Среда обитания
Виктор Кротов
Лошадь-целительница,
или Что такое экосистемная реабилитация
Впервые в лагере «Солнечного мира» я
оказался несколько лет назад. В чаще громадных
елей, сосен и берез стояли жилые корпуса, беседки
и множество качелей. И первые впечатления мне не
забыть, сколько бы ни было потом новых.
...Мне навстречу шла девочка лет
пятнадцати. Походка у нее была скованная, но лицо
светилось радостью. Кого-то она увидела,
наверное, за моей спиной. Я оглянулся. Позади
никого не было. Девочка подошла и улыбнулась шире
некуда. Она радовалась мне.
– Здравствуйте! – громко сказала она.
– Как хорошо, что вы приехали. Меня зовут Тая. Не
Таня, а Тая. Все путают.
Девочка приветственно махнула мне
рукой и свернула на боковую дорожку...
Из просторной беседки неслась старинная
музыка. Дуэтом играли флейтист и скрипачка. А на
дорожке раздалось неторопливое цоканье копыт.
Всаднику было лет семь. В руке он держал большой
матерчатый мяч. Лошадь вела под уздцы девушка в
оранжевых брюках, а сбоку шел белокурый парень и
перебрасывался мячом с наездником. У беседки они
остановились.
Музыканты повернулись к всаднику и
заиграли специально для него. Мальчик на лошади
замычал, словно подпевая. Но мычание заменяло ему
и разговор: говорить он не мог. Потом лошадь
зацокала дальше.
– Понимаешь, – звонко произнес
невысокий щуплый мальчик в круглых очочках, мимо
которого я проходил, – этот поток достигает
основного русла в две целых семь десятых раза
быстрее, чем тот!
Мальчик изучал ручейки, бегущие от
протекающей водопроводной трубы. Рядом был
только я, больше никого. Мне ничего не оставалось,
как отозваться:
– И как же ты это установил?
– Эмпирически, – пожал мальчик плечом
и погрузился в созерцание текущих струй столь
отрешенно, что я понял: аудиенция закончена...
А навстречу шел мальчик постарше, лет
тринадцати. Он не шел, а словно немного взлетал с
каждым шагом, а потом с сожалением приземлялся.
Он что-то говорил сам себе и смотрел вперед
громадными голубыми глазами, не замечая ничего
вокруг.
– Здравствуй! – сказал я ему.
– Здравствуй, – отозвался он эхом.
Взгляд его на мгновение коснулся меня, и я
замер на месте. Словно само небо глянуло на меня:
спокойно, почти не замечая, но излучая свою
блаженно-небесную сущность. Это было и радостно и
больно.
– Правда, аутисты – особые существа? –
спросил меня кто-то, подошедший так быстро, что я
не успел этого заметить.
Высокий, худощавый, с курчавой
шевелюрой, достойной рок-музыканта. Он искрился
интересом ко всему, что происходит вокруг, и
какой-то деятельной энергией, постоянно
выбирающей себе наиболее подходящее русло.
Легкую паузу, предоставленную для ответа, я
использовать не сумел, но это было и не
обязательно. Вопрос непринужденно перешел в
ответ.
– Господь им чего-то не дал, а что-то
особое дал с избытком. Вот и Андрей – ему очень
трудно общаться. Я просто горжусь, что он вам
сказал «здравствуй». Но, знаете, это особая
личность!..
Тут раздались крики: «Игорь! Игорь!..» –
и он помчался дальше по своему замысловатому
руслу дел.
Еще тут было много детей с ДЦП: это
детский церебральный паралич. Так мне сказал
Александр Иванович, главный врач, с которым мы
разговорились перед плацем, где с детьми
занимались ездой на лошадях.
– Это лечебная верховая езда, –
уточнил доктор. – Или, по-другому, иппотерапия.
Еще Гиппократ рекомендовал верховую езду для
больных и раненых, а особенно для душевнобольных.
Так и говорил, что она освобождает от темных
мыслей, приносит веселые и ясные. Да и не только
мысли. Тело, психика – все на лошади оживает. Мы
только подбираем для каждого нужные ему
упражнения. Вон, глядите, Дима на Руула садится.
