Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (24) · Вкладка в «БШ» № 05 (136) · 1–15 марта 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Точка зерния

Елена Подкустова

Мурашки бегали стадами

Необычный конкурс провели в Центральной библиотеке для детей и юношества города Первоуральска Свердловской области. Он помог библиотекарям понять привлекательность для детей «ужастиков» и «страшилок».

Елена Сергеевна Подкустова зам. директора ЦБС по работе
с детьми и юношеством

г. Первоуральск,
Свердловская обл.

Для выяснения популярности триллер-литературы среди наших читателей мы обратились за помощью к куратору Академии сказочных наук имени Кота Ученого господину Коту Ученому. Академия работает на базе нашей Центральной библиотеки для детей и юношества, и Кот Ученый – постоянный соведущий наших мероприятий и соучредитель всех библиотечных конкурсов. Для сбора необходимой информации и материалов Академией был объявлен Большой городской конкурс под кодовым названием «33 несчастья».

Кот Ученый пригласил поучаствовать в эксперименте своего друга Скелета Мурашкина. Будучи по природе отзывчивым и добросердечным, Мурашкин тут же согласился помочь, открыл для всеобщего пользования свою библиотеку и даже предложил свой портрет в качестве эмблемы.

Мы объявили конкурс на лучшего ужасного поэта, на жуткую пробу пера в прозе, кошмарную живопись и на устрашающего рецензента. Работа закипела.

По итогам конкурса был выпущен сборник «ПУГАЕМ ТАЛАНТЛИВО! БОИМСЯ ВМЕСТЕ! СМЕЕМСЯ ГРОМКО! : Лучшие творческие работы участников городского библиотечного конкурса “33 несчастья”». Прочитав книги, участники конкурса должны были ответить на ряд вопросов. Проанализировав ответы, мы постарались определить природу триллера как литературного жанра (в понимании наших читателей).

И вот, что получилось.

Самым популярным автором стал (что, в общем, абсолютно не удивительно) Р.Л.Стайн с несметным количеством своих произведений – из 54 опрошенных 30 отдали свои предпочтения именно ему. По несколько пунктов набрали А.Д.Фостер с ненашими «Чужими»; любители пугать весело Э.Успенский, А.Усачев,
Г.Остер; знаменитый заводчик демонических собак А.К.Дойл; почитатель трансильванских традиций Б.Стокер; человек-ужастик С.Кинг и наши классики: А.С.Пушкин с «Пиковой дамой» и Н.В.Гоголь с «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Вием».

На вопрос «Почему вы выбрали именно эту книгу?» многие отвечали «потому что понравилась» – не особенно вдаваясь в подробности, за что именно.

Среди более расширенных ответов встречались такие:

· мне ее посоветовали друзья (сердце библиотекаря сладко щемит – дети читают, рекомендуют книги друзьям);

· заинтересовало название (оформление, аннотация);

· из-за одноименного фильма;

· потому что мне вообще нравятся произведения такого-то писателя;

· хотелось прочитать именно ее;

· ужасно люблю ужастики;

· моя цель – прочитать все страшилки (наконец, получен ответ серьезного и целеустремленного читателя).

Следующий вопрос звучал так: «Понравилась ли тебе прочитанная книга и почему?» Из 54 человек только двое критиковали освоенные произведения («мало страшных событий, совсем нет призраков и вампиров» и «просто не понравилось»). А в основном читающая триллеры публика осталась довольна, потому что «истории оказались совершенно душераздирающими», все получили «много адреналина» и «читали книги на одном дыхании». Помимо этого было много «смешных моментов», к тому же книга «написана хорошим автором» и оказалась «необычной и таинственной». Но главное, когда читаешь, то «чувствуешь себя героем, и все, что творится в книге, происходит как будто с тобой».

Третий вопрос: «Есть ли польза от “ужасной” литературы?» – 40 человек, не сомневаясь ни минуты, ответили «да», 9 – «нет», 5 – видимо, не смогли определиться с ответом.

По мнению респондентов, польза от страшилок весьма многообразна. Простирается она от прагматичных рассуждений:

  • когда есть страшилки, есть что почитать;

  • появляется умение пугать прочитанными страшилками;

  • развивается техника чтения;

  • у людей развивается страх ходить где попало в темное время суток;

  • многому учат, например, не пользоваться старыми кремами из мусорки;

  • ужастики учат находить выход из разных ситуаций...

  • ..до возвышенных сфер:

  • страшилки – это свой необыкновенный мир;

  • вдохновляюсь ужастиками и сочиняю свои;

  • развивается фантазия;

  • ужастики позволяют нам вспомнить об умерших родственниках;

  • помогают уйти от реальности.

