Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Итак, библиотека, картотека…

Деятельность библиотеки образовательного учреждения

Перед вами глава из книги Любови Мироновны Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. Выпуск 2».

Давай-ка, заглянем в этот тихий и райский уголок общения с прекрасным – в библиотеку, а то в суете нашей жизни некогда, порой, зайти к нашим работникам библиотечного искусства…

Чем и как живут библиотекари в общеобразовательном учреждении? Не забывай, что они не только библиофилы и специалисты по работе с книгами, они, так же как и мы, – педагогические работники…

Наш переход к этой теме не случаен, потому что мы не только идем в библиотеку, а приступаем к вопросу, связанному с обеспечением учебниками, пособиями и художественной литературой образовательного учреждения.

Да… перед началом учебного года этот тихий и благородный мир перевернулся… Идет главная библиотечная страда – «выдача учебников»…

А в конце учебного года опять наступит еще одна библиотечная страда… теперь она называется «прием учебников»…

Что же в жизни и ритме работы библиотеки скрывается между этими бурными периодами? Тишина, покой, забвение? Отнюдь… Ведь не всякий библиотекарь пойдет работать в школьную библиотеку, где помимо любимой работы с книгами есть еще уникальная работа, связанная с педагогическим общением с детьми…

Библиотека – греч. biblion (книга) + thкkк (хранилище) – 1) собрание печатных, а также рукописных материалов; 2) помещение для хранения книг, 3) учреждение, осуществляющее общественное пользование всеми видами печатных изданий.

И поскольку речь идет о библиотеке общеобразовательного учреждения, то мы будем знакомиться с системой ее работы с учетом следующих позиций (см. схему 1).

Конечно, выделение таких элементов в системе работы библиотеки образовательного учреждения может вызвать недоумение у людей, трепетно относящихся к «библиотеке как сконцентрированной памяти человечества». Но для понимания организации деятельности этого подразделения в ОУ такое «препарирование» сделать необходимо, поскольку мы должны увидеть работу каждого элемента в этом сложном механизме обеспечения образовательного учреждения.

То, что библиотека ОУ является собранием печатных материалов, не вызывает сомнения. И в этом мы должны увидеть две обязательных функции библиотеки.

Схема 1

Функция 1.

Сбор и отбор необходимого фонда печатной продукции, итогом которых должен быть определенный набор учебников, пособий и художественной литературы, обеспечивающий образовательный процесс в ОУ. Иными словами, все это – комплектование ОУ необходимым количеством учебников и литературы.

В этом случае библиотека образовательного учреждения является тем необходимым завершающим звеном в реализации программно-технологического обеспечения учебных планов и образовательных программ учреждения. Именно это подразделение отвечает в конечном итоге за наличие, достаточность и полную обеспеченность ВСЕХ обучающихся учебниками, пособиями и необходимой литературой для успешной реализации учебно-воспитательного процесса. Поэтому в управлении библиотекой ОУ должен быть четко прописан регламент ее деятельности по обеспечению ОУ необходимой книгопечатной продукцией.

Библиотека должна знать:

· что она должна иметь в своем арсенале средств?

· в каком объеме и количестве эти книги должны поступить?

· когда, в какие сроки эти книги должны поступить в ОУ?

Прошу прощения за стилистически неправильное «Библиотека должна знать…» Невольное одушевленное отношение к этому участку управления. На самом деле, мы же часто так говорим: «библиотека знает, библиотека имеет и умеет, библиотека сможет, или библиотека отказывается…» И таким образом соединяем в единое целое людей, работающих в библиотеке, и все ресурсы этого звена управления.

Библиотека должна знать, чтобы организовать:

· обеспечение книгоиздательской продукцией, необходимое по содержанию образовательного процесса;

· количество учебников, пособий и литературы, необходимое по потребностям структуры школы и классов;

· поступление в четко определенные сроки необходимого учебно-методического обеспечения.

Таким образом, отводя библиотеке одну из самых важных ролей обеспечения жизнедеятельности образовательного учреждения, мы обязаны включить ее в управленческий механизм программно-технологического блока ОУ:

· анализ – сбор необходимой информации о потребности ОУ в книгоиздательской продукции и определение имеющихся ресурсов библиотечного фонда;

· планирование – оформление заявки ОУ на приобретение учебников, пособий и литературы, необходимое по потребностям образовательной программы, структуры школы и сроков реализации учебного плана;

· организация – организация приобретения и поступления в ОУ необходимой книгоиздательской продукции;

· контроль – контроль обеспеченности учебниками, пособиями и литературой всех обучающихся в ОУ согласно утвержденному учебному плану;

· регулирование – любой управленческий цикл требует внесения необходимых корректив в содержание и сроки реализации задуманного, поэтому функция регулирования поможет скорректировать информацию, провести необходимые изменения в заявке, регламенте организации, в сроках и темах проводимого контроля.

