Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (23) · Вкладка в «БШ» № 03 (135) · 1–15 февраля 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Лицо дня

Надежда Мокерова

Хорошие люди украшают меня

Сегодня мы беседуем с методистом Городского методического кабинета г.Слободского Кировской области Надеждой Геннадиевной Мокеровой

Как давно Вы работаете методистом, курирующим работу школьных библиотекарей? Сколько в вашем ведении школьных библиотек?

Методистом по библиотечным фондам я работаю 18 лет. Срок немалый, но чем дольше работаю, тем больше понимаю, что не в совершенстве владею мастерством своей профессии: она настолько объемна, что ее тонкости нужно постигать всю жизнь. В моем ведении 9 школьных библиотек, а еще – библиотеки педагогического колледжа и профессионального училища.

Кто Вы по образованию?

Я учитель русского языка и литературы. Литература и правильный русский язык у меня в крови. Может быть, поэтому не знающие меня люди часто спрашивают, не учителем ли я работаю. Я на этом воспитана, меня шокирует пустота модных книг-однодневок и речь, представленная в средствах массовой информации. Может быть потому, что четверть века назад интеллигентнейшие люди учили меня культуре русской речи и дали почувствовать ее вкус. В местной газете «Слободские куранты» время от времени появляются мои публикации о православных традициях, хороших людях нашего города, в которых я стараюсь донести до читателей богатство и красоту русского языка. Учителем я давно не работаю, но чтобы быть в форме, помогаю студентам выполнять контрольные работы по русскому языку. Безвозмездно, даже для себя. Считаю, если я помогу кому-то, может, и моим детям кто-то поможет.

Вам нравится Ваша работа, Вы с аппетитом работаете? Или Вы просто добросовестный человек?

Моя работа для меня – боль и удовольствие одновременно. За эти годы я дважды официально увольнялась и дважды возвращалась обратно. Нравится, не нравится работа – не то слово. Я к ней прикипела душой, это мое детище и творчество, мое жизненное пространство, благодаря своему делу я интересна людям как личность. Я работаю очень трудно, с большой ответственностью, потому что знаю, что нужна. Бывают дни, когда через мой кабинет проходят два-три десятка человек, с каждым нужно пообщаться, попытаться решить проблему. Стараюсь помогать всем без исключения. А добросовестность для меня – прежде всего возможность охватить очень многое: и библиотечные фонды как-то обновить, и семинар для библиотекарей хороший подготовить, и с писателями по школам поездить, и с учителями пообщаться.

Как в Вашем городе обстоят дела с учебниками? Заработала ли принятая городская программа?

Школы испытывают огромные трудности в комплектовании библиотечных фондов учебной литературой. Государство вдруг сняло с себя ответственность за финансирование школьных библиотек, отдав эти заботы на региональный и муниципальный уровень. А муниципалитеты едва сводят концы с концами, им не до учебников. Самое обидное здесь в том, что закон 1977 года о бесплатных учебниках никто не отменял и нет никакого официального циркуляра, что граждане должны сами ежегодно в полной мере приобретать дорогостоящие комплекты учебников для своих чад. Депутатами нашей Думы была принята городская целевая программа «Учебная книга 2002– 2005 гг.», в которой конкретно прописано ежегодное финансирование на учебники. Я по наивности своей думала, что раз серьезные люди приняли такой документ, дело сдвинется с мертвой точки. Но оказалось, что те проблемы, которые мы с Вами сейчас обозначили, решить «снизу» с чиновниками, которые выше тебя по рангу и которые ведают распределением финансов, невозможно. Пришлось с этими проблемами жить и работать. Так учебники в нашем городе оказались частным делом учителей и родителей и моей головной болью. К чести наших директоров, субвенции, которые государство выделило на обеспечение жизнедеятельности школ в прошедшем году,
в большей мере были потрачены на приобретение учебников. К концу 2004 года мы имели по городу следующую статистику: на родительские средства и средства субвенций закуплено 8 тыс. учебников на сумму 490 тыс. рублей. Цифры за последние годы небывалые. На сегодняшний день библиотеки инновационных учебных заведений – лицея и гимназии – полностью укомплектованы учебниками нового поколения. Но особенно радует, что значительно обновился фонд учебников в трех самых обычных средних школах, где сбор денег с родителей всегда был проблематичным и, по-моему, не вполне законным. Мое самое большое желание – отработать в связке с директорами и их финансовыми возможностями хотя бы еще один год,
и тогда острота этой проблемы, я надеюсь, будет снята. Вот таким неожиданным образом с помощью государственных субвенций заработала наша программа.

