Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елена Иванова

Вчера. Сегодня. Завтра

Технологии. Инициатива. Творчество – ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки*

Часть 3. Интернет

Надо признать, что Интернет, как информационное пространство для детей, стал конкурентом библиотек всех типов. Но пока стратегические направления, «окна», для реализации возможностей библиотекарей открыты и они огромны. Надо иметь ввиду, что такое положение не может сохраняться долго. Необходимо использовать свое профессиональное мастерство и новые технологии, учиться у других, завоевывая собственное, уникальное и неповторимое место в этом информационном пространстве.

Появление Интернета и значительное расширение информационного поля, а также развитие технических средств не предполагают отмену библиотек и библиотекарей. Наоборот, в американской печати пару лет назад прозвучала реплика о том, что «все, что нужно современному Интернету – это традиционный библиотекарь».

(Подробнее на эту тему см. статью «Чем мы лучше Интернета?» – «БШ» № 4/2004, с. 4–6.)

В библиотеках происходит развитие качественно новых направлений деятельности и услуг, связанных с доступом к глобальным сетям и их информационным ресурсам. Рассказ о наших возможностях предварим вводными сведениями о Всемирной паутине и некоторыми определениями.

Определения

WWW (World Wide Web, Всемирная паутина) – это гипертекстовая информационно-поисковая система в Интернете. С помощью гипертекстовых ссылок, встроенных в документы WWW, пользователь может переходить от одного документа к другому. Для работы с WWW используются специальные программы, которые называются браузерами (browsers), навигаторами, обозревателями. Наиболее популярные обозреватели – Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer. Эти программы позволяют:

  • осуществлять навигацию и поиск информации в Сети;

  • сохранять и печатать вебстраницы и файлы;

  • пользоваться электронной почтой.

Вебстраница – это документ Всемирной паутины, который содержит текстовую и/или графическую информацию, а также ссылки на другие документы Интернета.

Сайт – это совокупность вебстраниц, объединенных общей тематикой. Среди страниц, составляющих сайт, выделяется главная или домашняя страница. Это место встречи посетителя и создателей ресурса, здесь размещена вводная информация о сайте.

Гипертекст – это документ, который наряду с обычной текстовой информацией, содержит интерактивные ссылки на другие документы, которые встроены в текстовые фрагменты или в графические объекты данного документа. Гипертекстовый документ может быть мультимедийным, то есть содержать графику, звуки, видеофрагменты и прочие виды информации.

Мультимедиа – это средство информации, сочетающее в себе различные форматы ее представления. Например: текст и звук, графика и видео.

Ресурсами Интернета считаются серверы, сайты, страницы, каталоги и файлы. Адрес ресурсов записывается следующим образом: <протокол>://<сервер><локальный адрес>

Образовательный Интернет –
на уроках и после

Без сомнения, Интернет – разносторонний и поистине бесконечный источник информации, но он еще более значим для нас своими образовательными ресурсами. Педагоги с помощью библиотекарей находят в Сети недостающую им информацию, обмениваются опытом, создают авторские (а потому – уникальные) проекты. Школьники используют Интернет для получения информации, для размещения в Сети собственных интернет-ресурсов, которые они адресуют сверстникам и всем заинтересованным людям.

Использование Интернета развивает у детей и взрослых навыки вебдизайна, учит гипертекстовой разметке, управлению ссылками, графическому редактированию, использованию анимации, мультимедиа.

Кроме того, образовательный Интернет – это развитие навыков критического мышления, которое необходимо для оценки полученной информации.

Образовательный Интернет – это еще и возможность сотрудничества, совместной работы детей и учителей из разных стран. Обмен идеями и знаниями позволяет превратить скучный учебный процесс в увлекательное образовательное путешествие.

Чтобы не быть голословными, приведем ряд примеров. Увы, пока только из зарубежной жизни.

