Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Ольга Громова

Есть идея!

Если хорошенько встряхнуть блокноты с надписью «Библиотечная школа» – из них посыплются идеи. Сегодня – о проектах по привлечению к чтению. А завтра? Там посмотрим.

Год назад закончилась работа второго курса Библиотечной школы. Мы писали тогда о ней и повторяться не будем1. Хочется вспомнить одно из занятий.

Ольга Николаевна Мяэотс, заведующая ее детским залом ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, постоянный автор нашей газеты и преподаватель Библиотечной школы «ПС», рассказывала о проектной работе библиотеки по привлечению к чтению. Серьезные методики и простые, на первый взгляд, правила организации проектов, (которые, как оказалось, не столь просты) надо было немедленно воплощать в жизнь.

Все, как водится, разбились на группы и взялись разрабатывать проекты. Фонтан идей, смеха, споров и восторга от работы описать невозможно. Зато разбирали потом каждый проект самым строгим образом. Оказалось, что кому-то хочется по-привычке всех детишек «построить», чтобы читали то, что им предлагают, а не другое («Мы же лучше знаем, какие книги хорошие!»). Другие придумали тематический проект с привлечением, как полагается, и познавательной литературы, и «нетрадиционных партнеров» в виде предприятий города, но оказалось, что такой праздник можно провести и без тех книг, которые потом захотелось бы прочитать, ведь на празднике уже все рассказали... Всякое было – на то и учеба, чтобы делать ошибки, а потом их разбирать. И все же все проекты оказались столь интересными, что мы решили вытащить наши поспешные записи с того занятия, попытались их воссстановить и без дальнейшей доработки предложить вашему вниманию. Просто как набор идей для подготовки к предстоящей Неделе детской книги. А вдруг именно этого – новой идеи – вам и не хватало, чтобы сделать свой замечательный праздник чтения?

Идея первая, самая простая. Авторы назвали ее «Обрати свое сердце к книгам». С названием можно поспорить (да и спорили, насколько я помню): назидательность и пафос, звучащие в нем, вряд ли искренне привлекут ребятишек к такому мероприятию, если только не «строить» их по школьной привычке. Суть же проекта заключалась в следующем. Выбираются писатели-юбиляры текущего года, и каждая группа (класс, команда детей и родителей или любая другая) в любых придуманных ими формах представляет творчество того или иного писателя, стараясь заинтересовать его книгами слушателей. Несмотря на высказанный на обсуждении упрек в том, что чтение книг того или другого писателя становится обязательным, (а это не лучший способ увлечь чтением), проект может получиться интересным там, где ребятишки еще малы или, в силу традиций школы, не приучены к яркому проявлению инициативы. А если предварительно провести жеребьевку, чтобы все-таки задания не распределяли взрослые, а был элемент игры и случайности, то тем интереснее будет ребятам. Победителей лучше не объявлять. Или считать победителем ту команду, книги которой больше всех потом взяли почитать слушатели. Тут есть одна тонкость. В таком случае это условие не стоит объявлять ни заранее, ни сразу после праздника. Пусть это будет видно по результату – по спрашиваемости книг. Если обнаружатся явные тенденции, тогда и объявить. Иначе желание помочь выиграть «своей» команде может превалировать над желанием прочитать книгу. А цель-то проекта – чтение.

Идея вторая. День «Мурзилки». Проект рассчитан на 3–4-е классы. Ребятишки должны как следует рассмотреть, изучить все рубрики журнала. Каждая группа выбирает самую интересную для себя. Их задача – не просто рассказать о содержании рубрики, но, исследовав весь доступный им фонд библиотеки и домашние книги, сделать книжную выставку на тему этой рубрики. Конечно, с представлением некоторых книг, которые предварительно надо прочесть, да еще и заинтересовать ими других. Можно еще предложить желающим стать оформителями каждой выставки. А уж Мурзилок рисуют все! И гирлянды Мурзилок развешиваются по всей аудитории!