И поскольку управленческий механизм должен быть отлажен как часы, мы определяем каждому из этих периодов свое время его реализации, включая их в циклограмму деятельности образовательного учреждения (см. схему 2).

Вторая функция библиотеки образовательного учреждения, также связанная со сбором книгопечатной продукции, определяется не столько ее количественными показателями, сколько признаками качества содержания книг и учебников, предлагаемых в ОУ обучающимся.

Схема 2

Функция 2.

Собирание есть особая работа образовательного учреждения по предоставлению обучающимся и обучению их выбору «дополнительной» литературы, способствующей развитию личности и превосходящей рамки школьной программы.

Иными словами, это – комплектование «качества» учебников и произведений литературы высокого интеллектуального смысла, составляющими «цвет нации» и «коллективную память человечества».

Одной из задач образовательного учреждения является воспитание настоящих библиофилов, что мы можем и должны делать совместными с родителями усилиями. И общая для нас, взрослых, проблема, которую мы, как правило, называем одной фразой «дети мало читают», произрастает не из нехватки времени на чтение. Корни ее гораздо глубже: дети будут читать тогда и только тогда, когда они на каждом этапе своего развития будут получать личностный «эффект» от прочитанного, затрагивающий душу и раскрывающий смыслы. И наша задача при этом очень сложна: найти ту нить Ариадны, которая раскроет дорогу к интересу ребенка через книги. Поэтому таких книг в школе всегда должно быть «с избытком».

А в этом случае библиотека нуждается в дополнительных инвестициях, как правило, не связанных с бюджетным финансированием. Поэтому позиция расходов ОУ из внебюджетных источников, направленная на приобретение дополнительной учебной и художественной литературы, становится одной из лидирующих. Поверь, на это и благотворители,
и родители, оплачивающие дополнительные услуги, денег жалеть не будут.

Из этих же источников возможно финансирование пока нового для многих ОУ направления формирования качества жизни школьной библиотеки – создание медиатеки, которое помимо новизны хранения и получения информации также будет способствовать обучению качеству выбора.

К этому же направлению относится умение школьной библиотеки, особенно в тех образовательных учреждениях, которые работают не один десяток лет и накопили в своих книгохранилищах большое количество разной литературы, вести достойный и правильный отбор литературы и «макулатуры», выбирая из старых книг те, что на самом деле представляют собой образовательную и культурную ценность.

Третья функция библиотеки образовательного учреждения будет представлять собой следующее важное направление деятельности, связанное с хранением книгопечатной продукции, а это представляет собой особую специальную отрасль знаний и умений работников «тихого книжного фронта».

Функция 3.

Хранение и учет как раз и отражает суть слова библиотека как хранилище книг. И как в любом хранилище здесь должен быть создан определенный порядок и установлен четкий регламент деятельности. Связано это, прежде всего с тем, что хранящаяся в библиотеке книгопродукция представляет собой материальную ценность образовательного учреждения, которая учитывается в плане счетов основных средств бухгалтерского учета образовательного учреждения.

И поскольку речь идет о регламентации деятельности библиотеки ОУ, то мы обязаны руководствоваться, прежде всего, государственными нормативно-правовыми актами. И в первую очередь, финансовыми нормативно-правовыми актами.

Юридический ликбез

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (Утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года № 107н).

Инструкция 107н дает нам следующие указания:

К основным средствам относятся материально-вещественные ценности…

Указание 1:

Напоминаю уже знакомую тебе таблицу (cм. таблицу 1).

в основных фондах на счете 01 учитываются:

018 – учитываются библиотечные фонды, независимо от стоимости отдельных экземпляров книг. В библиотечный фонд включаются: научная, художественная и учебная литература.

Указание 2:

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках.

п. 53. Карточка ф. ОС-9 предназначена для учета библиотечных фондов и сценическо-постановочных средств.

Для библиотечных фондов открывается одна карточка. Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Таблица 1

Учет библиотечных фондов ведется в порядке, установленном Министерством культуры РФ и соответствующими органами исполнительной власти…

Приказ Министерства культуры РФ от 2 декабря 1998 года № 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда» (Инструкция об учете библиотечного фонда).

Приказ Министерства образования РФ от 24 августа 2000 года № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»:

В целях сохранности фонда, установления единого порядка учета библиотечных документов, создания условий для совершенствования организации труда и внедрения средств компьютеризации и механизации в библиотеках ОУ…» (Методические рекомендации по применению Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках общеобразовательных учреждений).

