Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Размышления

Неля Кешишян

«Чудо» из 11 «Б»

На ребят смотрю с оптимизмом

Неля Сергеевна Кешишян 
зав. библиотекой
средней школы № 8
г. Майкоп

Господи, неужели старею? Мысль эта пришла в голову сама собой и очень удивила меня. Странное дело: тут же, быстро как конструктор «Лего», сформировалась другая мысль и ответила на мой немой вопрос: «А просто, мадам, вы стали частенько задумываться о смысле жизни». Интересно, о смысле жизни вообще или конкретно по поводу. Непонятно. Ну да ладно. Не очень-то и хотелось влезать в дебри. Лучше подумать о чем-нибудь попроще. Ну, например, как найти какую-нибудь вечернюю работу, плюс к моей основной, любимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Да, мысль, конечно, простая, но совсем не веселая. А хочется чего-то искристого, счастливого, чуда в конце концов что ли? Не успела мысль вдоволь наполниться разными желаниями и нужностями, как чудо само, беспредельно счастливое и шумное, влетело в библиотеку. На ходу выкрикивая слова приветствия и излагая повод своего пришествия, оно материализовалось в виде Вовки Крюкова из 11 «Б».

Мои губы сами собой растянулись в улыбке, а настроение стало выплясывать тарантеллу. И дело было совсем не в том, чтобы с удовольствием выполнить Вовкину просьбу и выдать ему Горького Мать на дне, а в том, что просто мне очень приятно его видеть. Да и не только его, а всех ребят, которые приходят в школьную библиотеку за чем-то конкретно или просто поговорить по душам.

И очень мне обидно становится за них, когда их называют нечитающим поколением. Почему-то очень хочется до хрипоты в горле поспорить именно на эту тему.

Конечно, хорошо бить себя в грудь и ставить в пример: вот, мол, мы такие были читающие, такие целеустремленные, а вот они книжку в руки не берут – компьютерное поколение. И сами того не замечая, называем ключевое слово в нашем споре – «компьютерное поколение». Да разве это их вина, что они такие? Ответственность-то за это как раз и лежит целиком и полностью на нас.

Присутствуя как-то при разговоре журналиста и ученика, я услышала вопрос, поразивший меня своей некорректностью. А вопрос звучал так: «Что тебе нравится больше компьютер или книга?» Кинув на взрослого дядю робкий взгляд, ребенок неуверенно ответил, что дескать, книга ему нравится больше (потому что она написана давно и в ней много умного), при этом, видимо, глубоко сомневаясь, правильным ли был его ответ, этого ли ждали от него.

С колокольни своего опыта и того, что я наблюдаю каждый день, могу с полной уверенностью сказать, что читают наши дети, читают. Может не совсем то, что нам хотелось бы, или правильнее сказать, – не то, что читали и читаем мы – взрослые. Ну уж извините! На то мы и разные поколения.

Да, они накомпьютеризированы так, что нам и не снилось, да, они читают, в основном, справочную литературу, и у них катастрофически огромная часть дневного времени уходит на уроки, репетиторов, всевозможные курсы и т.д. А все потому, что они здорово понимают: если не успеют загрузить свои головы нужной им информацией, не смогут поступить в престижный вуз, устроиться на хорошую, достойно оплачиваемую работу, то будут как вот некоторые искать вечерний приработок.

А что больше всего радует меня в наших юных читателях, это то, что они замечательно четко видят разницу между компьютером и книгой.
И они прекрасно понимают, откуда можно «скачать» информацию, а что взять почитать для души.

P.S. Уже со звонком Вовка Крюков из 11 «Б» выбежал из библиотеки. Он очень спешил, боясь опоздать на контрольную по химии, на ходу запихивая в переполненную папку Горького и Коэльо. Уже вслед успеваю ему крикнуть, чтоб вернул «Алхимика» через неделю, ведь за ним очередь.