Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елена Иванова

Вчера. Сегодня. Завтра

Технологии. Инициатива. Творчество – ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки*

Часть 2
Информационные технологии
в школе и библиотеке

Последние годы в школах появилось много нового: компьютеры и программное обеспечение, сидиром, электронная почта, компьютерные образовательные программы, Интернет и вездесущий Web, порталы и поисковые машины, электронные книги. В свете заявленных задач по модернизации образования необходимо свести воедино, совместить учебное содержание, библиотечное обслуживание и новые технологии в общий образовательный контекст. При этом крайне важно понять целесообразность объединения технологий с учебной деятельностью. То есть все преобразования должны происходить сообразно целям обучения. Если компьютеры обогащают, расширяют, интенсифицируют процесс обучения, они должны быть использованы. Если эти задачи не выполняются, – значит, компьютеры не нужны. Стоит вести речь о разумном дополнении образования технологиями, которое позволит создать новые школьные условия и новые возможности для всего образовательного сообщества.

Нужно помнить и о том, что нельзя модернизировать процесс обучения, включая новые технологии в устаревшую учебную модель. До тех пор, пока дети выступают пассивными слушателями, говорить о внедрении технологических инноваций неверно.

Находясь в начале «большого пути» по освоению НИТ, обратите внимание на следующее:

Особенности интеграции технологий в обучение

Несмотря на очевидную притягательность всего нового, существуют определенные трудности по интеграции технологий в обучение. Зарубежные специалисты называют подобный процесс «танцами на зыбучем песке». С одной стороны, современное обучение невозможно представить без использования технологий, и потому все – и педагоги и библиотекари – способствуют их продвижению.
С другой стороны, учителя и руководители школ должны фокусироваться более на педагогических задачах, нежели на технических приспособлениях. Какое решение будет принято в вашей школе и библиотеке?

Информационная грамотность

Крайне важная тема. Основой всех проектов с использованием информационных технологий является базовая информационная грамотность и учеников, и учителей. Без знаний основ поиска информации, алгоритма работы с ней и навыков анализа полученных сведений нельзя говорить об успешности использования НИТ в школе. Библиотекари заостряют внимание педагогического сообщества на следующем: необходимо переходить от изолированного обучения библиотечным навыкам к интегрированному обучению информационной грамотности, информационной культуре.

Тезисно перечислим ряд значимых условий для реализации программ по информационной грамотности:

1. Обучение информационной грамотности связано с содержательной сферой учебного процесса и заданиями в классе и носит активный характер, т.е. ориентируется на учащегося, на решение его задач.

2. Библиотечные программы опираются на профессиональный штат, адекватные информационные ресурсы и новые информационные технологии.

3. Библиотечные программы не ограничены только стенами школьной библиотеки. Школьные библиотекари должны быть вовлечены в создание методических материалов и информационных ресурсов для всей школы.

4. Крайне важен доступ к Интернету. Библиотекари играют ведущую роль в предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных, из которых может быть получена авторитетная информация. Библиотекари обучают учеников и педагогов использованию ресурсов Сети.

Связь с учебными программами

Обучение навыкам применения информационных технологий обязательно должно быть связано с существующими учебными программами.

За рубежом технологические специалисты настойчиво рекомендуют интегрировать компьютерные умения в содержательную сферу. По их мнению, обучение навыкам использования информационных технологий должно быть «подложено» под существующие учебные программы. При этом технологи заявляют, что создание отдельных компьютерных классов не оказывает действенной помощи школьникам в широком применении компьютеров. Школьники могут обучаться изолированным умениям и навыкам, при этом не понимая, зачем им это нужно и как эти умения собрать вместе для решения поставленных задач.

Библиотекари, как специалисты по работе с информацией, уверены, что учебные планы по интеграции технологий должны быть обращены не на то, «как» использовать компьютер,
а на то «когда» это делать, «почему» и «для чего». Объединенная с учебными планами, информационно-технологическая грамотность должна быть более чем только знание частей компьютера или составление документов с помощью текстового редактора. Все школьники должны понимать, что им необходимо выполнять, и сможет ли компьютер помочь им это сделать.
И тогда они будут использовать компьютер гибко, творчески и целеустремленно как инструмент для достижения поставленных задач.