Диме на вид было лет семь (десять –
поправил доктор). Он упорно смотрел в землю –
наверное, потому, что двигаться по ней ему было
очень трудно. Двое взрослых помогли ему
вскарабкаться на деревянные ступени помоста,
возле которого стоял широкобокий Руул цвета
крем-брюле и с еще более светлой гривой.
Проверили, хорошо ли застегнут шлем на голове у
мальчика, неторопливо, движение за движением,
усадили его в седло, вставили ноги в стремена.
Парень-коновод (очень странного, какого-то
наивно-важного вида) взял под уздцы коня, и они
отошли от помоста.
И вдруг показалось, что теперь в седле
сидит совсем другой мальчик. Плечи у него
развернулись, голова была поднята, он смотрел
вперед радостно и уверенно. С двух сторон от
Руула шли сопровождающие и откровенно Димой
любовались, как залюбовался и я. А через пару
минут начались упражнения. Дима наклонялся к шее
лошади, откидывался назад, почти ложась на круп,
делал повороты телом с расставленными в стороны
(насколько получалось) руками.
– Видите, – сказал доктор. – Для Димы
это удовольствие. А для меня – снижение
амплитуды гиперкинеза, увеличение объёма
движений в суставах, уменьшение реактивности, ну
и всякая прочая рутина... Полгода назад он был
безнадежным колясочником. А коновод у него с
диагнозом олигофрения. Но с двумя золотыми
медалями чемпионата по верховой езде среди
инвалидов.
С тех пор я бываю там каждое лето. Если
произносить полностью, это лагерь
реабилитационного центра «Наш солнечный мир»
для детей-инвалидов и их семей. И каждый год я
наблюдаю чудеса иппотерапии.
Лошадь – вообще удивительное существо.
Само общение с ней – большим сильным существом с
огромными загадочными глазами, длинными
ресницами и детским нравом – доставляет
невыразимую радость. Верхом даже взрослый
здоровый человек ощущает себя сильнее и
могущественнее. Насколько же важнее это ощущение
для больного ребенка, который во всех других
жизненных ситуациях ощущает себя слабым и
беспомощным.
Разумеется, иппотерапия это не просто
езда на лошади. Это и специальное снаряжение, и
тщательно разработанные методики, а главное –
иппотерапевты, которые воплощают их в жизнь.
Три-четыре внимательных и заботливых человека
сопровождают лошадь с ребенком. Поддерживают
его, общаются с ним, помогают ему быть всадником,
управлять лошадью, выполнять упражнения.
Но в «Солнечном мире» не
ограничиваются иппотерапией. В принятую там
«экосистемную реабилитацию» входит обширный
комплекс методик. Иногда это называют «средовым
подходом» – и в лагере, действительно, создана
разнообразная, но единая по сути «среда
обитания». Работает множество мастерских, где
дети и их родители могут заниматься
всевозможными ремеслами и искусствами.
Проводятся игровые группы, где дети общаются
наилучшим для детства образом: в «заводных»
играх, с народными песнями (оказывающими свое
терапевтическое воздействие). Проводится
социальная адаптация, овладение всевозможными
навыками – вплоть до умения переправляться
через овраг по канату на специальном
альпинистском снаряжении. И многое, многое
другое.
Главный смысл экосистемной
реабилитации в том, что здесь никаких инвалидов.
Каждый человек, больной или здоровый, проходит
свой путь развития. И если это развитие идет, в
своем темпе у каждого, – он нормальный человек,
каковы бы ни были его особенности. И сами
педагоги считают: здесь все на равных.
Поскольку Пегас, символизирующий
литературное творчество, – это тоже лошадь, мне
удалось оказаться полезным «Солнечному миру». Я
веду там летнюю литературную студию «Лучик».
Радостно и удивительно, когда дети, некоторые из
которых не умеют говорить вовсе, а у других
словесное общение остается постоянной
проблемой, начинают сочинять стихи, рассказы,
сказки и афоризмы… Но это, как говорится, уже
совсем другая история, и я расскажу ее как-нибудь
в другой раз.
Фото автора |