Мы же добавим от себя: в целях понимания системы организации учета и хранения библиотечного фонда в ОУ… Безусловно, вникать в специальные тонкости технологии учета мы не будем, но определить «руководящую и направляющую линию…» должны. Поэтому в первую очередь ознакомимся с наиважнейшими позициями Инструкции об учете библиотечного фонда в части обязанностей библиотеки:

· библиотека обязана осуществлять суммарный и индивидуальный учет поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него документов в установленных единицах учета;

· библиотека обязана обеспечивать последовательность применения установленных единиц учета и не допускать их изменения без принятия новых нормативных документов по учету библиотечных фондов;

· библиотека обязана обеспечивать сопоставимость единиц учета фонда в экземплярах с единицами их хранения и выдачи, за исключением газет, журналов, листовых изданий;

· библиотека обязана соблюдать преемственность организации учета в целях сопоставимости учетной информации.

И ответственности библиотеки:

п. 5.2. Ответственность за правильность организации учета фонда несут администрация библиотеки и сотрудники в соответствии с должностными обязанностями.

п. 5.3. Контроль за соблюдением норм и требований по учету библиотечного фонда осуществляет специальное функциональное подразделение библиотеки, (поясню, как правило, это осуществляется на уровне муниципального управления образовательными учреждениями), а также комиссия по сохранности… (т.е. речь идет об общественных формах контроля деятельности библиотеки ОУ).

Чтобы представить в общих чертах систему учета библиотечного фонда обратимся к схеме 3.

Ну, чем не лозунг к 7 ноября:

– Библиотекари! Шире осваивайте смежные профессии бухгалтеров!

– Да здравствует наступающая инвентаризация библиотечного фонда!

Схема 3

А инвентаризация библиотечного фонда обязательно наступит.

 

Юридический ликбез

Письмо Министерства финансов РФ от 04.11.98 № 16-00-16-198

«Об инвентаризации библиотечных фондов»:

· фонды библиотек до 100 тыс. учетных единиц проверяются один раз в 5 лет.

Проверка библиотечного фонда при смене руководителя библиотеки или структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, приравнивается к очередному сроку.

 

Помимо регулярно установленных могут быть проведены обязательно требуемые проверки в таких случаях.

 

Юридический ликбез

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (Утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 года № 107н).

Обязательная проверка фонда проводится:

· при смене материально-ответственного лица;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

 

Итак, хранение и учет библиотечного фонда подобен аналогичным позициям в блоках финансово-экономического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Поэтому руководитель, видя эти взаимосвязи, должен организовать обязательное взаимодействие бухгалтерии и библиотеки, библиотеки и ревизионных органов общественно-профессионального контроля, и при этом не забывать о своих обязанностях по «обеспечению условий для выполнения правил учета, организации, хранения и использования библиотечного фонда» (п. 5.4. Методические рекомендации по применению Инструкции об учете…).

Какими же подходами нужно воспользоваться руководителю, чтобы понять, какие условия необходимо создать в ОУ и как их реализовать для качественной работы библиотеки ОУ?

Есть идея!

Один из таких технологических приемов вытекает из логического продолжения построения нашего дома как объекта управления. Если есть тебе уже известных семь блоков деятельности ОУ, то давай представим, что каждый из этих объектов управления в свою очередь станет «помощником» для организации и обеспечения других направлений. Что значит создать условия?

Это значит организовать помощь и поддержку… А помогать можно, прежде всего, тем, что можешь и умеешь сам. Таким образом, нормативно-правовой блок должен помочь в создании нормативно-правовых условий, финансовый – финансовых условий, материально-технический – в создании условий труда и материально-технической базы и т.д. Именно этим подходом мы будем пользоваться дальше для определения содержания управленческих процедур. А пока, вооружившись методом опережающего обучения, давай обозначим на примере «незаметного» в жизни руководителя направления как организация условий деятельности библиотеки в ОУ возможный спектр таких условий (cм. схему 4).

А теперь, постепенно вникая в работу библиотеки ОУ, ставь галочки напротив тех условий, которые на достаточном уровне представлены в ОУ, и знаки минусов там, где еще работы – непочатый край.

И уже с анализа первого условия ты поймешь, что недоработок пока еще очень много, ведь мы из необходимых нормативно-правовых условий рассмотрели только НПД-1: Государственные документы, регулирующие деятельность библиотек в ОУ. А к НПД-2: Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотеки в ОУ №… даже не приступали. Одно радует, эта схема даст возможность не «потерять» в суете нашей жизни недостающие элементы и вовремя поправить ситуацию. Чего там у нас не хватает? Организационно-распорядительных документов по деятельности библиотеки?

Схема 4

 

Юридический ликбез

– «Нет проблем». Составляем либо «Положение о библиотеке в ОУ №…», либо «Правила пользования библиотекой в ОУ №…». Сами? Да, но при этом за основу можем взять Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 января 1998 года № 06-51-2ин/27-06 «О направлении рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения».