Библиотекари могут квалифицированно связать цели школы, учебные программы и современное многообразие обучающих ресурсов. В добавление к основному фонду (книги, газеты – «хлеб и масло»), библиотеки стремятся пополнять свои коллекции аудио, видео материалами, CD и DVD дисками, предоставляя пространство для их просмотра и прослушивания. Предложения библиотекарей использовать эти ресурсы привлекают учителей, обеспечивают новое содержание процессу преподавания. Современная школьная библиотека, таким образом, – это не просто помещение, это научная лаборатория, связь с миром, с другими школами.

Сотрудничество

Библиотекари и учителя различных предметов должны координировать свою деятельность, работая в тесном сотрудничестве. И если для библиотекарей необходимость такого партнерства очевидна, то учителя чаще всего не обращают на это никакого внимания. Попробуем убедить их примерами, предложив небольшую зарисовку с натуры:

Школьная библиотека распахивает свои двери для учеников. Дети идут делать уроки, заниматься исследовательскими проектами. При этом, чаще всего, учителя дают им лишь некоторые общие рекомендации и пожелания «не вешать нос». Библиотекарь помогает детям в поиске информации, он быстро открывает для школьников, что их тема не ограничена ресурсами школьной библиотеки. Библиотекарь и дети вместе ищут необходимые дополнительные материалы.
В самых хорошо оснащенных библиотеках, работник библиотеки усаживается с ребенком у компьютера, запускает поисковые машины, использует базы данных
.

Учителя и библиотекари, как правило, не находят время обсудить свои совместные действия. И потому библиотека – отдельно, уроки – отдельно. Необходимо прекратить искусственную изоляцию библиотечных навыков от работы в классе, умений учителей от компетентности библиотекарей.

Совместная деятельность взрослых может быть более эффективной, если попробовать сформировать в школе информационную и технологическую команду (ИТК). (Впрочем, назвать этот коллектив единомышленников можно как угодно.) Такая команда выстраивает стратегию практической поддержки образовательных инициатив в области внедрения информационных технологий. Члены команды в большинстве своем вовлечены в использование технологий: это директор, библиотекари, ведущие учителя, технические специалисты. Заметим, что мы говорим не о технической поддержке. Усилия команды должны быть направлены в первую очередь на достижение значимых улучшений в качестве обучения, при этом технологии выступают как инструмент, как средство достижения этих улучшений.

Что даст работа такой команды? Попробуем пофантазировать.

Библиотекари активно сотрудничают с «технарями». Создается вебстраница школьной библиотеки, место, где учителя и ученики могут быстро находить различную информацию, используя электронный каталог библиотеки, тематические базы данных, полнотекстовые источники, ресурсы Интернета. (Подробнее о вебсайте школьной библиотеки см. в ч.3.)

С началом такой работы школьная библиотека становится зоной повышенного внимания детей и взрослых. Обновление библиотечной деятельности не только вызовет всеобщий вопрос «Что же это там происходит?». Такие новшества повлияют на восприятие учителями и учениками информационных возможностей своей библиотеки. Они увидят, что собранные в одном месте ресурсы позволяют найти информацию быстро и полно. При этом нужно всесторонне использовать все собственные ресурсы школьной библиотеки, разумно сочетая традиционные и новые носители информации.

Двигаемся вперед: рассказав на собственном сайте о библиотеке и ее услугах, стремимся наполнить онлайновое пространство содержанием. Ищем подходящие к школьным предметам и проектам материалы: в своей и других библиотеках города,
в Интернете. Сначала ограничиваемся лишь ссылками на документы, как на дополнительную информацию по изучаемой теме. Затем вместе с учителями выбираем задания, при выполнении которых потребуется использование определенных вебстраниц (список страниц прилагается). Старшим школьникам можно предложить самим исследовать вебсайты по предметам, для того, чтобы найти информацию, отсутствующую в школьной библиотеке. Так, начиная с малого, мы постепенно двигаемся вперед – к созданию онлайнового образовательного пространства, в котором будет собрана различная, взаимодополняющая информация по проектам, по предметам. И это уже нечто большее, чем просто класс или библиотека.

Подобная совместная работа библиотекарей и педагогов позволяет:

  • объединить информационные навыки и технологические умения учеников;

  • наполнить учебные программы новым содержанием;

  • дать дополнительную информацию по предмету;

  • использовать новые формы и методы преподавания на основе использования НИТ.

