Параграфы, страницы
Совместный проект с журналом «Школьное
обозрение»
Юрий Кожин
Калейдоскоп мнений
Обзор учебников по обществознанию для
основной и средней школы
Почти без альтернативы?
(учебники для 5–7-х классов)
|
Юрий Альфредович Кожин
учитель истории и обществознания
гимназии № 1562 им. Артёма Боровика г. Москвы,
лауреат конкурса
«Грант Москвы» в области наук
и технологий за 2002 год |
На данный момент в Федеральном
перечне представлены лишь две линии учебников по
обществознанию для младших подростков. Это незаконченная
содержательная линия под редакцией
Л.Н.Боголюбова (в 2003 году в издательстве
«Просвещение» вышел учебник для 5-го класса, а
несколькими годами ранее – пособие для 8–9
классов) и линия учебных пособий А.И.Кравченко и
Е.А.Певцовой, подготовленная издательством
«Русское слово». Учебник Боголюбова дополнен
рабочей тетрадью и методическими
рекомендациями. К учебнику Кравченко выпущены
программа курса, тематическое планирование (с
региональным компонентом) и рабочая тетрадь.
Такой скромный выбор УМК, адресованных учащимся
5–7-х классов, объясняется довольно просто. В
большинстве школ обществознание преподается,
начиная с 9-го класса,
и лишь относительно немногие учебные заведения
вводят этот курс на более ранней стадии в
качестве регионального компонента.
Логика изложения в учебнике Кравченко
для 5-го класса построена по принципу «от общего к
частному»: от общества и его сфер – к жилой среде
ребенка. Во введении к учебнику Кравченко
объясняется, что такое «общество», «общественные
науки» и чем они отличаются от «естественных
наук».
Учебное пособие, разработанное
коллективом ученых под руководством
Л.Н.Боголюбова, выполнено в цветном варианте, что
является несомненным достоинством. В то же время,
на мой взгляд, это скорее не учебник, а книга для
чтения. Достаточно посмотреть на соотношение
основного и дополнительного материала, огромное
количество рубрик в тексте. Методический аппарат
слишком перегружен, учитывая возраст детей. С
самого начала каждого параграфа на ребенка
буквально обрушивается вал вопросов и заданий:
«Вспомни», «Обсудим вместе».
Изучать обществознание в 6-м и 7-м
классах пока можно только по учебникам
А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой. Методическое
сопровождение этих пособий включает в себя
программу курса, тематическое планирование (с
региональным компонентом) и сборник тестов.
Структура, содержание, методический аппарат и
внешнее оформление изданий сохраняют
преемственность по сравнению с учебником для 5-го
класса.
Многие вопросы и задания из учебника
для 6-го класса можно с успехом применять на
семинарских занятиях. Например: придумайте свое
сказочное государство и расскажите о нем;
разработайте проект «Город будущего»; составьте
собирательный портрет горожанина и сельского
жителя и т. д.
Достоинство учебника для 7 класса –
живое изложение учебного материала, разумное
сочетание вопросов теоретического и
практического характера. Многие темы являются
либо нестандартными, либо нетрадиционными,
например: «Образ жизни», «Развитие спорта»,
«Речевое поведение». Удачное введение в
структуру книги источниковедческого материала,
отрывков из публикаций периодической печати,
разноуровневые вопросы и задания создают
условия для самостоятельных размышлений и
способствуют формированию у школьников
собственной позиции по важнейшим проблемам, в
том числе правовым.
Седьмой класс – очень важный
возрастной рубеж, своего рода граница между
детским и подростковым мирами. Поэтому
своевременным является включение в учебник
таких тем, как «Юридические границы
подросткового возраста», «Подросток и его
права», «Опасный путь преступной жизни». Не
навязывая своего мнения, авторы ведут диалог с
ребенком, вступающим в переходный возраст,
рассказывают о задачах, которые ему придется
решать, о риске, которому он может подвергнуться,
о последствиях, к которым могут привести те или
иные поступки.
Среди недостатков изданий
Кравченко-Певцовой для 5–7-х классов можно
отметить следующие. Во введение необходимо
включить рекомендации по работе с учебником. Для
лучшего усвоения учебного материала текст
параграфов целесообразно разбить на пункты. Нет
вопросов и заданий к иллюстративному материалу.