Идея третья. «Мы вместе». Конечно, ее разрабатывали по одноименной серии книг, выпущенных издательством «ОГИ»2. Книги непростые и привлечь к их чтению и детей, и взрослых тоже дело нелегкое. Но произведения, изданные в этой серии, настолько хороши сами по себе, что оно того стоит вовсе не только из-за «полезности» темы. Основная идея проекта – развитие толерантности по отношению к «не таким» людям через книгу. Варианты здесь могут быть самые разные. Чтение вслух на переменах и после уроков. Обсуждение вместе с родителями. Дети постарше, благополучные, из обычных школ, могут читать и обсуждать эти книги в доме престарелых или в интернате для детей с ограниченными возможностями. Чрезвычайно важно – привлечение собственного опыта детей: будь то вспоминание похожих случаев или встреч в своей жизни или сопоставление с другими прочитанными книгами. Трудная идея.

Идея четвертая. Семейный книжный формуляр. Он может заполняться ребятами 5–6-х классов, например, по наблюдениям и опросу членов семьи о том, кто что читал в последнее время. На защиту формуляра может выйти вся семья (или ребенку придется «отдуваться» за всех?). Каждая семья готовит свою книжную выставку с рассказом о тех книгах, которые больше всего понравились или не понравились. Можно вкладывать в формуляры закладки с объяснением трудных слов, использованных в выступлении на защите, типа «формуляр», «экслибрис», «иллюстрация» и т. д., тоже подготовленные членами семьи. Замечательна идея выступления нечитающих семей: слово против чтения. И нет ничего плохого в том, что в их семейном формуляре ничего, кроме телепрограммы не записано. Главное – найти доводы, которые они смогли бы привести в защиту своей позиции.

Идея пятая. «Чайный калейдоскоп». Задания по классам (По жребию? По желанию? По сложности?) – история чая как напитка, чай как растение (распростарнение, виды, выращивание, сбор, сушка и т. д.), чайная церемония и традиции чаепития у разных народов, атрибутика, музыка, оформление, сказки и легенды. Конечно, все это сопровождается рисунками, стихами, инсценировками. Партнеры: местная чайная фабрика, школа искусств, детская библиотека... Ну, и чаепитие, наверное. На самом деле это проект не только про чай, про что угодно. Желательно только, чтобы это «что угодно» не было похоже на повторение школьной программы по географии, химии, истории. Ведь главная цель таких проектов – чтение для удовольствия.

Идея шестая, самая смелая. «Неделя ликвидации библиотеки». Мы надеемся, что ее разработчики когда-нибудь все же выполнят свое обещание и опишут ее подробно, хотя бы как проект. Правда, уже год ждем... Ау, Ирина Ключко и ее соратники по группе!

Итак, однажды в школе без предупреждения объявляется приказ о... ликвидации школьной библиотеки за ненадобностью. В библиотеке собирается «стратегическое совещание» всех заинтересованных читателей. Вопросов два: «Зачем школе библиотека?» и, если все же нужна, то как это доказать? Дальше проект развивается в зависимости от инициативности и остроумия школьников, учителей, библиотекарей, родителей. Очень хорошо, если администрация включена в игру и хочет во что бы то ни стало доказать, что библиотека школе не нужна.

Вот и все. Очень просто. Бери – и воплощай! А у кого получится – пишите нам. Нет, не надо присылать готовый сценарий! Пишите про то, как готовились, как читали, и что получилось.

____________

1 «БШ» № 3–3004.

2 «БШ» № 22–24–2003; 2,3,6,7–2004.

____________

Пока верстался этот номер, пришло письмо. А в нем такая приписка:

P.S. Кстати, в феврале на ГМО школьных библиотекарей я рассказывала о творческих проектах, которые мы разрабатывали на Второй Бибшколе в библиотеке иностранной литературы. В частности о проекте «Дни нечтения», предложенном нашей группой (Г.М.Коскина, Л.Е.Воронова, И.В.Ключко и я). Помните, когда, якобы директор издал приказ о закрытии библиотеки, и началась борьба за ее существование?

Проект моим коллегам очень понравился, живо обсудили, посмеялись, пофатазировали еще… А в апреле одна из коллег (из сельской школы) уже воплотила этот проект в жизнь. Да так интересно у нее это получилось! Она нам потом об этом на одном из ГМО рассказывала. Я надеюсь, что Людмила вениаминовна найдет время написать вам об этом опыте, я ее попросила об этом. Думаю, это будет всем интересно.

Любовь Брюхова, г. Новоуральск, Свердловская обл.

Ждем!