После эксперимента с несколькими такими проектами или предметами, можно оценить, насколько такая работа позволяет достичь установленных целей и задач информационной грамотности.

Новые умения детей и взрослых

Что должны уметь делать школьники, участвуя в проектах с использованием НИТ?

Ученики осваивают целый ряд специфических умений: поиск в библиотечном каталоге, критическое осмысление текста и оценку найденных ресурсов (в том числе интернет-ресурсов), использование презентационных программ и онлайновых баз данных, «киберэтику» и многое другое. Что, вместе с учениками, должны осваивать и библиотекари? Работу с текстовым редактором (Word), использование электронной почты, презентационных программ, Интернета, сидиром и многое другое.

Скажем несколько слов об использовании распространенных компьютерных программ и сервисов в процессе обучения. Там, где участие специалистов и ресурсов школьной библиотеки не только возможно, но и необходимо, я поставила ссылку – (ШБ).

Все компьютеры оснащены пакетами прикладных программ, которые позволяют обеспечить выполнение необходимых пользователю работ.

Пакеты программ представляют собой набор нескольких программных продуктов, объединенных в единый удобный инструмент. Наиболее известный интегрированный пакет Microsoft Office. В этот мощный профессиональный пакет вошли такие необходимые программы, как текстовый редактор Word , электронная таблица Excel, программа создания презентаций PowerPoint, (система управления базами данных) СУБД Access, средство поддержки электронной почты Mail. Все части этого пакета составляют единое целое,
и даже внешне все программы выглядят единообразно, что облегчает как их освоение, так и ежедневное использование.

Текстовый редактор Word

Текстовые редакторы можно назвать электронным эквивалентом бумаги, ручки, пишущей машинки, ластика и подходящего словаря. Их основное назначение – создавать текстовые файлы, редактировать тексты, просматривать их на экране, изменять формат текстового документа, распечатывать его на принтере.

Существует большое количество разнообразных текстовых редакторов, различающихся по своим возможностям, – от очень простых до мощных, многофункциональных программных средств. Наиболее распространенный текстовый редактор – Microsoft Word. С помощью Word можно подготовить любой документ от простой записки до оригинал-макета сложного издания. Программа позволяет взрослым и детям выражать свое мнение письменно, становится независимыми в публикации идей.

Базы данных

Базы данных – это один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения, изменения и обработки больших объемов взаимосвязанной информации. Базы данных позволяют пользователям хранить, организовывать и запрашивать информацию по ключевым словам.

Базы данных используются под управлением систем управления базами данных. СУБД позволяют объединять большие объемы информации и обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определенным критериям и т.п. Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы. Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных. Одна из популярных СУБД – Access for Windows.

Построение баз данных требует классификационных навыков и учит школьников думать связно, определять соответствие целей и задач при переизбытке информации, классифицировать и сворачивать электронную информацию (ШБ). Проводя исследования и создавая базы данных, ученики используют как печатные, так и электронные ресурсы.

Пример:

Занятия по биологии в 9-м классе. В начале занятия учитель просит детей составить список птиц и животных, которых они встречали около школы. Когда список готов, учитель упоминает некоторые другие виды, которые встречаются в окрестностях, но которых школьники не видели. Дети получают задание – создать тематическую базу данных о всей фауне в 5-километровом радиусе школы, дополняя ее информацией и фотографиями.

Используя все доступное информационное многообразие (книги, энциклопедии и справочники, газетные публикации, Интернет, мультимедийные диски и проч.) (ШБ), ученики находят названия, характеристики и фотографии этих птиц и животных. Если полученных сведений недостаточно, дети обращаются к профессионалам: ищут адреса специальных биологических организаций, местных обществ охраны природы и обращаются к ним за помощью. Или за консультацией, когда возникает необходимость проверить составленный список.

После сбора всей информации, группы переформировываются в соответствии с разделами базы данных (птицы, млекопитающие, рептилии и т.д.). Весь класс принимает участие в обсуждении новых, неизвестных ранее видов птиц и животных.

В ходе такого проекта дети предстают как исследователи родного края (краеведческий аспект проекта). Занятия фокусируются на сфере, которая важна и интересна для них – окружающие их животные. Уроки строятся на знаниях школьников о городской экосистеме.

Завершая исследование, ученики могут сравнить, что они знали в начале проекта и как много узнали об экосистеме в ходе исследовательской работы.

