Своя полка
Александр Панфилов
Антиутопия становится реальностью?
|
Александр Михайлович
Панфилов
журналист, литератор
Москва |
Пелевинской серьезности нет ни у
Сорокина, ни у Акунина.
Есть самодостаточная игра – впрочем, у
каждого разного качества.
Акунин симпатичнее тем, что не встает в
«гениальничающую» позу. Свои книги он неизменно
называет «проектом», который создает вполне
функционально – по плану и как бы отвечая
читательским требованиям. Акунин (а кто скрылся
под этим псевдонимом, давно всем известно) –
человек рафинированный; ему писать детективы на
потребу (подобно какой-нибудь Марининой)
попросту скучно, а переводить чужие тексты и
заниматься рутинной редакционной работой (чем
всю жизнь занимался), видимо, надоело. Отчего бы
не поиграть в постмодернистские игры? Вот и
играет. Тоже ведь надоест, в конце концов. Но пока
интересно. Интересно ему. Интересно читателям.
Чего лучше?
Акунинские тексты – опять же система
многоуровневая.
Один уровень – крепкий
увлекательнейший сюжет (тут автор форы даст всем
нашим записным детективщикам). Другой –
исторические декорации. Третий – диалоги с
литературой, аллюзии, цитаты и литературные
подмигивания. Немаловажно и то, что все это очень
даже неплохо написано – с чувством, с тактом, с
расстановкой. С немалым литературным вкусом,
другими словами, с любовью к художественному
слову и с его пониманием.
Акунин занял пустовавшую нишу,
комфортно в ней расположившись. И это хорошо. Его
тексты подобны воронке – всасывают в себя и не
отпускают. Читаешь их в состоянии полного
взаимопонимания с автором. И это небесполезное
чтение – по многим причинам. Незабвенная
Мариэтта Шагинян советовала всем отдыхать от
трудов праведных с хорошим детективом в руках.
«Зажгите уютную лампу, – говорила
девяностолетняя писательница, начавшая дружбой
с Мережковскими, а кончившая романами о Ленине и
плохой публицистикой, – откройте Агату Кристи и
забудьте обо всем». Акунин вполне может заменить
Агату Кристи. Добавим сюда познавательный
исторический интерес (это касается молодежи) –
хотя с историей автор обращается весьма вольно
(не без либеральной ретуши), но в декорациях
всегда точен. Добавим и сладкое для любого
интеллигентского сердца жонглирование скрытыми
цитатами – будто внутри всей русской литературы
оказываешься. Когда-то в своем «Крокодиле»
Чуковский пытался создать ритмическую антологию
отечественной поэзии. Акунин идет по тому же
пути, но уже в содержательном, что ли, отношении.
На этом милом фоне Сорокин страшно
раздражает. Когда читаешь его, не оставляет почти
физическое ощущение нечистоты. Я даже не про
специфические сюжеты, не про специфическую
лексику. К этому быстро привыкаешь. А молодым – с
их гипертрофированным стремлением к
освобождению от условностей, – наверное, и
привыкать не надо. Как-то в Литературном
институте мы со студентами на семинаре по
текущей литературе обсуждали сорокинское
«Голубое сало». По ходу дела требовалось много
цитировать этот текст.
Я мялся, и студенты (точнее, даже студентки),
забавляясь моей старомодностью, лихо делали это
за меня. Краснел в аудитории при этом, кажется, я
один.
Нет, тут нечистота не «положений», не
лексики, а самого агрессивного замысла. Взорвать
то, что хоть в какой-то мере отдает
традиционностью, ошарашить, поразить, превратить
литературный диалог в навязчивое бессмысленное
бормотание, качественно – в соответствии с
рекомендациями постмодернистских идолов –
изменить сам процесс чтения. И при этом – поза
пророка.
Я могу понять, отчего это нравится
юным. Всякая сознательная (себя и мир сознающая)
жизнь начинается с отрицания, с того, что до меня
(до нас) жили неправильно. На каком-то пике это
отрицание может стать тотальным, может стать
стилем жизни. Но не навсегда. Всякое отрицание
рано или поздно кончается утверждением (к этому,
кстати, как будто бы приближается Пелевин), и в
этой точке Сорокин со своими построениями
окажется неактуальным.
Как-то я видел спектакль по рассказу
Пелевина «Затворник и Шестипалый». Финал был
полон трагического пафоса (он шел под музыку
Баха), и это не выглядело натяжкой,
«интерпретацией», а было вполне органично.
Сделать что-нибудь подобное, основываясь на
сорокинских текстах, кажется просто немыслимым.
Есть такой известный литературовед и
культуролог – Михаил Эпштейн, фигура довольно
харизматическая. Когда-то он одним из первых
«открыл» у нас постмодернизм и грамотно
обслуживал его – до такой степени грамотно, что
превратился из отечественного критика в
американского профессора. Пару лет назад он
заявил о конце постмодернизма и о начале новой
культуры информационного общества. Эта культура
определяется общественной структурой, которая
приводит Эпштейна в восторг. Выглядит она, если
упрощать, примерно так. Все мы становимся
прозрачны, представляя собой элементы единой
информационной сети. Я в любой момент могу зайти
в тебя, познакомиться с твоими знаниями, мыслями,
чувствами; каким-то образом воздействовать на
них. Ты, в свою очередь, так же можешь пробраться в
меня. Нет больше никакого душевного подполья,
человеческих бездн, неясностей и
неопределенностей. Свобода при этом не
ущемляется – в любой момент от этой сети ты
имеешь право «отключиться», но за это придется
заплатить – ты станешь при этом изгоем,
человеком как бы второго сорта.
Жуть берет от таких перспектив. И
что-то в этом сильно напоминает роман «Мы»
Замятина. Так вот, Сорокин мне кажется уже сейчас
персонажем подобного общества. Что ж, пусть,
хозяин – барин.
Нас же, Господи, избавь от такого
будущего.
Потому что за окном идет снег. Пахнет
Рождеством. Бредут очарованные влюбленные.
Дряхлая старуха ведет на поводке свою собачку.
Мальчишки играют в снежки. В мире звучит музыка –
приглушенно, но отчетливо. И этого никто никогда
не отменит. |