Размышления
Ольга Громова
К 60-летию Победы
В школах этот год начался вовсе не так,
как в стране. Не с обсуждения социальных
потрясений и политических дискуссий вокруг
розовых, оранжевых, пенсионных и прочих
«революций». Это в школе не обсуждается. (Может, к
лучшему, а может, и нет... Как посмотреть.) Новый
год в школах идет под знаком приближения 60-летия
Победы. Вот так, с большой буквы и без объяснения
– какой. Нам кажется очевидным: ясно – какой, что
же тут объяснять. И если на вопрос, кто же, когда и
с кем воевал, младшие школьники, а то и
5–6-классники, отвечают что-то странное и
невнятное, мы хватаемся за голову и начинаем
стенать по поводу «иванов, не помнящих родства».
А, собственно, почему?
У нынешних детей даже деды были в войну
совсем маленькими. Воевали же – прадеды, а то и
пра-прадеды. Поставьте себя на их место. Например,
вы лично готовы всерьез, со слезами в глазах,
отмечать день освобождения Москвы от
польско-литовских захватчиков (4 ноября по нов.
стилю 1612 года), назначенный нам теперь в
государственные праздники? Для них – это
примерно одно и то же по степени удаленности. Что
же делать? Ну, конечно, «усилять работу по
патриотическому воспитанию, прививать
школьникам гордость за свою страну и ее историю».
Слова-то все правильные и дело нужное.
И мероприятия у нас хорошо получаются. Сколько я
их видела за последнее время! А сколько
перечитала присланных сценариев, по которым наши
коллеги проводят что-то с детьми! Но не оставляет
меня одно нехорошее чувство. Кажется, мы
заставляем детей говорить и делать то, чего они не
могут почувствовать. Учим лишь произносить
правильные слова про подвиг народа и ужасы войны,
на которых выросли сами. А у них уже совсем другая
жизнь, в другой стране. И опыт они нарабатывают
совсем другой. Спросите любого ребенка в школе,
зачем ему знать о войне. Вы услышите в ответ
правильные, хорошие слова: надо больше знать о
своей стране, ценить историю своих предков и так
далее. А может быть, на самом деле мы уже просто
приучили их понимать, что именно хотим услышать?
Они уже другие, а мы пытаемся
разговаривать с ними старым языком. Внешне у них
не вызывают протеста пафосные сценарии с
проникновенными (иногда даже действительно
хорошими) стихами, названиями типа «Памяти
павших будьте достойны» и традиционной
атрибутикой. И мы получаем в ответ все, что
хотели, и успокаиваемся: провели мероприятия,
дети прониклись и все поняли. А как же иначе? Ведь
мы-то сами действительно чтим память о войне, для
большинства из нас это святой праздник. Мы были
гораздо ближе к той войне, больше о ней слышали.
(Написала слово «знали» – и убрала. Не знали мы
больше. В основном знали то, что нам разрешалось и
полагалось знать.)
Но если мы так отличаемся этой памятью
от нынешних детей, откуда же тогда берутся в
нашем поколении люди, всерьез обсуждающие вопрос
о проверке на лояльность и даже запрете всех
еврейских организаций, вплоть до школ? И почему
никто никогда не будет в обычной школе обсуждать
это с детьми? Потому, что запрос вызвал уже такой
резонанс, что его отозвали? А дело разве в том,
отозвали или нет? Дело в том, что он имел место.
Впрочем, кое-кто обсуждать будет...
единицы. И их не поймут ни коллеги, ни родители:
зачем детям в это влезать, это все политика.
...Посмотрите очень внимательно на свою
библиотеку, на выставки и папки с материалами для
классных часов, которые вы предлагаете учителям.
Что в них? Есть ли на ваших выставках, посвященных
патриотическому воспитанию, или других, хоть
один материал о современной политике? О запросе
группы депутатов Госдумы в прокуратуру по поводу
этой самой проверки и ликвидации еврейских
организаций писали во множестве газет. Ваши дети
их увидят? Обсудят? А материалы о скинхедах, о
нападении на чернокожих и других «не наших»?
Вы спросите, при чем тут юбилей Великой
победы, с которого я начала. Как привыкли мы
делить работу по направлениям: это –
патриотическое воспитание, это – к юбилею, это –
профилактика экстремизма и развитие
толерантности. И не надо путать.
Я и не путаю разные темы. Я призываю
сознательно и серьезно смешать все эти
«направления». 60 лет без войны и без фашизма –
это действительно заслуга в первую очередь
страны-победителя (хотя о помощи союзников и
сопротивления в оккупированных странах у нас
принято забывать). А так ли уж верно это «без
войны и без фашизма»? Слава Богу, пока не в таком
масштабе, как тогда. Но все имеет начало. И, может
быть, в рамках подготовки к действительно
великому юбилею надо говорить с детьми о
современной политике. Потому что войны не падают
с неба. Они вырастают медленно, но верно, из этой
самой политики. Это вам любой историк подтвердит.
А раз так, значит, рано или поздно, мы получим то,
что уже было, только на другом уровне.
Давайте найдем в газетах риторику
некоторых наших политиков и поставим ее рядом с
цитатами из «Mein Kampf», которые сейчас тоже можно
найти – было бы желание. И будем читать вместе с
детьми. И сравнивать. И думать. Потому что только
так, через нынешний национализм и историю
Освенцима и Варшавского гетто, через депортацию
целых народов в СССР и советские лагеря, куда
попадали те, кто раньше был в фашистском плену,
наши дети смогут что-то понять о той войне. Потому
что говорить надо не просто о том, что было, а о
том, что может быть, если мы закроем трудные темы
и не увидим в сегодняшних националистических
идеях угрозы новой войны.
Ах, как же нам не хочется смешивать! Как
хочется говорить лишь о светлой памяти павших и о
подвиге советского народа. Вот только не врем ли
мы самим себе, считая, что именно этим
воспитываем лучшие чувства, уважение к памяти и
ненависть к войне? |