Полученную информацию важно уметь правильно классифицировать и каталогизировать и неоценимую помощь в этом могут оказать сотрудники школьной библиотеки (ШБ).

Электронная таблица Excel

Комплекс взаимосвязанных программ позволяет пользователям организовать численные характеристики в электронные таблицы, создавать диаграммы, карты, графики. Электронная таблица — это компьютерный эквивалент обычной таблицы, состоящей из строк и граф, на пересечении которых располагаются клетки, в которых содержится числовая информация, формулы или текст.

Пример:

Алгебра. Обучение линейным уравнениям через сравнение цен на жилье. Школьники приступают к переписи данных и информации о недвижимости: цены продаж, средние цены и т.д. (ШБ). Используя таблицы, они чертят план координат, находя точки наилучшего совпадения цены и качества жилья и решая, как эти данные могут помочь им в покупке дома. Имея такую математическую информацию, школьники отвечают на поставленные вопросы учителя об оптимальной цене на дома.

Затем ученики выбирают город, в котором они хотели бы жить и проводят подобное исследование в группах. В ходе работы дети пишут сравнительный отчет о рынке жилья их города и выбранного ими города. Учащиеся наблюдают за тенденциями колебания средних цен проданного жилья и создают диаграммы, сравнивая два города. Эта числовая информация в паре с информацией о рынке недвижимости, об экономических и жилищных условиях в двух городах и становится итоговой в создании отчета о рынке жилья.

Оценивается успешное завершение процесса, решение алгебраических заданий, работа с партнерами. Оценивается создание линейной диаграммы, успех в получении информации, самостоятельные выводы, качество финального отчета.

Так, благодаря технологическому компоненту, дети могут путешествовать по городам и применять линейные уравнения. Использование таблиц делает простым манипуляции с данными, их обработку, анализ и создание диаграмм, которые могут быть выведены в отчетах.

Программа создания презентаций PowerPoint

С помощью этой программы текстовая и числовая информация легко превращается в профессионально выполненные слайды, диаграммы, которые можно демонстрировать перед самой различной аудиторией. Пользователи могут добавить диаграммы, графики, картинки, звук, видео в дополнение к написанной информации. Информация в таком формате часто используется на конференциях и деловых встречах. Это может быть прекрасное средство для демонстрации проектов школьников.

Пример:

Литература, 8 класс. Учитель просит школьников обсудить их любимые рассказы, прочитанные вне программы или изученные по литературе за год. Педагог предлагает ребятам решить, что они могли бы порекомендовать ученикам 7-го класса как любимое чтение восьмиклассников.

Школьники делятся на группы согласно своим предпочтениям. Члены группы представляют краткое содержание всего произведения и их любимые главы (ШБ). Учитель объясняет, что презентация должна быть краткой, не более 10 минут, и яркой, запоминающейся. Школьники используют программу PowerPoint для сокращения информации.

Школьники совместно работают, учатся выделять главное (ШБ), учатся создавать слайды, устно их комментировать и исправлять. Устный рассказ о любимом произведении сочетается с электронной презентацией.

Как знать, возможно самые отпетые «нечитатели» станут после таких занятий завсегдатаями школьной библиотеки?

Электронная почта

Наиболее распространенными приложениями Windows, работающими с электронной почтой, можно считать Internet Mail и Outlook Express.

Об этом инструменте общения мы еще будем вести речь в ч. 3 данного материала (следите за публикациями нашей газеты). Отметим лишь особенную привлекательность электронной почты для процесса обучения:

1. Параллельное решение одних и тех же проблем. Задается общая тема исследования в одном и более классах. В ходе работы участники проекта могут взаимодействовать друг с другом, обмениваясь мнениями в письмах.

2. Последовательное творчество, умение формулировать и выражать свои мысли письменно. Создаются авторские тексты, отчеты, творческие работы.

3. Электронный процесс письма и консультирования, возможного для всех.

Пример:

Сотрудничество между пятиклассниками разных школ. Дети встречались два раза в неделю для работы в группах. Они исследовали ресурсы Интернета (ШБ), посвященные сказкам и фольклору разных стран. На карте мира цветными карандашами школьники обозначали страну происхождения найденной сказки. Приветствовалось и «ручное» иллюстрирование. Затем школьники по электронной почте обменялись своими находками с ребятами из других школ.