Пример:

Биология и экология. Проблемы качества воды. Ученики из трех стран вместе с профессорами университетов, учителями, учеными обмениваются данными о качестве воды в их городах. Школьники используют Интернет, электронную почту, получение информации от экспертов, написание отчетов о методах улучшения качества воды. По электронной почте учащиеся посылают свои отчеты профессорам и ученым, городским служащим для обратной связи.

Дети взаимодействуют со многими интересными людьми. Учителя всемерно поощряют такое общение в профессиональной среде. Консультации квалифицированных специалистов помогают уточнять полученные данные, повышают достоверность информации.

Такие занятия мотивируют учеников вносить собственные предложения по проблемам охраны окружающей среды. Технологии предоставляют возможность консультироваться с профессионалами, экспертами, вовлеченными в проблему качества воды. Это взаимодействие позволяет ученикам получать дополнительную информацию.

Пример:

Биология. 11-й класс. Изучение окружающей среды. Предлагается провести интернет-исследование. Школьники работают в парах. Они путешествуют по тематическим сайтам, изучают ресурсы библиотек, в том числе и своей – школьной. Ребята ведут ежедневные записи, используя текстовый редактор.

Урок строится вокруг большой биологической темы. Выбор подтемы предоставлен ученикам. Учитель поощряет автономию и инициативу ребят. В дневники школьники заносят не только полученные сведения, но и свое мнение о процессе получения информации, о ее качестве, достоверности, полноте. (Возможно, удобнее вести портфолио, составляя его от руки или в электронном виде.)

Ученики «очищают» первоначальные данные, классифицируют их, анализируют и делают выводы. Идет развитие навыков критического мышления.

Для проведения таких исследований часто необходимы современные данные из местных малотиражных источников, когда сбор сведений из Интернета невозможен (краеведческий аспект).

Вебсайт школьной библиотеки

«Зачем он нужен?» Этот вопрос не один раз услышат библиотекари, выступившие с подобной инициативой. Что же, давайте убеждать оппонентов. Заодно и проясним спорные моменты.

Образовательно-информационная компонента. Каждая школьная библиотека, которая строит свой сайт, способна выступить информационным центром для каждого школьника и педагога. Библиотечный вебсайт может стать современным каналом доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам школьной библиотеки. Он же может привести к лучшим, отобранным профессиональной рукой, ресурсам других учреждений. Обычно сайт школьной библиотеки является частью общего сайта школы.

Педагогическая компонента. После некоторого использования библиотечного сайта, дети могут создавать там свои собственные страницы. Библиотечный сайт может быть домашней страницей на компьютерах учеников и учителей. Школьная библиотека становится местом безопасного информационного пространства, первично необходимой информационной системой для всего школьного коллектива. В этом случае пользователи могут сказать: «Все началось в школьной библиотеке», которая стала воротами в огромный мир информации.

Главное место на сайте – это, конечно же, информационные ресурсы: электронный каталог школьной библиотеки; различные базы данных – от библиографических до полнотекстовых и фактографических; энциклопедии и словари; электронные журналы; коллекции ссылок на полезные ресурсы Интернета.

Стоит ли говорить, насколько важен интенсивный поиск новых идей и творческое отношение к дизайну сайта, планомерная, каждодневная работа по его администрированию и технической поддержке. Кстати, вебдизайнера можно пригласить для работы не с отдельной школьной библиотекой, а с несколькими библиотеками или школами, возможно, объединенными общим уровнем развития, общими приоритетными направлениями деятельности. Это будет весьма удобно впоследствии, при плановом обновлении ресурсов сайтов. Таким образом и деньги экономятся, и корпоративная работа развивается вполне естественно.

«Да, – скажете вы, – все написанное замечательное, но отдаленное будущее». Соглашусь. Но время убеждать школьное руководство в том, что школьной библиотеке и ее сайту отведена особая роль в становлении единого информационного пространства школы, уже пришло. Давайте перечислим неоспоримые преимущества сайта школьной библиотеки и Интранета школы:

· В этом случае школьная библиотека становится первичной и основной информационной системой – ядром школы.

· Такая школьная библиотека доступна для школьников, которые находятся на домашнем обучении.