 

…Правила пользования библиотекой – документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам, права и обязанности читателей и библиотеки…

А без составления этих правил, например, мы не сможем достойно организовать выполнение следующих функций библиотеки…

Четвертая функция библиотеки образовательного учреждения будет представлять собой ее охранно-сберегающую деятельность.

Функция 4.

Сохранность библиотечного фонда является одним из наиважнейших элементов работы. И библиотека выступает здесь не только как великий учитель общения с книгой, но и как внимательный контролер, оценивающий отношение читателя к книге. Но прежде чем оценивать, надо научить бережному отношению. А процесс обучения, как нам хорошо известно, не всегда идет гладко, и не всегда работает формула: сказано-сделано…

Поэтому выполнение данной образовательной задачи не может быть возложено только на работников библиотеки. Это задача – общая для всех, и не только педагогов. Это задача поколений: научить следующих за нами бережно и ценностно относиться к книгам, понимая при этом, что мы формируем отношение детей не только к печатной продукции, но и к труду и делу других людей.

А это уже задача не только педагогическая. Это задача смысловая. И решать ее мы можем и должны через формирование определенных установок в педагогической среде,
в ученической среде и среде родителей. И одними нормативными требованиями мы здесь никак не сможем ограничиться. Это серьезная и долгая работа по созданию системы отношений через практическую деятельность по сохранности книг, которыми пользуемся и которые должны еще долго служить не только нам, но и другим людям. И лозунг «сохраним жизнь книгам» не должен стать просто воззванием…

В том и заключается целевое управление, что мы имеем возможность превращать принятые нами установки в реальные конкретные дела и действия, которые должны быть спланированы и организованы не только работниками библиотеки, но и учителями, классными руководителями, председателями методических объединений, руководителями ОУ совместно с учащимися и родителями.
В общим, всем миром

И этот весь школьный мир будет выступать в единой роли – роли Читателя, а библиотека принимает на себя роль организатора и вдохновителя читательской деятельности.

Функция 5.

Организация деятельности как создание определенного порядка взаимодействия читателей и библиотеки, которая на формальном языке правил называется порядком организации обслуживания читателей. Устанавливая нормы такого взаимодействия, мы, во-первых, определяем права и обязанности тех, кто пользуется библиотекой и тех, кто представляет ее интересы, а, во-вторых, разрабатываем регламент деятельности этого подразделения в ОУ.

Схема 5

Для определения характера порядка взаимодействия, мы зададим себе такие вопросы (см. схему 5).

Итак, если читатели пользуются библиотекой, то они становятся ее абонентами.

Абонент – [нем. Abonnent, франц. Abonner – подписываться] – лицо, имеющее абонемент.

Абонемент – [франц. abonnement] – право пользования чем-либо на определенный срок.

Абонентами библиотеки ОУ являются обучающиеся и сотрудники ОУ. А родители?

 

Юридический ликбез

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 января 1998 года № 06-51-2ин/27-06 «О направлении рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения».

 

1.3. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники ОУ.
С учетом возможностей библиотеки могут обслуживать также родителей обучающихся и другие категории пользователей, возможности и условия обслуживания определяет библиотека.

Но не одними правами определяется взаимодействие библиотеки и абонентов (см. схему 6).

 

Юридический ликбез

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 января 1998 года № 06-51-2ин/27-06 «О направлении рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения».

 

Библиотека ОУ предоставляет абонентам:

1.4. …фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся;

…фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, методической, научно-педагогической литературы для преподавателей;

…книги, газеты, журналы, слайды, видеомагнитофонные записи, электронные базы данных и т.д.;

…справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки литературы;

…индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.

Библиотека ОУ обслуживает читателей:

1.5. – на абонементе (выдача произведений печати читателям на дом);

– в читальном зале;

– в учебных кабинетах (для работы с изданиями и другими документами в учебное время);

– по межбиблиотечному абонементу (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

В ОУ устанавливается следующий график работы библиотеки:

1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы образовательного учреждения. Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей составляется расписание работы библиотеки.

Совет

Если зашла речь о режиме деятельности данного подразделения, то необходимо учитывать следующие взаимосвязанные позиции:

1) Режим работы библиотеки должен быть определен рамками режима организации образовательного процесса.

2) Библиотека имеет определенную специфику деятельности, что должно, в свою очередь, быть отражено в режиме деятельности образовательного учреждения.

Поэтому данную позицию на практике удобно раскрывать в деталях общего регламента деятельности ОУ (см. таблицу 2).

И теперь в этот организованный мир нам останется только… вдохнуть душу живого мира книги.

Таблица 2

Уважаемые директора!
Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
было напечатано в газете «Библиотека в школе» № 9–2004.