В завершение проекта ученики и педагоги составили страноведческую базу данных. На доске был написан список всех стран-участниц. С помощью программы Word, компьютерной графики и ресурсов школьной библиотеки, были созданы финальные отчеты, в которых дети отразили не только фольклор страны, но и рассказали об истории, символике государства (ШБ). Обмениваясь по электронной почте материалами, дети помогали друг другу, дополняя страноведческими данными отчеты друг друга.

Основываясь на своих находках, школьники начинали писать и иллюстрировать свои собственные сказки. Они вспоминали любимые истории (ШБ) и создавали на их основе новые сказки.

Хотелось бы привести пример проекта с использованием мультимедиа и гипермедиа. Преимущества этих инструментов в следующем:

1. Они высоко интерактивны. Материал в них организован и представлен так, что дети могут делать собственные заключения до того, как эти выводы будут им предложены учителем.

2. Структура обучения максимально благожелательна к ученикам. Пользователи изучают материал последовательно и могут контролировать свой уровень и темп обучения.

3. Школьники могут использовать различные учебные модели исследований и расширить свою активность, основываясь на собственных интересах.

Пример:

История. Цель занятия – познакомить учеников с главными государственными и общественными событиями последних 15 лет, рассмотрев эти события в контексте их жизни. Вся информация организована в хронологии с добавлениями фото, текста, видео.

Задача разбивается на три части.

Первая часть – «Моя жизнь»: школьники записывают 10 главных событий, вех своей жизни (день рождения, путешествия и т.д.) и годы, когда это происходило. Дети собирают и сканируют собственные фотографии в различном возрасте, какие-то документы (грамоты, призы и проч.), памятные материалы (например, обложка компакт-диска любимой группы). Готовят эти документы, используя программы фоторедактирования (PhotoDeluxe и др.).

Вторая часть – «Мое окружение»: собирают информацию о родных и близких людях, животных и проч. Класс решает, что видеозапись интервью с их родителями обеспечит лучший объем информации. Школьники учатся использовать видеокамеру. Разрабатывают лист из 10 вопросов для интервью. Разбиваются на группы, у каждого – своя роль: репортер, журналист, оператор и др. Учитель оцифровывает видеозапись, занося ее в компьютер.

Третья часть – «Моя страна»: дети используют энциклопедии, сидиром по истории, изучают некоторые главные события в государстве за эти 15 лет. Здесь могут быть использованы аудио и видео клипы, фото, тексты всех событий в стране. Школьники выбирают одно главное событие из каждого года по категориям (политика, экономика, образование, спорт и т.д.) и записывают его (ШБ).

Школьники составляют всю информацию в свою собственную мультимедийную хронологию, используя вспомогательные программы (например, ClarisWorks). Хронология включает главные государственные, общественные и личные события, дополняется фото, аудио, видео записями. В конечном счете, вся информация выкладывается на вебсайт школы, класса или на личную интернет-страницу.

На первый взгляд задача проекта незатейлива и проста. Но, наблюдая свою жизнь в контексте национального и общественного развития истории, школьники могут увидеть себя как часть большого сообщества.
А использование мультимедийных технологий помогает ученикам сделать историю более интерактивной и занимательной, чем она представляется им со страниц учебника.

Как вы могли заметить, все перечисленные программы чаще всего дополняют и сопровождают друг друга, пересекаются, обогащая проект, открывая все новые грани проводимого исследования. Текстовый редактор помогает с исправлениями, облегчая работу. Электронная почта дает возможность связываться с партнерами из других школ, представить свои работы широкой аудитории, разместив их на сайтах в Интернете.

При проведении исследования задействуются различные навыки учеников: способность создавать и редактировать тексты, работать индивидуально и в группах, проводить исследование темы и ресурсов (ШБ), соблюдать установленные сроки, использовать текстовый редактор (проверка написания, постраничная разбивка, организация текста), осуществлять обратную связь со своими партнерами, готовить итоговый документ – отчет. Групповая работа учит совместной деятельности, мозговому штурму, диалогу, критической оценке собственного продукта.

При всем том, необходимо всемерно поддерживать обращение школьников к традиционным ресурсам, бумажным носителям информации: книгам, газетам, журналам.

Следующий материал будет посвящен интернет-технологиям и ресурсам сети, которые используются в школах и школьных библиотеках.

________________

* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста в № 3–2005.