Что конкретно для Вас, методиста, является белым пятном в работе или, скажем, что хотелось бы прояснить, изучить, проработать в качестве повышения квалификации?

Потребность в повышении квалификации у меня огромная. Согласитесь, многие годы методисты по библиотечным фондам работали в информационном вакууме, наедине со своими проблемами. Подарком судьбы стало появление профессионального журнала и Вашей газеты. Это мои настольные издания, которые я читаю от корки до корки и беру для себя умные мысли, опыт практической работы коллег. Мне очень не хватает полноценного профессионального общения, я с ностальгией вспоминаю времена, когда имела возможность выезжать на семинары в издательство «Просвещение». Я мечтаю поучиться в Вашей «Библиотечной школе» и поучаствовать в конференции Международной ассоциации школьных библиотек.

В школьных библиотеках появились компьютеры, осваивается программа «МАРК». Всерьез заговорили об информационных технологиях и формировании информационной культуры личности. По идее я как методист сейчас должна быть впереди библиотекарей, помогать им освоиться с компьютером и программой. Но у меня самой нет компьютера. Вот это на сегодня самое большое «белое пятно».

Каких документов, на Ваш взгляд, не хватает для работы методистам городского уровня?

Работать методистом по библиотечным фондам городского уровня чрезвычайно сложно как раз по той причине, что нет серьезных современных нормативных документов, регламентирующих нашу деятельность.
Я знаю, что проблема статуса методиста по библиотечным фондам и зыбкость его положения – это не только моя проблема. Был такой момент, когда я обращалась к главе департамента образования Кировской области Анатолию Михайловичу Чурину с просьбой обновить «Положение о методисте по учебной литературе» нашего региона, для защиты профессионального и социального положения моих коллег. Он согласился со мной, но, наверное, забыл об этом в суете повседневных дел, ведь не ему, в конце концов, вменяют в обязанности функции, совершенно чуждые профилю его работы и не он таскает на своих плечах учебники и «выбивает» транспорт.

В свое время должность методиста по библиотечным фондам была введена в городских и районных отделах образования, методист подчинялся их начальникам и под их руководством решал вопросы деятельности школьных библиотек. Те добрые времена, когда комфортно работалось, лично для меня канули в лету. При выделении методической службы в самостоятельное учреждение в нашем городе неоправданно с водой выплеснули ребенка. Современный администратор методической службы, мягко говоря, не понимает специфики моей деятельности.

Многолетняя практика работы показала, что методисту для уверенной работы кроме Положения о школьной библиотеке нужны законодательные документы федерального уровня о нормативах финансирования комплектования библиотек учебниками и другой литературой, о статусе школьного библиотекаря-педагога, положение об аттестации школьных библиотекарей, а главное – необходима «Инструкция о формировании библиотечных фондов» в совершенном варианте, которая бы позволила кардинально улучшить состояние книжных фондов наших библиотек.

В последнее время что-то изменилось в вашей работе, и в какую сторону?

Да, несомненно. Внешне это, может быть, пока еще не так заметно, но внутренние глубокие процессы, безусловно, происходят. Прежде всего, я довольна, что Коллегия Министерства образования, посвященная работе библиотек образовательных учреждений все-таки состоялась и появился Приказ о реализации ее решений. И хотя пятый пункт Приказа носит почему-то рекомендательный характер, именно он позволяет нам на местах тверже встать на ноги. Жаль, что нормативы материально- технического обеспечения школьных библиотек остались непрописанными. Я убеждена, что нужен строгий государственный стандарт, регламентирующий деятельность школьных библиотек, потому что в условиях вседозволенности и бесконтрольности коррекция деятельности руководителей любого уровня приказами рекомендательного характера представляется делом сомнительным. Не обошли меня стороной и вопросы информатизации школьных библиотек. Все это является стимулом для переосмысления своей деятельности и поиском новых подходов и работе.

