизация библиотеки приводит к созданию электронного каталога, который предлагается пользователю. Все каталоги позволяют проводить поиск по автору, названию и предмету – ключевому слову. Пользователь имеет возможность выбрать поле для своего поиска. Рассмотрим основные типы поиска.

Поиск по заглавию. Для простого поиска по заглавию читатель вводит с клавиатуры название нужного документа или хотя бы первое слово. Запрос проверяется по указателю (файлу) заглавий. После чего система формирует и выводит на экран (дисплей) список релевантных заглавий в алфавитном порядке. Читатель просматривает список и находит нужное ему издание. Если запрос точный, то система сразу выводит краткую библиографическую запись с запрашиваемым заглавием.

Поиск по автору. Поиск по автору осуществляется через файл авторов, который включает также и соавторов, иллюстраторов, редакторов и т.д., то есть все имена из заголовков и сведений об ответственности, которые вы внесли, составляя библиографическую запись. Далее поиск осуществляется так же, как и поиск по заглавиям. Система выводит на экран список релевантных запросу авторов (если вы искали несколько фамилий) и указывает количество заглавий по каждому автору. Если перечень заглавий произведений автора велик, система дает возможность просматривать его по алфавиту.

Поиск «автор–заглавие». Для данного вида поиска можно ввести несколько начальных букв имени/наименования автора и заглавия. Поиск осуществляется по двум файлам – авторскому и заглавий. Даже при усеченных формулировках в запросе, результаты поиска дадут лишь несколько релевантных записей. Если запросу соответствует только одна библиографическая запись, то она сразу выводится на экран, если несколько – система формирует список, предлагая выбрать наиболее подходящий вам вариант.

Поиск по ключевому слову или предметной рубрике. В этом случае пользователь формулирует тематический запрос. Система выводит на экран список релевантных запросу библиографических записей.

Выводя результат поиска, система обычно сообщает о количестве найденных записей. Пользователь может получить более подробное описание любого источника из списка с указанием его местонахождения и наличия в фонде в данный момент времени.

Ретроспективная конверсия

Ретроспективная конверсия – перевод карточных каталогов в машиночитаемую форму – требует много времени и работы. Однако, результат стоит этих усилий, поскольку для библиотеки открывается возможность полной автоматизации выдачи документов, качественно меняется уровень поискового сервиса для пользователей. За рубежом ретроконверсия шла двумя путями: перевод карточных каталогов в электронные силами самих библиотек и использованием (приобретением) уже существующих машиночитаемых библиографических записей из национальных баз данных. Часто библиотеки комбинировали эти два способа.

Российская же действительность такова, что мы вынуждены все делать сами. А может стоит попробовать привлечь к созданию электронных каталогов товарищей по освоению АИБС – коллег из других школьных библиотек?

Фонды у многих не очень большие и часто похожие – спасибо не столь далеким временам с централизованным книгообеспечением библиотек. Распределите обязанности между собой: одна «набивает» (вносит в электронный каталог библиографические данные из алфавитного карточного каталога) букву «А», другая «Б». Потом обменяйтесь базами, исключите те издания, которых у вас нет,
и еще раз (что совсем не лишнее!) проверьте библиографическую запись. Ретроконверсия пойдет полным ходом!

Очевидно, что автоматизация значительно упрощает традиционную работу библиотекарей. Сэкономленные ресурсы (люди, время) могут быть использованы для более эффективного выполнения содержательных задач библиотеки образовательного учреждения.

Разговор о новых направлениях работы библиотеки и новых информационных ресурсах будет продолжен в следующем материале.

Литература

1. Шрайберг Я. Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : 5-я Междунар. конф. «Крым–98» Труды конф. – Судак, 1998. – Т. 1. – С. 108.

2. Шрайберг Я. Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие /
Я. Л. Шрайберг, В. С. Воройский. – М. : Либерея, 1996.