Помимо учебников обществознания на
сегодняшний день существует целый блок
учебников граждановедения для 5–7-х классов,
большинство из их авторов справедливо
рассматривают граждановедение как пропедевтику
к курсу обществознания в 8–9 классе. До принятия
государственного образовательного стандарта,
предложившего нововведение – преподавание
обществознания в 6–7-х классах, – и
обществознание, и граждановедение в этих классах
преподавались в рамках регионального компонента
и рассматривались как вариации примерно одного и
того же содержания. Более того, курс
граждановедения, позиционирующийся как
практико-ориентированный, получил
распространение примерно в 75 % школах.
Следовательно, эти учебники, логично было бы
сейчас рассматривать как полноценную и вполне
«законную» альтернативу учебникам
обществознания для младших подростков.
Перечислим существующие курсы: УМК
«Граждановедение. 5–8 классы» А.Ф.Никитина,
включающие программу и четыре учебника,
выпущенные издательством «Дрофа»; учебные
пособия по граждановедению для 5–7 классов
Я.В.Соколова и др. («Дрофа», НВЦ «Гражданин»),
учебники Н.Г.Надеждиной и Е.С.Корольковой «Основы
граждановедения. 5 класс» («Просвещение»), «Граждановедение.
Введение в обществознание» для 5, 6, 7 классов
(«Новый учебник»).
Конкуренция возрастает
(учебники для 8–9-х классов)
Среди учебников по обществознанию
для 8-х и 9-х классов существует значительно
большее разнообразие. В Федеральном перечне
представлены семь содержательных линий, причем в
двух случаях конкурируют между собой пособия
одних и тех же авторов, вышедшие в разных
издательствах.
Учебно-методический комплекс под
редакцией Л.Н.Боголюбова для 8–9-х классов включает
в себя учебное пособие «Введение в
обществознание», программу, методические
рекомендации, дидактические материалы и
материалы для подготовки и проведения итоговой
аттестации выпускников основной школы по
обществознанию, рабочую тетрадь.
Материалы первой части (§ 1–29)
изучаются в 8-м классе. Большинство параграфов
раскрывают сущность человека, его
взаимоотношения с природой и с другими людьми.
Всего три параграфа отводится на изучении
экономической сферы общества, два – на
рассмотрение социальной сферы. В 9-м классе
большое внимание уделяется изучению права, прав
человека и гражданина (шестнадцать параграфов из
двадцати трех). Параграфы сопровождаются
вопросами и проблемными заданиями, которые
помогут лучше осмыслить содержание курса,
научиться использовать полученные знания для
решения практических задач.
Не слишком удачной видится идея
авторов содержание некоторых параграфов
представить полностью в форме диалогов.
Например, § 14 «Малая группа» («диалог вашего
сверстника со своим старшим другом»). Прочитав
диалог на пяти (!) страницах, ребенок вряд ли
усвоит, что же такое малая группа. К сожалению, в
учебнике нет ни схем, ни таблиц, ни рисунков, что
не способствует лучшему усвоению материала.
Учебно-методический комплекс
А.Ф.Никитина, выпущенный издательством
«Дрофа», включает в себя учебные пособия «Основы
обществознания» для 8-го и 9-го классов, программу,
поурочное и тематическое планирование, пособие
для учителя «Обществознание: подготовка к
экзамену. Задания и рекомендации».
Наиболее подробно автор рассматривает
проблему сущности человека, духовного мира
личности. Большой блок информации посвящен праву
(к вопросам права автор вернется в учебнике для
9-го класса). В учебнике для 8-го класса не
затрагивается экономическая сфера жизни
общества. Более трети объема учебника для
9 класса автор уделил правовым вопросам
(тринадцать параграфов). В общей сложности за 8 и 9
классы праву посвящено 24 параграфа из 66-ти.