Информатизация школьных библиотек города еще миф или уже реальность?

Компьютеры в школьных библиотеках нашего города – реальность. Бесплатная поставка компьютерной техники по Министерской программе была осуществлена в 5 школьных библиотеках.

Не нравится мне в связи с этим другое. В 2002 году областной Департамент образования решил вопрос о целенаправленной поставке компьютеров в городские методические кабинеты для автоматизации процессов мониторинга библиотечных фондов и заказов на школьные учебники. И с тех пор Департамент образования и РИЦ общается со мной только посредством электронных носителей. Представьте себе, как это выглядит на деле, если до моего рабочего стола тот компьютер так и не дошел. Также и за установкой этих бесплатных компьютеров в школьные библиотеки должен быть жесткий контроль Департамента образования, а он есть не везде. Я знаю случай, когда на компьютере, предназначенном для библиотеки сельской школы, работают специалисты сельской администрации. Этим благим делом Министерство образования могло бы помочь совершить рывок в развитии библиотек, но в условиях нашей действительности все оказалось как всегда.

Как Вы строите отношения с библиотекарями, которые работают, как говорится, «из-под палки» или недостаточно добросовестно выполняют свои обязанности?

Особенность нашего маленького города в том, что здесь нет лишних рабочих мест и давно ушли в прошлое те времена, когда библиотекари в школах постоянно менялись. Люди дорожат своим рабочим местом, стараются работать в полную силу. 64% школьных библиотекарей имеют стаж работы больше 15 лет.
В профессии школьного библиотекаря все решает талант, творчество и индивидуальность человека.
Я люблю своих библиотекарей, уважаю то дело, которое они делают, стараюсь не мешать им работать. Смотры-конкурсы школьных библиотек и конкурсы профессионального мастерства касаются всех без исключения, да и семинары мы проводили по очереди, не выделяя сильные и слабые библиотеки. Поэтому поневоле приходится держать марку, учиться друг у друга. Конечно, встречаются и недовольство, и неоднозначность позиции, и низкая мотивация своей деятельности. У меня единственный метод построения отношений с любыми людьми – доброжелательность, я не позволяю себе никогда резких оценок или оскорбительного тона.

Очень актуальна сейчас для небольших городов тема объединения библиотек. Как Вы к этому относитесь и, если избежать этого будет невозможно, каким оно должно быть, на Ваш взгляд?

Без преувеличения можно сказать, что в нашем городе создано единое культурно-образовательное пространство: школьные библиотеки работают в тесном контакте с муниципальными не только в использовании их ресурсов, но и в организации досуговой деятельности учащихся и информационной поддержке педагогов. У нас есть центральная детская библиотека, которая поддерживает и развивает традиции детского чтения в городе на протяжении 86 лет. И если в Министерстве образования только сейчас заговорили о необходимости межбиблиотечного взаимодействия детских и школьных библиотек, то у нас это – в традициях. Нам с директором детской библиотеки делить нечего, мы ежегодно проводим совместные семинары, Неделю детской и юношеской книги, городской праздник «Книжкины именины», конкурсы творческих работ читателей. По существу, мы делаем одно дело, так что к объединению детских библиотек я отношусь без трагедии. Честно сказать, эта мысль витает в моей голове давно, с отделом культуры у меня налажены тесные партнерские отношения и его руководитель хорошо понимает мои профессиональные проблемы. Я считаю, что в нашем городе такое объединение должно осуществляться на базе центральной детской библиотеки, которая может стать организационным, методическим и ресурсным центром для школьных библиотек.