· Библиотека начинает играть особую роль в дистанционном обучении, поскольку ее ресурсы доступны в любое время в любом месте.

· В такой школьной библиотеке создается пространство, в котором принимается во внимание возраст, уровень подготовки, особенности развития, личные предпочтения.

· Справедливый результат в обслуживании. Теперь доступ к информации не зависит от физического размещения пользователя.

· Создано высококачественное информационное пространство, где собраны наиболее содержательные ресурсы.

Что еще нового может предложить школьная библиотека современной, занятой модернизацией и внедрением технологий школе?

Веб + АИБС = !

Автоматизированные библиотечные информационные системы в библиотеках школ уже не новость. Мы знаем, что использование АИБС позволяет автоматизировать все основные библиотечные процессы. Сочетание вебтехнологий с возможностями применяемых в библиотеках информационных систем, дает возможность предложить на сайтах школьных библиотек целый ряд новых услуг. Которые, на самом деле, просто более комфортные варианты традиционной, всем нам хорошо известной, работы. Это электронное продление сроков пользования материалами, электронный заказ на книги, находящиеся пока у другого читателя, справочное обслуживание по электронной почте – e-reference, онлайновые формы МБА, которые дают возможность удаленному пользователю заказать нужные ему материалы.

Несколько слов
об электронной почте

Электронная почта стала удобным средством сообщения людей. Любой, желающий иметь электронный адрес, может получить его бесплатно. Личные электронные адреса сегодня есть у многих педагогов, учеников. При столь активном развитии электронной почты получает свое распространение новый вид библиотечного сервиса – справочное обслуживание по электронной почте. Такой сервис современнее и комфортнее традиционного справочного обслуживания. Он может быть крайне востребован детьми, находящимися на домашнем обучении.

Эту услугу можно разместить на сайте школы. За рубежом электронный справочный стол называется «Спроси библиотекаря». Воспользоваться удаленным обслуживанием могут педагоги, ученики, сотрудники школы, которые по электронной почте отправят вопросы и получат на них компетентные ответы.

Онлайновый межбиблиотечный абонемент – МБА

Возможности службы МБА всем нам хорошо известны еще с советских времен. Сегодня рост цен на книги может привести к использованию этого вида обслуживания. Заказы по МБА можно оформлять на библиотечных сайтах. Пользователь заполняет ряд полей, которые повторяют традиционный печатный бланк МБА. Щелчком мыши отсылается заявка, которая поступает на адрес электронной почты службы МБА ближайшей крупной библиотеки.

Справочно-библиографическое обслуживание

Стремительное развитие Интернета как ресурса научной, образовательной, справочной информации оказывает свое влияние на справочно-библиографическое обслуживание. Меняются содержание и методы этой деятельности.

Все активнее используются электронные источники информации. Они образуют постоянную базу для выполнения различных запросов пользователей. Составными элементами такой базы выступают коммерческие БД, электронные справочные издания на оптических компакт-дисках и в онлайновом доступе, вебсайты различного содержания.

Библиограф должен прекрасно ориентироваться в пространстве глобальных сетей, выискивая там самые свежие и достоверные сведения. Методика нахождения информации в новой электронной среде по своей логике близка к традиционному библиографическому поиску. И потому именно библиограф может стать ведущим специалистом по освоению Интернета.

Выполняя запросы пользователей, чаще всего библиотекари обращаются к таким универсальным поисковым машинам, как AltaVista, Google, Rambler, Yandex. Эти системы позволяют искать информацию в так называемом бесплатном Интернете.

Для поиска информации библиографы также используют базы данных, онлайновые словари и энциклопедии, электронные библиотеки и журналы. Что это за ресурсы?