Оппозиция приводила свои аргументы (порой достаточно противоречивые):

  • от ужастиков пользы нет, дети потом могут всего бояться (например, заболеть клаустрофобией);

  • пользы нет никакой. Знаний никаких не дает, но зато интересно;

  • впечатлительным людям читать ни за что нельзя;

  • от ужастиков ума не прибавляется, поэтому читать их следует в свободное время;

  • литература такого рода плохо влияет на психику ребенка. А я читаю, потому что люблю экстрим.

С удовольствием посоветовать прочитанную книгу друзьям согласились 44 человека, один читатель советовать не стал, потому что история «не очень страшная», 9 человек воздержались от всякого давления на своих друзей, предоставив им право выбора лично.

Итак, что же такое ужастик, страшилка, триллер по определению ребят, какова его природа с их точки зрения:

  • суперистория, прилив адреналина;

  • прикольная книга;

  • леденящая душу история;

  • пособие не для слабонервных;

  • увлекательная сказка на ночь;

  • переход из настоящего в неизвестность;

  • страшное изумление;

  • книга, в которой добро всегда побеждает зло.

Таким образом, триллер в понимании и эмоциональном восприятии ребят (по крайней мере, тех, кто участвовал в опросе) не есть что-то тревожащее, зловещее, по-честному пугающее. К триллерам дети относятся с хорошим таким читательским азартом: «Ну, и что там дальше?!»

По мнению большинства опрошенных, ужастики обладают достаточной степенью полезности: читая их, можно приобрести знания, которые помогут выпутаться из сложной ситуации; можно развить фантазию и воображение; ну, а если уж не удастся приобрести ничего из вышеперечисленного, так, по крайней мере, улучшить технику чтения – совершенно реально!

Одна из читательниц назвала ужастик книгой, в которой добро побеждает зло. Это значит, что дети в большинстве своем воспринимают подобную литературу оптимистично.

А что говорят психологи? Как они понимают природу психологии чтения триллеров?

Оказывается, ужасные истории на самом деле позволяют детям спастись в реальном мире. У них появляется возможность испугаться и… стать смелыми: «разрушительные темы в страшных историях дают детям храбрость отделять себя от родителей и отстаивать свою индивидуальность… Дети от восьми до двенадцати лет любят, когда им страшно, потому что они могут доказать свою смелость», – говорит Джон Л. Никсон, автор популярных мистических романов для юношества.

Триллеры, ужастики – все эти волшебные истории дают выход чувствам, разрушающим подростков, позволяют им пережить «запрещенные» эмоции (гнев, зависть и т.п.) безобидным способом.

Психологи говорят, что хорошая история будоражит детское воображение, не приводя к эмоциональному стрессу (этот факт ярко иллюстрируют ответы наших ребят. Помните, – «Ужастик развивает фантазию и воображение»?) «Одним словом, секрет хорошего ужастика таков: безопасность. Когда ребенок чувствует, что он защищен, любую книгу ужасов, соответствующую его возрасту и эмоциональной зрелости, ему читать можно. Дети чувствуют безопасность, когда знают, что ситуация под контролем. Согласитесь, это приятно – наслаждаться ужасами и знать, что на самом деле они тебе не угрожают… Когда ребенок читает книгу, он полностью контролирует этот процесс, может замедлить чтение, может его ускорить, может пропустить несколько страниц, может вернуться назад, посмотреть картинки, проверить, чем кончается книга».

Итак, «хороший ужастик в целости и сохранности возвращает читателя из опасных приключений. Лучший конец тот, что убеждает читателя в том, что добро сильнее зла и что храбрый малыш может победить любых монстров».

Ужастики – особый детский мир. Он должен быть, это нормально.

Выходит, проблема только в том, что дети зачитываются ими, не видя ничего другого вокруг!

Но это уже совершенно другой вопрос, ответ на который, на наш взгляд, достаточно прост: библиотекари – именно те люди, которые призваны формировать и воспитывать вкусы нашей юной читающей публики. Так давайте этим и будем заниматься. Наша задача состоит не в том, чтобы с воплем ужаса «Что ты читаешь!!!» отнять у ребенка книгу Стайна, а в том, чтобы после нее предложить, предположим, Гоголя: «Смотри, дружок, это так же круто. Только еще лучше, потому что написано настоящим мастером, а прочитанное тобою – баловство взрослого дядьки, который просто зарабатывает деньги». И знаете, мы счастливы тем, что из всех участников нашего конкурса хотя бы некоторые прочитали А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, Э.По и А.К.Дойла. А остальные пусть пока тренируют технику чтения. Скоро мы доберемся и до них!..

Литература

1. Стасио М. Что такое хороший ужастик / М. Стасио // Калейдоскоп. Вып. 2 / Рос. гос. дет. б-ка. – М., 1998. – С. 3–11.

2. Третьякова А. Дети и катастрофы / А. Третьякова // Семья и школа. – 2002. – № 1–2. – С. 20.