Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (23) · Вкладка в «БШ» № 03 (135) · 1–15 февраля 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Подробности

Надежда Мокерова

Школа самосовершенствования

Конкурсы в библиотечной работе
небольшого города

Библиотекари

Имиджу школьной библиотеки часто вредит то, что руководители разных уровней игнорируют специфику школьной библиотечной деятельности, считая, что «книги может выдавать любой». Поэтому работу по повышению престижа профессии школьного библиотекаря в глазах городской общественности я считаю одной из своих задач как методиста по библиотечным фондам. Для укрепления статуса наших библиотек и пропаганды их деятельности как информационно-образовательных, культурно-просветительных и досуговых центров, управление образованием совместно с городским методическим кабинетом проводят конкурсы профессионального мастерства работников школьных библиотек.

Идея проведения конкурсов пришла не сразу. Как методист, курирующий работу школьных библиотек, я постоянно сталкивалась с неумением некоторых библиотекарей оформить полноценную выставку, пассивность в проведении библиотечных мероприятий, нежелание изменить однообразное лицо библиотеки. А ведь, согласитесь, все это, в конечном счете и создает положительный имидж библиотеки на уровне школы. Школьные библиотекари – люди разные: есть настоящие профессионалы и просто одаренные личности, другие – послабее, явно проигрывающие на фоне первых. Эту ситуацию необходимо было изменить, и поэтому логичной, на мой взгляд, оказалась работа по организации конкурсов.

«Создание информационно-развивающей среды в школьной библиотеке», «Книгиня», «Библиобраз», конкурс на лучшую выставку о Великой отечественной войне, на лучший буклет о библиотеке – эти и другие темы конкурсов диктует время. Каждый год тема другая, но суть неизменна: в соответствии с Положением о конкурсе участники представляют свою деятельность, описание системы работы или отдельного направления библиотечного опыта. Самое главное – уметь подать свою библиотеку и работу, оригинальность оформления помещения и фонда, справочно-библиографический аппарат. Обычно конкурс объявляется в октябре нового учебного года, а итоги подводятся в апреле. после того, как члены жюри в дни весенних каникул проедут по всем школьным библиотекам (их у нас 9). Мы считаем, что конкурс – это не шоу, и не выставляем людей на сцену, а полагаем, что библиотекарь должен представить себя на рабочем месте. Здесь ему легче раскрыться и показать достоинства своей деятельности. Члены нашего жюри – люди неординарные, творческие. Компетентную поддержку и помощь в оценке конкурсантов оказывает директор центральной детской библиотеки им. 1 Мая Л.М.Багина, бывший методист управления культуры О.В.Рогожников, руководитель методического объединения школьных библиотекарей Л.Н.Владимирова. С их легкой руки наши библиотеки с каждым конкурсом работают все более ярко, творчески, в них создается нечто новое.

Установка для всех школьных библиотекарей всегда одна: главное – надо обязательно участвовать, и успех придет. И как показала многолетняя практика, динамика профессионального роста – налицо. Конкурсы стали школой, где человек творчески трудится, делится опытом, учится у других.

Трудно бывает определить лауреатов, но это возможно, если разработаны четкие критерии отбора. Заключительным аккордом бывает награждение победителей дипломами, премией, подарком или дополнительной суммой на подписку для библиотеки. Считаю, что главное в наших конкурсах – не определить победителей, а создать в каждой школе особую комфортную библиотечную среду, в которой уютно чувствовал бы себя каждый ребенок.

Чем больше провожу конкурсов, тем сильнее удовлетворение от того, что школьные библиотеки достойно представлены на уровне города. Ведь школьный библиотекарь в школе всегда на каких-то вторых ролях. А проводя такие конкурсы, мы акцентируем внимание общественности через местную прессу и радио на том, что библиотека – это основное звено в школе.

Расскажу немного о конкурсе на лучший рекламный буклет о школьной библиотеке, прошедшем у нас в 2003 году. Основные требования, которые предъявлялись к создаваемому буклету, были следующие. Он мог быть произвольной формы, должен был наглядно знакомить с библиотекой образовательного учреждения и представляемых ею услугах. Он мог включать историческую справку, информацию о фондах и СБА библиотеки, ее адрес, телефон, сведения о часах работы и т.д. Рекламный буклет должен был иметь привлекательный вид, оригинальное художественное оформление, язык написания – быть доступным для читателя. Буклет нужно было издать с помощью тех технических средств, которые есть в школе.

В оргкомитет конкурса были представлены буклеты всех школьных библиотек города – различные как по форме, так и по содержанию. Они демонстрировались на выставке передового педагогического опыта.
В результате, сейчас каждая библиотека образовательного учреждения имеет свой буклет, и это, несомненно, привлекает к ней внимание пользователей и гостей школы, помогает сформировать ее положительный имидж.

Читатели

Важной и перспективной традицией культурной жизни нашего города считаю ежегодные конкурсы творческих работ читателей, которые мы организуем вместе с центральной детской библиотекой. «Читаем, пишем, рисуем книги вятские для детей», «Наш выбор – здоровый образ жизни», «Спутник детства – мой город родной», «Юные слобожане размышляют о войне» – названия конкурсов говорят сами за себя. Они помогают привлекать читателей школьных библиотек к проектно-исследовательской деятельности. На выбор детям предлагаются различные номинации конкурса. Обычно их бывает три: художественное творчество (поделки, рисунки, плакаты, фотографии), литературное (сочинения, рассказы, книги, созданные своими руками) и музыкальное. Итогами конкурсов являются выставки детских творческих работ в детской библиотеке, выступления, награждение участников конкурса на городском празднике «Книжкины именины».

Подводя итоги работы за десятилетие (а через год исполнится 20 лет, как я работаю методистом), склоняюсь к мысли, что на будущий год, посоветовавшись с коллегами, попробую провести фестиваль, придумав такую тему, которая позволила бы каждому специалисту школьной библиотеки показать все наработанное годами. Это будет праздник библиотечного мастерства и школа самосовершенствования, сотрудничества и сотворчества для всех нас.