Базы данных

Это организованные коллекции записей, сделанных с помощью компьютерных технологий и хранящихся в машиночитаемой форме. Современные базы данных могут содержать тексты рефератов, журнальных и газетных статей, законов, отчетов; библиографические описания книг и статей, таблицы, статистические данные. Существуют базы данных самого различного содержания и объема. Они могут быть размещены в свободном доступе или приобретаться за плату. Из ресурсов, предоставляемых в свободном доступе в Интернете, хотелось бы назвать базу данных по образованию ERIC (язык – английский). Ее адрес: http://www.askeric.org/Eric/

Стоят базы данных, как правило, дорого. За рубежом библиотеки объединяются в консорциумы, чтобы приобретать такие ресурсы для совместного пользования – в складчину.

Электронные журналы

Использование журналов в электронном формате – это возможность решить сразу ряд проблем. В первую очередь, финансовых: некоторые электронные журналы размещены в Интернете в открытом доступе или стоимость электронной подписки значительно ниже, чем традиционная. Кроме того, решаются вопросы размещения, организации доступа и т.д. Среди преимуществ электронных журналов можно отметить актуальность информации, возможность ее «скачивания», удобство поиска, многопользовательский доступ. Библиотеки делают отсылки к электронным версиям печатных журналов со своего вебсайта.

Электронные библиотеки

Это коллекция оцифрованных материалов (оцифровывание – перевод текста, изображения, звукового файла в цифровую форму), доступная через компьютер, локальную компьютерную сеть или Интернет.

Технология оцифровывания библиотечных материалов в последние годы активно развивается. Различные формы документов, от карт и рукописей до фильмов и звукозаписей, могут быть переведены в цифровую форму. Увы, проблемы неизбежны и здесь. К ним в первую очередь относится дороговизна цифровых проектов. (Но ведь знать об этом мы должны, не правда ли?)

Хотелось бы сказать несколько слов о каталогизации ресурсов Интернета.

Громадный объем информации в Интернете требует ее грамотного (с нашей, библиотечной точки зрения) использования. Библиотекари должны отобрать, систематизировать наиболее ценные и надежные сетевые ресурсы и рекомендовать их пользователям.

Для описания материалов Интернета применяются традиционные принципы каталогизации. Однако, каталогизация – не единственный подход к организации онлайновых ресурсов.

На вебсайтах различных библиотек создаются тематические путеводители по Интернету. Это специально отобранные ресурсы разной полноты охвата материалов и различной подробности описания. По своему содержанию путеводители могут быть универсальными или тематическими. Онлайновый путеводитель имеет разделы, в которых некоторые или все данные аннотированы.

Зачем же еще и каталогизация? Для расширения кругозора тех пользователей, которые не посещают Сеть. Они встретят ссылки на интернет-ресурсы в ходе обычного поиска по каталогу и получат представление о новых ценных материалах. Кроме того, это обогатит онлайновые каталоги библиотек, возрастет их использование. Больше пользы всем: и библиотекам, и ее посетителям.

Стоит обратить внимание и на идею кооперации. Совместная работа библиотекарей нескольких школ позволит быстро и полно собрать в едином электронном справочнике ресурсы по образованию и педагогике. Это могут быть базы данных, электронные и печатные журналы и книги, онлайновые библиотечные каталоги, статьи и указатели.

Для работы со школьниками важно развивать и электронную рекомендательную библиографию. Школьники должны знакомиться не только с электронными текстами на различных носителях. Дети должны любить читать книги. А рекомендовать им лучшие образцы литературных произведений можно в той форме, которая для современных ребят наиболее привлекательна – в электронной.

Возможно, я опять «намечтала семь верст до небес». Уж простите меня. Я так хочу, чтобы к поразительному духовному богатству моих коллег, их подвижничеству и самоотверженному отношению к делу (как не вспомнить слова академика Лихачева: «библиотекари – последние святые на Руси») добавилось еще немного. Технологическая компетентность и творческое использование информационно-телекоммуникационных технологий в работе.

P.S. Знаете, какое слово чаще других повторяется в этом материале? «Уже». И я этому так рада!

Использованные материалы:

1. David Loertscher http://www.iasl-slo.org/conference2002-loertscher.html

2. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США http://orel.rsl.ru/nettext/russian/eremenko/book.html

________________

* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста в № 3–2005, 4–2005