Что бы Вы хотели сказать или пожелать методистам, которые работают со школьными библиотекарями?

Мне интересна работа методистов других регионов, с большим вниманием я читаю публикации и интервью с ними на страницах Вашей газеты, с большим уважением отношусь к подвижническому труду этих людей, особенно методистов старой закалки, которые стояли у истоков возникновения этой профессии. Хочу пожелать всем достойной оплаты труда, социальной защиты в виде 36-часовой рабочей недели,
56-дневного отпуска, пенсии по выслуге лет. Лично для меня непонятна логика, по которой эти блага обошли стороной методистов муниципального уровня.

Разрешите задать Вам вопросы личного характера?

Как Вам удается обеспечивать высокое качество работы? Не за счет ли уплотнения личных дел?

Мне ничего не мило, если на работе проблемы. И не в тягость посвятить работе выходной, если нужно. Я благодарна маме, которая в такие моменты организует быт моей семьи. Мама помогла мне поднять на ноги сыновей, без нее я не смогла бы состояться как личность. Я хочу, чтобы она была рядом со мной как можно дольше.

Что касается высокого качества работы, судить об этом не мне. По- моему, совершенство невозможно в принципе, но у каждого есть своя вершина, к которой нужно стремиться. Мне повезло, что я прошла уникальную школу у людей с большим профессиональным и жизненным опытом – Сергея Леонидовича Семиколенных и Ираиды Константиновны Скворцовой, которые в 90-е годы были руководителями управления образования и методической службы города. Все наработанное за эти годы постараюсь сохранить хотя бы на своем участке работы. Я противница бесшабашной «модернизационной» ломки всего и вся в образовании: в конечном счете все эти новомодные «мониторинги» и «маркетинги» есть не что иное, как старая система непрерывной профессиональной поддержки педагогов, которую изрядно потрепали, и стала она с усеченными функциями и ограниченными направлениями работы. А это негативно сказывается на профессиональном самочувствии учителей и библиотекарей.

Что Вы можете сказать о времени, в котором нам с Вами довелось жить?

С годами я со смирением научилась воспринимать строчки: «времена не выбирают, в них живут и умирают». Я не судья, чтобы навешивать ярлыки, каждый ответит за свое. Но эта переоценка ценностей, которая произошла в России, не для меня. Вера в Отечество, Бога, людей – для меня не просто слова. До сих пор я наивно верю, что если каждый будет жить и работать честно, мир станет лучше. Я живу в провинции, и вдобавок ко всем процессам, происходящим по всей стране, у нас практически в два раза снизилась рождаемость. Простым людям живется нелегко, они потеряли духовные ориентиры и надежду на справедливость, и на то, что это может быть исправлено в ближайшем будущем.

Как Вы выходите из трудных положений?

Действительно, жизнь порой ставит в такие ситуации, что в душе возникает невольный ропот: «Ну почему мне выдается всегда по полной программе? Почему опять я?» Но я понимаю, что выше моих сил мне не дается. Сходу и с напрягом я никогда не действую, я противница грубости и насилия. В конфликтных и трудных ситуациях ухожу в тень, умолкаю, внутренне очень переживаю, проигрываю в уме возможные варианты решений и только затем начинаю действовать, но до упора, ибо знаю, что преодолеваю себя и трачу нервы в интересах дела.

Что сейчас Вас устраивает в жизни?

Если бы мне предложили начать жизнь заново, я бы не согласилась. Меня устраивает мой возраст, уже зрелый, мудрый, но одновременно есть еще впереди время и силы.
С годами выстроился мой внутренний мир, я уже теперь не потеряюсь в хаосе событий и выстою в любом случае. Меня устраивает, что я могу позволить себе жить не по логике, а по душе. Мне нравится, что стали взрослыми мои дети, что я живу, что за окном идет снег. У меня очень большой круг общения, я благодарна людям за внимание и доброту. Хорошие люди украшают меня и делают сильной.

Большое спасибо за беседу, всего Вам хорошего!

Беседовала Ольга Козлова