Очень богат методический аппарат
учебников. Он включает следующие рубрики:
«Калейдоскоп мнений» (здесь можно встретить
спорные, неоднозначные суждения. Необходимо
выбрать те мысли, которые наиболее дороги
учащемуся, и те, с которыми он не согласен, а затем
объяснить свою позицию), «Это полезно знать»,
задания для самостоятельной работы (различные по
уровню сложности), словарь урока, темы для
рефератов, сообщений, дискуссий. В тексте
параграфов очень много схем, которые, несомненно,
помогут учащимся разобраться в соответствующих
темах.
А.Ф.Никитин является также
руководителем группы авторов учебно-методического
комплекса по обществознанию, вышедшего в
издательстве «Просвещение». В этот УМК входят
учебник «Обществознание» для 8-9 классов,
методические рекомендации, рабочая тетрадь,
поурочное и тематическое планирование.
Больше всего параграфов для 8 класса
отведено на изучение социальной и экономической
сферы жизни общества. В 9-м классе главной темой
является право (шестнадцать параграфов из
тридцати).
Помимо основного, содержание учебника
включает объемный дополнительный текст,
призванный расширить знания по теме урока. В
начале каждого параграфа даны основные понятия
урока, завершается параграф вопросами и
заданиями для самостоятельной работы, поурочным
словарем. В тексте имеется интересная рубрика
«Мудрые мысли на память».
Данный учебник грешит тем же
недостатком, что и пособия Никитина для 8 и 9
класса, изданный «Дрофой»: из-за большого числа
параграфов фактически не остается времени для
проведения семинарских занятий и практикумов.
Правда, при этом учебник «Просвещения» имеет
меньший объем (по полторы сотни страниц на год
обучения). Тем не менее, если учебные пособия
А.Ф.Никитина переработать, сократить число
параграфов, это будут одни из лучших учебников по
обществознанию для основной школы.
Учебно-методический комплекс
А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой включает в себя
учебники «Обществознание» для 8-го и 9-го классов,
программу курса, тематическое планирование (с
региональным компонентом), книгу для учителя,
сборник тестов и задачник. Издания сохраняют
преемственность с пособиями для 5–7-х классов.
Оба издания включают итоговые вопросы, словарь и
список литературы по курсу. Во многих параграфах
выделен интересный дополнительный материал
(например, в §14 «Роль государства в экономике» –
«налоги и восстания», в §23 «Конфликты в обществе»
– примеры конфликтов из энциклопедии «Хроника
человечества»).
К каждой главе авторы предлагают
небольшое вступление, вводящее в курс изучаемой
проблемы. В тексте учебников много схем,
рисунков, таблиц, графиков. К сожалению, к ним нет
вопросов и заданий. Термины объясняются в каждом
параграфе, в конце параграфов приведены основные
понятия урока, вопросы и задания разного уровня
сложности, проблемы, которые авторы предлагают
обсудить, практикумы. Многие задания требуют
нестандартного решения. Например, учащимся
предлагается провести мини-исследования в семье,
в школе, в компании сверстников и т. д. Все это
позволит педагогу работать с учениками разного
уровня подготовки.
УМК В.О.Мушинского включает в себя
учебники «Обществознание» для 8-го и 9-го классов,
комплект программ по обществознанию и
методические рекомендации для повышения
квалификации учителей, работающих по данным
учебникам.
Основу учебника составляет тема
«Человек в экономике» (тринадцать параграфов).
Пять параграфов посвящены праву (разговор о
праве будет продолжен и в учебнике для 9-го
класса). При этом почему-то автор старательно
обходит такой базовый документ, как Всеобщая
декларация прав человека. В §7 «Право на жизнь»
нет ни слова о ВДПЧ, хотя текст буквально
загроможден историческими сведениями о смертной
казни. Фактически единственное упоминание о
Декларации содержится в §6 «Личность и право»,
причем годом принятия ВДПЧ ошибочно назван 1943-й.
В учебнике практически нет схем. Очень
сложно для восьмиклассников объяснена
экономическая сфера. Только наиболее одаренные
дети в этом возрасте усвоят понятия «конъюнктура
рынка», «прибыльные издержки производства»,
«право хозяйственного ведения», «право
оперативного управления». В конце каждого
параграфа – краткие выводы и задания для
размышления. Нет никаких рубрик, вопросов:
практически один голый текст. Огромен объем
учебника – 240 страниц.
Основное внимание (четырнадцать
параграфов) в учебнике для 9 класса уделено праву.
Объем учебника для 9-го класса так же велик – 224
страницы. Схем и таблиц здесь больше, чем в
предыдущем.
Очень интересные учебные пособия
О.В.Кишенковой и А.Н.Иоффе «Основы
обществознания» для 8-го и 9-го классов
выпустило издательство «Новый учебник». В
отличие от Л.Н.Боголюбова и А.И.Кравченко, авторы
не рассматривают в 8-м классе экономическую и
социальную сферу (по этому же пути, как мы помним,
идет А.Ф.Никитин в учебниках, изданных «Дрофой»).
О.В.Кишенкова и А.Н.Иоффе выделяют в отдельную
главу проблемы современного человечества, что
представляется вполне своевременным: ведь эти
проблемы касаются каждого.
К каждому параграфу дан эпиграф, в
котором отражена суть каждой изучаемой темы. В
тексте встречаются слова, выделенные курсивом:
они важны для понимания темы. Жирным шрифтом
выделены слова, значение которых необходимо
запомнить. Во время чтения параграфа учащимся
предлагаются ответить на вопросы в тексте. В
конце каждого параграфа – контрольные вопросы, с
помощью которых можно повторить изученный
материал, а также задания для обсуждения, которые
дают возможность высказать свое мнение, применяя
полученные знания, и темы для домашних сочинений,
позволяющие изложить на бумаге свои мысли. По
окончании каждой главы – темы для дискуссий:
учащимся предлагается обсудить предложенные
утверждения, аргументировать и доказать свою
точку зрения. К каждому уроку составлен словарь,
детям предлагается повторить еще раз новые
понятия и термины.
Учебник содержит множество интересных
сведений, фотографий, репродукций картин. Но уж
очень велик его объем – 272 страницы при
отведенном на изучение обществознания в 8-м
классе одном часе в неделю. И, к сожалению, пока к
нему не издано никаких дополнительных
материалов.
В учебнике тех же авторов для 9-го
класса наибольшее внимание уделено политической
сфере (одиннадцать параграфов). Методический
аппарат учебника точно такой же, как и в
предыдущем, но для 9-го класса издано
методическое пособие. Объем стал еще больше – 320
страниц.
А.Н.Иоффе и О.В.Кишенкова в
соавторстве с С.В.Тыриным выпустили также учебник
«Введение в обществознание» для 8-го класса
(издательства «С-инфо» и «Баласс»). Данное
учебное пособие значительно отличается от
изданий «Нового учебника» и по структуре, и по
содержанию.
Учебник состоит из введения, пяти глав
(«Человек и его мир», «Общество и общественные
отношения», «Культура, мораль и религия»,
«Человек и экономика», «История человечества:
диалог культур и цивилизаций»), разбитых на
двадцать шесть параграфов, и заключения.
Наибольшее внимание авторы уделили проблеме
«Человек и его мир» (восемь параграфов).
В тексте параграфов помещены задания.
После чтения учебного материала даются вопросы,
рассчитанные не только на проверку знаний, но и
на умение рассуждать. В рубрике «Выскажите свое
мнение» приводятся цитаты из древних и
современных мыслителей, которые предлагается
проанализировать и сравнить. В разделе «В вашу
записную книжку» можно прочитать короткие
высказывания по изученной проблеме. В текст
учебника также включены притчи. Их обсуждение
может помочь в рассмотрении тех или иных
общественных проблем. Органически дополняют
содержание пособия иллюстрации, которые
являются частью методического аппарата. Но
опять-таки приходиться констатировать: объем
учебника огромен – 272 страницы. Никаких
методических пособий к «Введению в
обществознание» не издано.
Если попытаться выделить наиболее
удачные с содержательной и методической точек
зрения учебники обществознания для 8–9-х классов,
я бы назвал пособия Никитина, Кравченко-Певцовой
и Кишенковой-Иоффе. Но и они, скорее всего, в
ближайшее время претерпят существенные
изменения в связи с организацией предпрофильной
подготовки.
Продолжение читайте,
пожалуйста, с следующем номере |